zabika.ru 1 2 3 4

Сборник фатв и статей относительно атрибутов и имен Всевышнего Аллаха


http://bibliotekaislama.com

http://bibliotekaislama.wordpress.com

////////////

Тафсир слов Аллаха: "Аллах – Свет небес и земли"

Вопрос: Ас Саляму 'алейкум ва рах'мату-л-Лаhи ва баракятуh!

Брат, я хотел бы задать такой вопрос насчет тафсира 'Абду-р-рох'мана Са'ди к суре 24 айату 35:

Аллах – Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкого дерева, которое не тянется ни на восток, ни на запад. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает. Аллах приводит людям притчи, и Аллах знает обо всякой вещи.

'Абду-р-рох'ман Са'ди говорит, что Аллаh является светом небес и земли в прямом и переносном смысле. Т.е. говорит, что божественная сущность есть свет. Я хотел бы узнать далили на это, а также узнать какие еще муфассиры толковали так этот айат.

И также хотел спросить, не противоречит ли это толкование айату, где Аллаh говорит, что создал мрак и свет.

Ва-с-саляму 'алейкум ва рах'мату-л-Лаhи ва баракятуh!

Ответ: уа алеикум ассалам уа РахматуЛлахи уа баракатуху .

Хотел бы брат немного подкорректировать перевод слов шейха АбдуРахмана ас-Са'ади, которые в твоем варианте переведены как: " в прямом и переносном смысле", оригинал которых: الحسي والمعنوي Т.е. (постараюсь быть наиболее точным в выражении) свет осязаемый и смысловой. Это достаточно условный перевод этих слов, которыми шейх лишь указывает на два вида света и каждый из них имеет свое независимое значение, а не один из них переносный, а другой основной. Т.е. тафсир этому аяту можно сделать так и так, как это станет ясно с позволения Аллаха. Говорит ибн Таймия: Что касается слова Всевышнего Аллаха (смысл): "Аллах – Свет небес и земли", то будет сказано: Пришло в достоверном хадисе то, что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует, говорил в своей мольбе (дуа') : "О Аллах , Тебе принадлежит вся хвала , Ты Управлющий небесами и землями , и теми кто в них . Тебе принадлежит вся хвала, Ты Свет небес и земли , и тех кто в них ."(аль-Бухари 1020) . И не понимается из этого выражения , то что Всевышний Аллах является лучами солнца или огня , так как это не является светом небес и земли , как об этом подумали некоторые ошибающиеся , то что это выражение указывает на это. И слово – свет – иногда приходит в смысле дающего свет, освещающего (в арабской речи) другого Своим прямым путем , и в этом случае в это выражение будет входить (смысл) : "Ты Ведущий прямым путем обитателей небес и земли." И сказал Абдуллах ибн Мас'уд : "Поистине ваш Господин , нет у Него ночи , и нет у Него дня . Свет небес – от света Его Лика." И то что Всевышний – Господин( араб . ар-рроб. Слово указывающее на владение , воспитание , управление) небес и земли , и их Управляющий , это не противоречит тому что Он сделал некоторых Своих рабов воспитывающими других(т.е. в них также есть определеное описание власти , господства , управления , воспитания уместное для их слабой и неполноценной сути , как создания) в некоторых формах . Также то что Он – Свет небес и земли , Освещающий их , это не противоречит тому что Он сделал некоторые Свои создания освещающими другие создания ( как подобает слабым и неполноценным созданиям) . И слово – Свет - , если оно будет включать в себя описание Всевышнего , и Его действие , то все это будет входить в смысл слова – Свет . Так как Всевышний Аллах когда сделал луну светом , то луна стала описана светом , и тем что она светит для других , в то время как это создание из Его создааний . Что же касается Создателя , то Он более достин атрибута полноты в которой нет недостатка. См. Маджуа Фатава 20\468 .


И как общее заключение слов Ибн Таймии заключается в том, что слово – Свет – включает в себя то что позволяет арабская речь и другие доказательства , и все это в соответствие с полнотой и совершенством подобающим Всевышнему. Сказал Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует- когда его спросил Абу Зар – да будет доволен им Аллах – после Исра уа ль Ми'радж : "О Посланник Аллаха ! Видел ли ты твоего Господина ?" Он ответил : "Свет , как же я его увижу?". (Муслим 461). Сказал имам ан-Науаи : Смысл этого : "Его покрывало – свет ." Сказал имам ибн Кайем : Сказал наш Шейх (ибн Таймия ) в слове Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует-: "Свет , как же я его увижу?" – смысл этого : Там был свет , и он попрепятсвовал увидеть Аллаха ……" И указывает на достоверность того что сказал наш Шейх в смысле хадиса Абу Зар , его слова в другом хадисе : "Его покрывало – Свет."(Муслим 293) . И это свет – Аллах знает лучше – свет упомянутый в хадисе Абу Зара ( в котором Посланник Аллаха сказал ) : "Я видел свет ."(Муслим 461). См. аль-Минхадж 12\3 ,Маджуа Фатава 507\6.

Также сказал Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует : Поистине Аллах создал Его создания в темноте (т.е. у них не было света) , затем бросил им из Его света . И кого постиг этот свет , то он пошел по прямому пути , тот же кого он минул – заблудился . См. ас-Сильсиля ас-Сахиха 1076

Что же касается того противоречит ли все это аяту : "Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет. Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу других". Сура "Аль-Анам», аят 1, то конечно нет никакого противоречия, так как здесь идет речь о созданиях и единство лишь только в самом слове – свет – но не в его сути.

АбдуЛлах

//////////////////

Есть ли у Аллаха тело?

Ни в Коране, ни в хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы не встречаем упоминания о том, что у Аллаха есть тело (джисм). Поскольку Его качества не подлежат обсуждению, и человеческий разум не в состоянии постичь их, мы признаем только те имена и качества Всевышнего, которые упоминаются в текстах Корана и Сунны. Мы не имеем права приписывать Ему тело и тем более уподоблять его телам творений. Пречист Аллах и превыше всего, что лживо приписывают Ему грешники!


Всевышний сказал: «Он – Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего» (аль-Фуркан, 59). Это значит, что, говоря об Аллахе, нужно опираться только на небесное откровение. Никто не может описать Его лучше Него Самого, и верующие должны ограничиваться тем знанием о Нем, которое нам доступно из Корана и Сунны.

Считаю уместным добавить, что для обозначения собственно Аллаха, а не Его имен, качеств или деяний богословы используют термин "сущность Аллаха" (затуллах). Сущность не относится к именам или качествам нашего Господа, напротив, с ней связаны многие Его качества. А лучше всего об этом известно Ему одному!

Э.Кулиев

7 апреля 2005 г.

//////////////////

Милость Аллаха

Вопрос № 20468: Милость Аллаха к Его рабам.

Аллах настолько милостив, что, как я слышал, любит нас сильнее, чем 70 матерей любят своего ребёнка. Правда ли это? Поясните, пожалуйста!

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Аллах – свят Он и велик! – является Милостивым и Милосердным. Он самый милосердный из всех. Его Милость объемлет всё. Он сказал: «… а моя Милость объемлет всякую вещь» (Св. Коран, 7: 156).

В «сахихе» Муслима передаётся со слов Абу Хурайры, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «У Аллаха есть сто частей Милости. Одну из них Он вложил в людей, джиннов, животных и насекомых. Из-за неё они оказывают друг другу сочувствие и милосердие. По этой же причине дикое животное проявляет жалость к своёму детёнышу. Остальные девяносто девять частей Милости Аллах отложил, [чтобы] проявлять её к Своим рабам в День Воскрешения».

Муслим (6908).

Передают со слов ‘Умара б. аль-Хаттаба – да будет доволен им Аллах! – который сказал: «К Посланнику Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – привели пленников. Среди пленных была женщина, которая [что-то] искала. Когда же она нашла среди пленных своего маленького сына, то схватила его, обняла, а потом накормила грудью. Тогда Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал нам: “Как вы думаете, бросит ли эта женщина своего ребёнка в огонь?”. Мы ответили: “Нет… клянёмся Аллахом! Добровольно она его никогда не бросит”, — и Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: “Аллах же более милостив к Своим рабам, чем эта женщина к своему ребёнку”».


Текст хадиса согласован аль-Бухари (5653) и Муслимом (6912).

Также проявлением Милости Аллаха к Его рабам является то, что он отправил посланников и ниспослал писания и законы, дабы жизнь рабов строилась на основе норм благоразумия, вдали от нищеты, тягот и стеснений. Всевышний сказал: «Мы отправили тебя только как милость для миров» (Св. Коран, 21: 107).

Милость Всевышнего – это то, что в День Суда будет вводить Его верующих рабов в Рай, и никто не войдёт в Рай только благодаря своим деяниям.

Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Никого не введут в Рай его деяния». Его спросили: «И даже тебя, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «И даже меня, если только Аллах не покроет меня Милостью. Поступайте благоразумно, старайтесь быть близкими [к совершенству], и пусть никто из вас не мечтает о смерти, так как если он хороший человек, то у него есть возможность сделать еще больше хорошего, а если он плохой человек, то у него есть возможность исправиться!».

Приводят аль-Бухари (5349) и Муслим (7042).

Верующий должен оставаться в состоянии между надеждой на Милость Аллаха и страхом перед Его Наказанием. Аллах говорит: «Сообщи Моим рабам, что Я – Прощающий, Милосердный, но наказание Моё – наказание мучительное» (Св. Коран, 15: 49 – 50).

Что касается Ваших слов о том, что Аллах любит нас сильнее чем семьдесят матерей любят своего ребёнка, то Аллах об этом знает лучше. Нам же достаточно знать, что Милость Аллаха объемлет всякую вещь.

О Аллах, помилуй нас Своей Милостью, о Милосерднейший из милосердных!

Ислам: Вопрос и Ответ

//////////////////

Можно ли назвать Аллаха хитрым и т.д?

هل يوصف الله تعالى بالمكر والخيانة والخداع?

Можно ли назвать Аллаха плетущим интриги (хитрым), обманывающим и предающим, как в строках (передача смысла):

“Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов“ويمكرون ويمكر الله


(Аль-Анфаль, 8:30)

“Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их“إن المنافقين يخادعون الله وهو خادعهم

(Ан-Ниса, 4:142)

Вся хвала принадлежит Аллаху.

Все атрибуты Аллаха являются совершенными, имеющие самое лучшее и самое идеальное значение. Аллах говорит (передача смысла):

“…а описание Аллаха — самое возвышенное, ведь Он — Могущественный, Мудрый”

(Ан-Нахль, 16:60)

“Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый”

(Ар-Рум, 30:27)

Ас-Саади сказал в Тафсире, стр 718, 1065:

Наивысшие качества означает самые совершенные атрибуты.

Атрибуты бывают трех видов:

1. Атрибуты совершенств, в которых нет недостатков. Эти атрибуты принадлежат Аллаху в абсолютном значении и они ничем не ограничены. Примерами могут послужить Его знание, сила, слух, зрение, милосердие и так далее.

2. Атрибуты, которые подразумевают несовершенства и недостатки. Они не могут быть приписаны Аллаху, такие как сон, неумение делать что-либо, выполнение чего-либо неверно, предательство, угнетение и т.д

3. Атрибуты, которые могут быть совершенными и несовершенными, в зависимости от контекста. Они не могут быть приписаны Аллаху в своем абсолютном значении и их нельзя отрицать в их абсолютном значении, если речь идет об Аллахе. Если контекст подразумевает совершенство, то они могут быть приписаны Аллаху, если же они означают несовершенство, то они не могут быть приписаны Аллаху.Например :хитрость, обман, насмешка.

Хитрость, предательство и насмешка над врагами являются атрибутами совершенства, потом что это показатель всеобъемлющего знания, силы и мощи.

Но хитрость по отношению к искренним верующим-это качества несовершенства.

Поэтому эти характеристики нельзя приписывать Аллаху в их абсолютном значении, они упоминаются в таком контексте, чтобы указать на то, что это атрибуты совершенства.


Аллах говорит (передача смысла):

“Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их”

(Ан-Ниса, 4:142)

Это обманывать лицемеров.

И Он говорит (передача смысла):

“Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов”

(Аль-Анфаль, 8:30)

Это хитрость против врагов Аллаха, которые хитрили против Посланника Аллаха (мир ему и милость Аллаха)

А Аллах говорит о лицемерах (передача смысла):

“Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: «Воистину, мы — с вами. Мы лишь издеваемся».

Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую”

(Аль-Бакара, 2:14-15)

Это издевательство над лицемерами.

Эти атрибуты следует воспринимать как указывающие на совершенство в этих контекстах. Поэтому мы говорим, что Аллах издевается над лицемерами и обманывает их, и что Он хитрит против врагов и так далее. Но не допустимо называть Аллаха обманывающим или издевающимся в абсолютном значении, поэтому что это не указывает на совершенство.

Шейха Ибн `Усаймина (да помилует его Аллах) спросили :” Может ли Аллах быть хитрим и можно ли Его так называть?”

Он ответил:” Аллаха нельзя назвать хитрым, кроме как в ограниченных случаях. Его нельзя назвать таковым в абсолютном значении. Аллах говорит (передача смысла):

“Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!”

(Аль-Араф, 7:99)

Эти строки указывают на то, что у Аллаха есть план, который предназначен для разоблачения их без их понимания этого. Это сходно хадису, переданному Аль-Бухари: “Война-это обман”

Если спрашивают:“Как Аллаха можно назвать хитрым, когда это качество порицаемое?”

То можно ответить, что хитрость в определенных обстоятельствах может быть чем-то достойным похвалы, что указывает на силу хитреца и его превосходство над врагом. Поэтому Аллаха нельзя назвать хитрым в абсолютном значении, мы не можем сказать “Аллах – Хитрец”. Скорее этот атрибут упоминается в позитивном контексте, как в следующих строках (передача смысла):


“Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов”ويمكرون ويمكر الله

(Аль-Анфаль, 8:30)

“Они замыслили хитрость, и Мы замыслили хитрость, но они не ощущали этого“ومكروا مكرا ومكرنا مكرا وهم لا يشعرون

(Ан-Намль, 27:50)

Мы не можем сказать, что мы абсолютно не можем приписать это качество Аллаху, правильнее будет то, что мы может приписать это качество Аллаху, если контекст имеет позитивный окрас, и нам не следует приписывать это качество Аллаху, если контекст имеет не позитивный окрас

Фатава Аль-шейх ибн `Усаймин,1/170.

Его также спросили: Можно ли назвать Аллаха предающим или обманывающим, как в этих строках (передача смысла):

“Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их”

Он ответил:

“Что касается предательства, то это нельзя сказать об Аллахе ни в каком случае, потому что это что-то постыдное в любых обстоятельствах и это обман тогда, когда тебе доверяют, что является порицаемым. Аллах говорит (передача смысла):

“Но если они захотят предать тебя, то ведь еще раньше они предали Аллаха, и Он отдал их во власть мусульманам. Аллах — Знающий, Мудрый.” وإن يريدوا خيانتك فقد خانوا الله من قبل فأمكن منهم والله عليم حكيم

(Аль-Анфаль, 8:71)

и Он не сказал:“Поэтому Он предал их”

Что же касается обмана,то это как и хитрость. Это качество можно приписать Аллаху, когда имеется в виду что-то положительное, но это нельзя приписать Аллаху в его абсолютном значении.

Аллах говорит (передача смысла):

“Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их”إن المنافقين يخادعون الله وهو خادعهم

(Ан-Ниса, 4:142)

Фатава Аль-шейх ибн `Усаймин,1/171

А Аллаху известно лучше

http://islam-qa.com/en/ref/39803

//////////////////



следующая страница >>