zabika.ru 1

Российская академия образования


Центр дистанционного образования "Эйдос"

logo


Всероссийская

дистанционная эвристическая олимпиада

по русскому языку


2009 год
Олимпиадные задания
1-2 классы

СОГЛАСНЫ!
Почему гласные называются гласными, а согласные звуки – согласными? Как ты думаешь, с кем и на что соглашаются согласные звуки? Придумайте, запишите и оформите текст соглашения, который подписали между собой гласные и согласные звуки.

Е.В.Шерстова
3-5 классы
КОРЗИНЫ ДЛЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Осень время плодов, ягод, грибов. Отправимся и мы в лес, но только совершенно необычный. В этом лесу растут самые разные существительные. Ваша задача - собрать урожай существительных, но сделать это не хуже настоящих грибников, которые разные грибы складывают в разные корзины: в одну корзину – лисички, в другую – грузди, в третью – подосиновики и т. д.

Подумайте и нарисуйте, сколько корзин Вам понадобится для сбора урожая существительных. Какие существительные вы соберете в одну корзину, какие – во вторую, третью и т. д. Как можно назвать или надписать каждую из корзин? Дайте к своему рисунку словесные пояснения.

Е.Н.Белова
КАК МЕНЯ ЗОВУТ? Итак, будем знакомы, уважаемый участник олимпиады! Запишите свое имя в самых разных вариациях, пусть их будет как можно больше. Дайте комментарий к каждому варианту своего имени: кто и почему так Вас называет, какое из вариантов имен Вам нравится больше всего.

А теперь объявляем конкурс на самое вариативное имя! Найди или вспомни имя, которое имеет самые разные варианты: чем больше вариантов, тем больше шансов у имени стать победителем конкурса. Напиши, какие из вариантов этого имени Вам нравятся больше и почему?

Е.Н.Белова

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА. Рассказ В.А.Осеевой повествует о мальчике Павлике, который никак не мог получить то, что просил, пока незнакомый старичок не сообщил ему «волшебное слово», благодаря которому все просьбы мальчика нашли благожелательный ответ. Это было слово «пожалуйста». Назовите слова, кроме общеизвестных «спасибо», «извините» и т.д., которые для вас обладают настоящей магической силой и считаются для Вас самыми волшебными. Свой ответ оформите в таблице:

Кто произносит волшебные слова

Какие именно слова

В чем их волшебство

Волшебные слова моих родителей







Мои волшебные слова







Волшебные слова моих учителей







Свои варианты







Е.В.Шерстова
ЭКСПОНАТ. Известный лингвист Лев Иванович Скворцов предлагает создать Музея русского слова. Предложите свой экспонат для этого музея, поясните свой выбор. Нарисуйте, как вы представляете размещение своего экспоната в Музее русского слова.

Е.В.Шерстова


6-7 классы

У НОЧНОГО КОСТРА С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ. Вспомните рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг»: в нем герои, сидя у ночного костра, рассказывают удивительные истории, которые произошли с ними в прошлом. А если бы у такого ночного костра сидели ожившие числительные. Один, Два и Пять? Что удивительного они могли бы рассказать о своем прошлом?


Напиши небольшой рассказ «У ночного костра» о том, какие истории числительных Один, Два, Пять можно было бы услышать, оказавшись рядом с ними.

Е.Н.Белова
«ГОЛОС» ПРИРОДЫ. Перед тобой описание речи героев повести М. Горького «Детство»:

Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней (бабушка Алеши Пешкова)

говорит насмешливо, обидно, подзадоривая … (дед Алеши Пешкова)

К каким природным образам можно было бы отнести эти слова? Найдите в литературе, сочините сами описания речи, фразы, предложения отражающие особенности речи человека. Найдите соответствия этих описаний, фраз, предложений звукам природы. Сделайте общий вывод о возможностях русской речи выразить «голос» природы. Оформите свои наблюдения и размышления в виде таблицы:


Описание речи/ фраза/ предложение

Образ из литературы, реальный человек

Образ природы

Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней

бабушка Алеши Пешкова из повести М. Горького «Детство»

?

говорит насмешливо, обидно, подзадоривая …

дед Алеши Пешкова из повести М. Горького «Детство»

?



































И т. д.







Вывод




Е.Н.Белова
СКАЗАТЬ ПО-РУССКИ. «Вводя в обиход двора русский национальный костюм, Екатерина желала изгнать не только чуждые моды, но и слова пришлые заменить русскими. Двор переполошился, сразу явилось немало охотников угодить императрице, ей теперь отовсюду подсказывали: «Браслет – зарукавы, астрономия – звездосчет, пульс – жилобой, анатомия – трупоразодрание, актер – представщик, архивариус – письмоблюд…». (В.Пикуль, роман «Фаворит»)

В современном русском языке все больше появляется «пришлых» слов. Проведите лингвистический эксперимент. Напишите сочинение-миниатюру (не более 10 предложений) на тему «Рабочее место современного школьника». С помощью словаря подсчитайте количество использованных Вами «пришлых» слов, выпишите эти слова и придумайте к ним синонимы, образованные разными видами сложения. Важное условие: при словообразовании синонимов используйте исконно русские слова. Запишите второй вариант своего текста, заменяя «пришлые» слова синонимами. Сравните оба тексты и сделайте свои выводы.

Е.В.Шерстова
О ВШАХ… «Русский язык достаточно богат, но у него есть свои недостатки, и один из них - шипящие звукосочетания: -вши, -вша, -вшу, -ща, -щей. На первой странице вашего рассказа вши ползают в большом количестве: прибывшую, проработавший, говоривших. Вполне можно обойтись и без насекомых», - писал М. Горький в письме одному молодому литератору.

Проведите исследование собственной устной и письменной речи на предмет выявления в ней «насекомых». Опишите, как проводилось исследование речи, какие результаты были достигнуты, какие выводы Вы сделали.


Е.В.Шерстова
ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ! Часто в сердцах человек провозглашает: «Везет камням! Ничего не делают, не чувствует, а тут бьешься, бьешься…». Ни к чему далеко ходить за примерами. Внимательно посмотрите на ручку, которой вы сейчас работаете. Олицетворите ее. Представьте, что у нее есть способность испытывать и выражать свои эмоции, переживания. Мысленно сконцентрируйтесь на этом и постарайтесь от ее имени составить внутренний монолог «Вся моя жизнь».

После написания ответьте честно: вы ей завидуете или сочувствуете?

Т.Г.Алексеева, участник курса 2009г.

8-9 классы
ОБЩИЙ ПОРТРЕТ. Прослышало Наречие о новой неспрягаемой форме глагола и обидно ему стало: изо дня в день работает оно рядом с Глаголом в разных обстоятельствах, а общего «портрета» у них нет. Пришло Наречие к Глаголу: так, мол, и так – давай отыщем художника, пусть нарисует наш общий портрет. Глагол возражать не стал, только вот знакомого художника у него не было.

Помогите Наречию и Глаголу: нарисуйте их общий «портрет», отразив в нем объединяющие их характерные черты. Ваш «портрет» может быть и схематичным, и образным, и словесным. Главное – он должен быть уникальным (единственным в своем роде), и креативным! Важно, чтобы герои узнали в нем себя!

Е.Н.Белова
ОТКРОВЕНИЕ МЕЖДОМЕТИЯ. В последнее время в русском языке происходят достаточно большие изменения: появляются новые слова (Интернет, модератор, менеджер и пр.), изменяются правила словоупотребления (так, привычное русское слово «организатор» заменили заимствования «менеджер», «продюсер»; принятое в 20-80 годы обращение «товарищи» заменяются то «коллеги», то «дамы и господа», то «леди и джентльмены» и пр.). Представь себе, что ты междометие. Напиши, что с тобой происходит в последние два-три десятка лет. Поделись своими чувствами и мыслями по этому поводу.

Е.Н.Белова

БЕЗ БУМАЖКИ — ТЫ БУКАШКА… «Усы, лапы, хвост – вот мои документы!» - восклицал кот Матроскин, но это не помогло ему заполучить долгожданную посылку. Иной раз без какой-либо справки или документа очень трудно не только получить еще более важную официальную бумагу, но и порой доказать сам факт своего существования. В то же время наличие бумаги в нужный момент может спасти жизнь, как это произошло с героями романа А.Дюма «Три мушкетера», которые в свое оправдание предъявили справку следующего содержания: «То, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства. 5 августа 1628 года. Ришелье».


Придумайте серьезные тексты с обоснованием, соблюдая официально-деловой стиль речи, для юмористических справок, которые будут действительны в следующих ситуациях:


  • Беспрепятственный выход из класса во время урока;

  • Получение денежных средств на карманные расходы;

  • Запрет участия в уборке школьных и домашних помещений;

  • На все случаи жизни

Е.В.Шерстова
БОЛТУН – НАХОДКА ДЛЯ ШПИОНА! Эта фраза имеет свою почти семидесятилетнюю историю. Сначала это была подпись к плакату, который в первые дни Великой Отечественной войны был помещен на отдельных стендах специально для прохожих. В 50-ых годах был выпущен аналогичный по смыслу плакат:

Не болтай у телефона!

Болтун — находка для шпиона!

В настоящее время обилие средств коммуникаций: мобильных телефонов, пейджеров, компьютерных программ для мгновенного сообщения и т.д. способствует как информативному общению, так и бессмысленной болтовне. Придумай свои пары антонимичных плакатов-призывов, объясняющих, почему нужно и не нужно болтать по телефону 1) на уроке, 2) в столовой, 3) в автобусе, 4) в кино.

Е.В.Шерстова
ГОМОЭВРИСТИКУС. Популярный философ и публицист А.А. Зиновьев свою книгу, посвященную анализу мировоззрения советского человека, назвал «Гомосоветикус». Слово Гомосоветикус представляет собой неологизм, составленный из латинского слова homo (человек) и латинизированного эпитета «советский». По аналогии создано слово Гомоэвристикус. Напишите научную заметку-характеристику о человеке эвристическом.

Е.В.Шерстова
10-11 классы
АХ, КАКИЕ ПРИДАТОЧНЫЕ! «Ах, какие целеустремленные эти придаточные цели! Без них главное предложение было бы просто бесцельным. Недаром многие полезные советы начинаются именно таким придаточным:

Чтобы лучше спать, надо выпить стакан воды на ночь со столовой ложкой меда.

Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души направить в одну точку.


И что ни говорите, а сопоставительные предложения весьма «наблюдательны»: они без устали сравнивают, сопоставляют. Послушайте только А. П. Чехова в рассказе «Толстый и тонкий»: «Первый из приятелей был толстый, в то время как второй был тонкий. От первого пахло хересом и флердоранжем, тогда как от второго пахло ветчиной и кофейной гущей»…»

Продолжите это Похвальное слово придаточным предложениям или напишите свое, новое. Отразите в нем такие характерные особенности придаточных предложений русского языка, которые позволяют почувствовать их живой характер, а возможно, вкус, цвет, запах.

Е.Н.Белова
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ. Рассудительность придаточных сравнительных предложений очень нравится компьютеру. Он без труда составляет короткие сопоставительные описания. Вот, например, такое описание женихов Агафьи Тихоновны (Н В. Гоголь «Женитьба») на основе её описания: «Никанор Иванович худощав, между тем как Иван Павлович толст: Иван Павлович очень видный мужчина, тогда как Балтазар Балтазарович несколько развязен. Если Никанор Иванович недурен собой, то ведь и Иван Кузьмич тоже недурен».

Вообразите, что вы в совершенстве овладели способностью компьютера, используя придаточные сопоставительные, составлять краткие сравнительные характеристики. Составьте и запишите сопоставительную характеристику заданий Вашего учебника русского языка и заданий эйдосовской олимпиады по русскому языку.

Е.Н.Белова

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ-ГИГАНТЫ. Встречались ли Вам сложные предложения-гиганты? В произведениях многих писателей-классиков второй половины XIX века можно встретить такие предложения. Представьте, что создается «Книга рекордов Гиннеса», в которую войдут самые длинные сложные предложения из произведений художественной литературы. Вместе с предложением будет увековечено имя того, кто нашёл такое предложение. При этом в Книгу будут включено сложное длинное предложение при условии, если замена его на несколько простых невозможна или нецелесообразна.


Найдите такое сложное предложение-гигант, которое могло бы претендовать на размещение в такой Книге, докажите, что замена этого предложения на несколько простых невозможна или нецелесообразна. Увековечьте свое имя!

Е.Н.Белова
ПОРТФОЛИО ИЛИ ПОРТФЕЛЬ? Слово «портфолио» стремительно вошло в жизнь современных школьников. Не достаточно ли нам привычного слова «портфель»? Оправдано ли употребление слова «портфолио» сегодня в русской речи? Свою точку зрения по этим вопросам представь в форме публичной речи на одну из тем: «О пользе слова «портфолио» в русском языке», «Слову «портфолио» не место в русском языке!».

Е.Н.Белова
ФИГА СЕ! В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля слово фига толкуется следующим образом:

ФИГА ж. дерево и ягода смоква, смоковница, винная ягода, Ficus carica; || *кукиш. Поднести фигу (дулю, шиш, кукиш). Глядит в книгу, а видит фигу. Фиговое дерево. Фигаться пск. казать друг другу кукиш, перебраниваться.

В настоящее время слова фига, фиговый, офигеть и т.д. являются постоянными спутниками речи подростков и не только. Нарисуйте свое «фиговое» дерево, отражая различные однокоренные слова к слову фига, фразеологические обороты со словом фига, их значения и эмоциональную окраску. Запишите свои рекомендации составителям словаря современного русского языка по написанию словарной статьи к слову фига.
Вариант названия «ФИГОВОЕ» ДЕРЕВО.

Е.В.Шерстова

СТАБИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РУБЛЯ. Финансовая лексика в период кризиса приобретает все большую эмоциональную окраску. И если в докризисные времена «финансы пели романсы», то в последнее время в экономических обзорах и прогнозах по телевидению и в газетах можно встретить такие выражения, как «доллар будет вести себя достаточно дерзко», «евро будет выдавать выкрутасы», «рубль будет чувствовать себя стабильно» и др.


Напишите сочинение на тему «Размышление моего кармана (кошелька) о финансовом кризисе», используя образные средства языка при употреблении экономической и финансовой лексики.

Е.В.Шерстова
О ТАЛАНТАХ И БЕЗДАРНОСТЯХ. "Талантам надо помогать, / Бездарности пробьются сами" - афоризм, придуманный советским поэтом, переводчиком, литературоведом Львом Озеровым.

Выскажите свою аргументированную точку зрения относительно предложенного афоризма, подтверждая ее примерами из своего жизненного и читательского опыта.

Выстроите по градации шкалу из слов, словосочетаний, показывающих промежуточные названия человека, который уже не бездарь, но еще и не талант. К кому по выстроенной Вами шкале Вы себя относите?

Е.В.Шерстова