zabika.ru 1 2 3 4
Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов»


Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № 3

от «12» января 2006 года


Утверждаю

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов»

_______________ Л.Ю.Кулакова

«12» января 2006 года



ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы

с углубленным изучением отдельных предметов

на 2006-2010 годы


Старый Оскол – 2006
СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1

Информационно-аналитическое обоснование программы развития

1-9




1.1. Паспорт программы развития образовательного учреждения

1-2




1.2. Информационная справка образовательного учреждения

3-6




1.3. Аналитико-прогностическое обоснование программы

6-9

Раздел 2

Концептуальное основание программы развития образовательного учреждения

10-17





2.1. Методологические основы для разработки концепции программы

10-14




2.2. Стратегические императивы

14-17

Раздел 3

Основные направления и механизмы реализации программы развития образовательного учреждения

18-24




3.1. План реализации программы развития

18-23




3.2. Система и механизмы управления образовательным учреждением

24

Раздел 4

Ресурсное сопровождение реализации программы развития образовательного учреждения

25-26




4.1. Основные ресурсы для жизнеобеспечения новой модели образовательного учреждения

25




4.2. Финансово-экономическое сопровождение реализации программы развития

26

Раздел 5

Ожидаемый результат, показатели социально-экономической эффективности и индикаторы реализации программы развития образовательного учреждения

27-30

РАЗДЕЛ 1. Информационно-аналитическое обоснование программы развития

1.1. Паспорт программы развития


Краткая аннотация программы

Настоящая программа определяет концепцию развития школы с углубленным изучением отдельных предметов и основные направления деятельности по формированию не только целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, но и опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Характеристика нормативно-правовой базы

1. Конвенция о правах ребенка

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации

4. Закон РФ «Об образовании»

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

8. Концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области»

9. Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углублённым изучением отдельных предметов» город Старый Оскол

Цель программы


Формирование личности каждого школьника, владеющей ключевыми компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции.

Основные задачи

1. Улучшить условия для повышения качества образования каждого обучающегося школы.

2. Совершенствовать научно-методическую подготовку педагогов школы по проблемам формирования ключевых компетенций обучающихся на основе инновационных идей доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии А.В. Хуторского.


3. Интегрировать деятельность всех участников образовательного процесса по осуществлению компетентностного подхода к обучению и воспитанию.


Принципы программы

1. Принцип преемственности данной программы развития и программы развития образовательного учреждения, реализованной в 2001-2005 годах.

2. Программно-целевой подход, предполагающий единую систему планирования и контроля.

3. Принцип соответствия динамически изменяющимся требованиям и условиям реализации программы

4. Принцип развития методологической компетентности участников в реализации инноваций в программе развития и в совершенствовании образовательного процесса.

Сроки и этапы реализации

Сроки реализации программы: с января 2006 года по декабрь 2010 года.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный (2006-2007 гг.)

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации российского образования.

2. Основной этап (2007-2009 гг.)

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

3. Обобщающий (2009-2010 гг.)

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация полученных результатов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты программы

1.Повышение рейтинга образовательного учреждения в городском социуме и значимости обучения и воспитания внутри школы.

2. Достижение выпускниками школы более высокого качества образования в результате овладения ключевыми компетенциями.

3. Расширение возможностей социализации обучающихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.


4. Достижение положительной динамики развития профессиональной компетентности педагогов.

5. Достижение высокого уровня информационной культуры педагогов.

6.Обеспечение сохранности и укрепления здоровья обучающихся за счет создания безопасных и комфортных условий в школе.


Финансовое обеспечение

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местного бюджета и дополнительных привлеченных средств (благотворительные средства, доходы от платных дополнительных образовательных услуг).


1.2. Информационная справка образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» открыто 1 сентября 1985 года.

1991 г. – Открытие филиала школы, введение платных дополнительных образовательных услуг.

1992 г. – Создание классов с углубленным изучением физики и математики.

1993 г. – Введение изучения английского языка в начальной школе.

1996 г. – Включение в эксперимент по апробированию новых технологий в преподавании русского языка и литературы по авторским программам ученых Воронежского государственного педагогического университета кандидата филологических наук Ю.А. Поташкиной и доктора филологических наук Б.С. Дыхановой.

1997 г. – Создание классов с углубленным изучением химии, биологии, русского и иностранного языков, общественных дисциплин.

1998 г. – Получение статуса муниципальной средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов.

1999 г. – Организация экспериментальной работы по теме «Гуманизация образовательного процесса на основе технологий и методик доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического университета Н.Е. Щурковой».


2000 г. – Открытие лицейских классов Российского государственного гуманитарного университета, работающих по программе «Российский гуманитарный лицей».

2003 г. - Включение в эксперимент по переходу на профильное обучение на старшей ступени общего образования.

2003 г. – Прохождение общеобразовательным учреждением аттестации и государственной аккредитации.

2004 г. – Участие в областном конкурсе «Школа года - 2004»

2004-2006 гг. – Включение в опытно-экспериментальную работу СОГИУУ (экспериментальная площадка) по проблеме «Комплексное использование технологии учебных циклов доктора педагогических наук Г.Г. Левитаса»

2006 г. – Включение в региональный эксперимент по теме "Развитие форм государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях и на муниципальном уровне".

2006 г. – Школа – опорное образовательное учреждение центра духовно-нравственного просвещения при управлении образования по проблеме «Духовно-нравственное воспитание школьников»

2006 г. – Включение в опытно-экспериментальную работу СОГИУУ (локальная экспериментальная площадка) по теме «Апробация учебника профессора Н.С. Пурышевой «Физика. 7 класс» (научный руководитель профессор Н.С. Пурышева, МГПУ, г. Москва).
2007 г. - Школа - победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП "Образование".




Традициями школы являются:


  • уважение к личности ученика и педагога;

  • стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

  • создание условий для развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;

  • признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности каждого ученика;

  • обобщение и распространение актуального педагогического опыта;


  • ориентация на использование инновационных педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения.

По состоянию на 1 января 2007 года в школе обучается 718 учащихся в 34 классах-комплектах, из них в начальной школе 293 ученика в 14 классах, в основной школе 315 учеников в 15 классах и в 10-11-х классах 110 учеников в пяти классах. Социальный состав обучающихся: 84,9 % - из семей рабочих и служащих, 6,8 % - из семей предпринимателей, 0,4 % - из семей пенсионеров, 7,1 % - из семей безработных, 0,6 % - из семей инвалидов.

Образовательный уровень родителей и состав семей различен: высшее образование – 30,9 % , неполное высшее – 3,9 %, среднее специальное –

53,9 %, среднее – 10,6 %, неполное среднее – 0,4 %.

По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом: обеспеченные – 70,8%, среднего дохода – 1,7%, малообеспеченные - 27,5%.

Школа полностью укомплектована кадрами, педагогический коллектив стабилен в течение 10 лет. В настоящее время в школе работают 58 учителей, 2 социальных педагога, 1 педагог-организатор, 1 логопед, 1 психолог, 1 библиотекарь.

В микрорайоне находятся 2 общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов и 1 гимназия художественно-эстетической направленности, 3 дошкольных учреждения, комната школьника, школа искусств, спортивная детская юношеская школа олимпийского резерва имени А.Невского, 2 библиотеки.

У школы сложились творческие контакты с Центрами развития творчества детей и юношества № 1 и № 2, со Старооскольским театром для детей и молодежи, с Центральной детской библиотекой, с городской библиотекой имени А.С.Пушкина, со спортивной детской юношеской школой олимпийского резерва имени А.Невского, с кинотеатром «Быль», краеведческим, художественным музеями, областной филармонией, со школой искусств № 2, детским биолого-экологическим центром, комнатой


школьника «Саланг», экскурсионным бюро «Оскол-тур», советом ветеранов Оскольского электрометаллургического комбината.

На протяжении ряда лет социальными партнерами школы являются Российский государственный гуманитарный университет, Старооскольский технологический институт (филиал ГОУ ВПО «Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет)»), Старооскольский филиал Белгородского государственного университета, Старооскольский медицинский колледж, совет ветеранов Оскольского электрометаллургического комбината, совет общественности микрорайона.

За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения города и района. Степень обученности школьников за последние 3 года стабильно сохраняется на допустимом и высоком уровне, качество знаний составляет от 57% до 57,2%. Регулярно проводимая диагностика уровня воспитанности обучающихся свидетельствует, что у 78 % школьников сформировано активное положительное отношение к нравственным нормам. Ежегодно 70-74% выпускников поступают в высшие учебные заведения города, области и России, в том числе в МГУ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, РГГУ.

В 2004 году наша школа принимала участие в областном конкурсе «Школа года- 2004» и заняла 3 место. Школа награждена дипломом за активное участие в Интернет-фестивале педагогических идей «Открытый урок», проводимом издательским домом «Первое сентября» (2005 год). За активное участие в 2004-2006 годах в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» школа имеет благодарственное письмо организационного комитета программы.

С 1992 года школа оказывает платные дополнительные образовательные услуги. Их спектр ежегодно изменяется в соответствии с потребностями и желаниями обучающихся и родителей: довузовская подготовка, различные кружковые занятия, творческие студии по интересам, спортивные секции. Предоставление платных дополнительных образовательных услуг позволяет школе иметь ежегодно от 250 до 280 тысяч рублей. За последние три года благотворительная помощь открытого акционерного общества «Оскольский электрометаллургический комбинат» составила от 1 до 1,5 миллионов рублей, что дает возможность пополнять материальную базу школы новой мебелью, компьютерным оборудованием, учебно-наглядными пособиями.


Управление школой осуществляется на основе соблюдения принципов демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности обучающихся. Правомочным коллегиальным органом школьного управления является Управляющий совет, преемник Попечительского совета школы.

Административное управление школой осуществляет директор и его заместители. Директор координирует деятельность всех участников

образовательного процесса через педагогический совет, методический совет, родительский комитет школы.

Педагогический коллектив школы образует методические объединения, на уровне которых осуществляется контроль и координация педагогической деятельности учителей.

1.3. Аналитико-прогностическое обоснование программы

Анализ внешних факторов.

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, задает новые ориентиры в образовательных целях школы. Обозначены новые требования к ступеням школьного образования в целом: четырехлетняя начальная школа; относительная завершенность общего образования в основной школе; возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы.

Сегодня знания не самоцель. В процессе обучения важен деятельностный подход, не монолог, а диалог. Школа должна обеспечить такое базовое образование, которое позволит в дальнейшем легко овладеть профессией или продолжить обучение в вузе. Кроме того, школа должна дать подростку необходимый багаж, позволяющий ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться к жизни за пределами школьных стен, самостоятельно принимать обдуманные решения и нести за них ответственность.

Необходимо воспитывать и развивать в детях духовность, терпимость, сострадание, ответственность за свои поступки, активную гражданскую позицию. Совместную деятельность школьного сообщества строить так, чтобы физическая культура, здоровый образ жизни стали для детей органичными и естественными, превратились в залог успешного и счастливого будущего.


Педагоги должны учить детей справляться с информационными потоками, искать и находить нужную информацию, вовлекать школьников в научно-исследовательскую деятельность, прививать им интерес к учебному поиску и открытиям.

Анализируя возможность построения своей деятельности с учетом выше обозначенных ориентиров, в качестве основы проектирования ее содержания мы выбрали совокупность ключевых компетенций, формирование у школьников каждой из которых преимущественно связано с определенными видами жизнедеятельности человека.

Нельзя оставить без внимания и демографический фактор: снижение численности обучающихся. Это предопределяет необходимость сохранения контингента школьников, а значит, поиска путей еще большей «привлекательности» школы для родителей и обучающихся.

Анализ внутренних факторов.

В течение последних трех лет школа работает без второгодников. Качество знаний обучающихся стабильно и составляет от 57% до 57,2%. Высокие результаты обучающихся на выпускных экзаменах по русскому языку и математике в форме ЕГЭ позволяют школе занимать ведущие

позиции в рейтинге городских школ (статистика основных результатов единого государственного экзамена в Белгородской области в 2004, в 2005 годах). Все выпускники, претендовавшие на получение золотой и серебряной медалей, подтверждали свои знания на пробных и выпускных единых государственных экзаменах. Ежегодно школа имеет победителей и призеров городских и областных олимпиад по различным предметам. С 1999 года по 2005 год обучающиеся школы в областной олимпиаде по математике занимали призовые места: 5 лет - 1 место, 2 года – 2 и 3 места. Два выпускника школы были приглашены для обучения в МГУ без сдачи вступительных экзаменов как победители областных олимпиад. 4 выпускника получают губернаторскую стипендию за победы в республиканских конкурсах. Имя нашей выпускницы внесено в Российскую энциклопедию «Одаренность-2006». 2 ученицы школы награждены премией главы муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» «Одаренность - 2006». Ежегодно обучающиеся школы успешно участвуют в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России».


Положительная динамика результатов обучающихся позволяет сделать вывод о том, что школа обеспечивает высокий уровень теоретической подготовки школьников за счет своего стабильного функционирования и непрерывного развития. В настоящее время школа переходит на очередной виток развития с учетом изменений подходов к оценке достижений обучающихся (ключевых компетенций), личностной направленности образования.

Первичный анализ уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся 8-9 классов (методика Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова) показал, что:


Ключевые компетенции

%

1. Ценностно-смысловые

48

2. Общекультурные

42

3. Учебно-познавательные

56

4. Информационные

34

5. Коммуникативные

50

6. Социально-трудовые

32

7. Личностного самосовершенствования

38


Обучающиеся, имеющие хорошую теоретическую подготовку, испытывают трудности при решении конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Причиной этого является отсутствие целенаправленной работы педагогического коллектива по формированию ключевых компетенций обучающихся. Поэтому считаем необходимым на новом этапе развития школы выстраивать свою деятельность на основе компетентностного подхода. Гарантом успешной дальнейшей работы в этом

направлении является высокопрофессиональный, имеющий высокий творческий потенциал педагогический коллектив.

Два лучших учителя школы в 2006 году стали победителями конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и получили денежное поощрение в размере 100 тысяч рублей.

Учителя школы являются руководителями городских методических объединений учителей английского языка и химии, членами экспертных групп муниципальной аттестационной комиссии, руководителями трех творческих объединений. 18 педагогов прошли дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для будущего». На базе школы ежегодно проводится не менее трех городских семинаров разного уровня.

На протяжении ряда лет педагоги успешно используют современные образовательные технологии и инновационные образовательные программы.

Ученые–разработчики доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова, кандидат филологических наук Ю.А. Поташкина, доктор филологических наук Б.С. Дыханова, доктор педагогических наук Г.Г. Левитас проводили на базе школы научно-практические семинары. Под непосредственным руководством этих ученых учителя осваивали инновационные технологии и внедряли их в образовательный процесс. Кроме того, педагоги используют

интегральную технологию (автор – доктор педагогических наук В.В. Гузеев), технологию проблемного обучения (автор – кандидат психологических наук Л.Е.Мельникова), технологию развития критического мышления, метод проектов, информационные технологии.

Однако мониторинг использования информационно-коммуникационных технологий выявил, что лишь 26 % педагогов систематически используют их в образовательном процессе. Причина данной проблемы заключается в недостаточной подготовленности некоторой части учителей к использованию информационных ресурсов в образовательном процессе и отсутствии необходимой материально-технической базы.

Следует отметить, что учителя школы успешно реализуют инновационные образовательные программы: авторская программа по русскому языку Ю.А. Поташкиной, авторская программа по литературе Б.С.Дыхановой, программы «Российский гуманитарный лицей» (всеобщая история, история отечественной культуры, отечественная история); программа углубленного изучения биологии в 10-11 классах (автор В.Б. Захаров), программа углубленного изучения русского языка в 10-11 классах (авторы Дейкина А.Д., Пахнова Т.М), программа для 10-11 классов с углубленным изучением физики (авторы: Ю.И.Дик, В.А. Коровин, В.А. Орлов, А.А. Пинский), программа для 10-11классов с профильным изучением физики (автор – В.А. Касьянов), экспериментальная программа по физике. 7-9 классы (авторы: Н.Е. Важеевская, Н.С. Пурышева), элективный курс для 10-11классов «Методы решения физических задач» (авторы: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров). Учителями школы разработаны авторские программы

элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В школе накоплен богатый опыт воспитательной работы. В основу воспитательной системы школы положена педагогическая технология доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой, на основе которой составлена программа воспитания школьников «Я в мире и мир в моем Я». Планомерно реализуются школьные целевые программы: «Духовно-нравственное воспитание школьников», «Гражданско-патриотическое воспитание», «Здоровье», «Одаренные дети».

Но результаты анкетирования обучающихся 9-11 классов показали, что у 38 % школьников недостаточно сформированы духовно-нравственные качества, соответствующие исконной русской ментальности. Причина данной проблемы состоит в достаточно низком уровне духовности окружающего социума и приоритетности материальных ценностей у родителей и обучающихся.

Мониторинг физического здоровья школьников составляет основу для планирования оздоровительной работы. Статистические данные свидетельствуют о стабильности состояния здоровья обучающихся за последние три года. Однако проблема сохранения здоровья детей и внедрения технологий здоровьесбережения по-прежнему остается актуальной: по данным мониторинга здоровья лишь 56,6 % обучающихся практически здоровы, 41,7 % - состоят на диспансерном учете, 1,5 % составляют дети-инвалиды.

В результате анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование и развитие школы, были выявлены следующие противоречия:

- между неподготовленностью отдельных обучающихся к восприятию ключевых компетенций и высокими требованиями, предъявляемыми педагогическим коллективом школы к освоению данных понятий;

- между разноуровневой подготовкой педагогов и необходимостью непрерывного повышения профессиональной компетентности каждого из них;

- между недостаточной разработанностью проблемы компетентности в педагогике и современными требованиями к ее разрешению в условиях школы.


На основании анализа выявленных противоречий была определена

проблема нашей исследовательской работы: повышение профессиональной компетентности педагогов и формирование ключевых компетенций обучающихся на основе инновационной деятельности.


следующая страница >>