zabika.ru 1

Ответы на вопросы журнала «Продукты и прибыль». www.idbp.ru


"Организация пищевого экструзионного производства продуктов питания".
Сегодня мы коснемся общих вопросов организации производства экструзионных продуктов, принципов выбора оборудования и ассортимента выпускаемых продуктов, условий эксплуатации экструдеров, окупаемости, текущего обслуживания и т. д.
"ПиП": С чего стоит начинать организацию пищевого экструзионного производства?

А. Б.: Решение, точнее желание заниматься производством экструзионных продуктов появляется уже после первого близкого знакомства с данными технологиями и оборудованием. Как известно, экструзионные технологии являются одними из самых экономически выгодных и, если можно так сказать, удобных в условиях реального производства. Преимущества данных технологий – это низкие энергозатраты на килограмм продукции, ориентированность на поточное производство с минимизацией дискретных операций, наилучшие возможности автоматизации с нивелированием человеческого фактора, практическая безотходность, универсальность оборудования для выпуска отличных по форме, рецептуре, виду продуктов, возможность выпуска продуктов с отсутствием вредных веществ (канцерогены), экологическая безопасность производства. Именно по этому, экструзионные технологии получают все большее распространение в России. На сегодняшний день только в пищевой промышленности России более 150 предприятий используют технологические линии на базе экструзионного оборудования.

Но только технологическая привлекательность самого процесса не может гарантировать финансовую эффективность предприятия. Поэтому, как учит теория и практика необходимо начинать с продуктно-дифференцированного маркетинга, т.е. выбора ассортимента продуктов, планируемых к производству.

"ПиП": Как правильно выбрать продукт или ассортимент?

А. Б.: Весь комплекс вопросов, которые необходимо решить при выборе конечного продукта, довольно обширен. И в каждом конкретном случае практически будет представлять собой подробный бизнес-план. Поэтому давайте остановимся на наиболее общих проблемах для предприятий.


Основная ошибка имеет два крайних проявления – начинают с желания с самого начала получить возможность выпускать как можно больше видов продуктов, иногда даже не в одной продуктовой нише, или наоборот - зацикливаются на одном виде продуктов, принципиально не рассматривая возможность расширения ассортимента.

В первом случае это объясняют желанием «на практике, естественным отбором» выявить наиболее «удобный» для них продукт с точки зрения производства и продаж. Тем самым, подменяя маркетинг методом проб и ошибок. И даже после получения в свое распоряжение правильно скомплектованное под весь перечень продуктов производство, все равно, очень быстро приходят к производству наиболее прогнозируемых продуктов для своего региона.

Во втором случае потери будут из-за значительного простоя оборудования на начальном этапе выхода на рынок с моно продуктом, а значит, увеличится срок окупаемости линии, и существенно возрастут риски от «неправильно выбранного продукта».

Обычно сбалансированный подход приносит более быстрые результаты. Когда к выбранному будущему «лидеру продаж» в комплекте берут оборудование на 1-2 технологии с задачами получить с самого начала наиболее полную загрузку производства. Как следствие выше сказанного в нашей компании «Апрель» существует специально разработанное предложение на производственную линию, включающую оборудование на 4-ре технологии – кукурузную палочку, продукты с начинкой, хлебцы и мягкие сухарики (не пеллетные). На практике, на этом же комплекте с небольшими дополнениями и модификациями оборудования можно выпускать и фигурные сложно-рецептурные сухие завтраки, пищевые отруби, набухающую муку, модифицированный крахмал и т.п. Первоначально приобретенное оборудование становится базовым для дальнейшего развития производства и позволяет уже в самом начале получать продукт для разных продуктовых ниш.

Далее, при планировании продаж и работы с заказчиками надо учитывать свойства самого продукта. Большинство экструзионных продуктов имеют очень небольшой насыпной вес и довольно хрупкие, что требует повышенного внимания к упаковке и значительно снижает рентабельность при транспортировке на большие расстояния. В этой связи продуманная упаковка, позволяющая сохранить внешний вид продукта, является значительным конкурентным преимуществом.


Отдельный комплекс вопросов связан с процессом упаковки продуктов. Например, хлебцы и трубочки с начинкой «бамбук» из-за своих габаритов, легкого веса на единицу изделия и хрупкости сегодня в большинстве случаев упаковываются вручную. А производительность большинства вертикальных упаковочных автоматов с весовым дозатором даже в трех ручьевом исполнении значительно уступает производительности промышленных экструдеров по продуктам типа кукурузной палочки.
"ПиП": Отличается ли спрос на продукты экструзионных технологий в разных частях России? Чем, на Ваш взгляд, это объясняется?

А. Б.: Да, конечно. В каждом регионе есть свои особенности связанные как с традиционными предпочтениями в еде, так и с уровнем информированности населения о подобных продуктах, наличием или отсутствием местного производства. В каждом конкретном случае спрос необходимо изучать, универсальных на 100% проектов не существует. Хотя по отдельным консервативным видам продуктов объемные показатели продаж в расчете на 1000 потребителей приблизительно одинаковые. К таким продуктам относится, например, кукурузная палочка. В тоже время по потребительским качествам (хрусткость, размер, цвет, способ подслащивания, вкусовые добавки, размер упаковки) в разных регионах она может значительно отличаться.
"ПиП": Как не ошибиться при выборе экструдера?

А. Б.: Выбор типа и мощности экструдера определяется задачами, которые ставятся перед производством. И, конечно же, соотношением цены и качества, так как правильный баланс в этом вопросе позволяет значительно сократить издержки при открытии предприятия и время окупаемости оборудования. Поэтому, при оценке оборудования надо разделять рентабельность на килограмм продукции и рентабельность производства на килограмм производительности. Так как один и тот же экструдер при работе на разных продуктах будет давать разное количество продукции, иногда в разы. Например, производительность по конечному продукту на подушечках с начинкой почти в два раза выше, чем на кукурузной палочке, за счет веса начинки. Однако, моржа на килограмме кукурузной палочки приблизительно в те же два раза больше, чем на подушечках с начинкой. И получается - рентабельность самого производства на обоих продуктах одинаковая, что является одной из причин частого соседства этих продуктов в рамках одного производства. Как следствие, рассчитывая экономику по каждому продукту, необходимо учитывать реальную производительность конкретного экструдера на конкретном продукте, а не только техническую, указанную в рекламе или паспорте на оборудование.


Практика показывает, что при открытии специализированного экструзионного предприятия с нуля, когда выпуск экструзионных продуктов должен стать основным источником дохода, нижняя граница производительности оборудования соответствует приблизительно 100 кг/час по выбранному виду продуктов. Т.е. если суммарное производство не превышает 100 кг/час, то, в лучшем случае, получаем «самоедское» предприятие, где вся прибыль идет на поддержание текущей работы. В худшем – ситуацию, когда обслуживание производства будет стоить больше полученной прибыли.

Далее, не маловажную роль играет характеристика «универсальности» экструдера. Под этим необходимо понимать не только возможность экструдера выпускать при минимальной переналадке широкий перечень продуктов, но и хорошую управляемость и стабильность при работе на различном сырье. Так как в разных регионах, к сожалению, сырье, продаваемое под одними и теми же ТУ и Гостами, может значительно отличатся по реальным характеристикам и, соответственно, требуется корректировка технологических режимов работы экструдера. Чем больше экструдер предоставляет возможностей влиять на технологический процесс без его остановки – тем лучше. Фактически полностью «универсальными» для выпуска прямо экспандированных пищевых продуктов можно назвать только двушнековые экструдеры с длиной шнеков не менее 10 диаметров шнека. Так как на более короткой экструзионной зоне получение некоторых продуктов возможно только в ущерб производительности и внешнему виду. Подробно о возможностях различных видов и модификаций пищевых экструдеров я говорил в предыдущий раз.

Ну и самое может быть главное – это задачи, которые ставятся перед производством.

В случае выпуска ассортимента продуктов с многократным переходом от одних продуктов к другим или возможных вариаций по сырью, типоразмеру, внешнему виду – разумней всего сразу начинать с двушнекового экструдера.

При реализации «моно продуктового» проекта, когда сырье известно и качество его стабильно, а конечный продукт не отличается разнообразием – можно на первом этапе ограничиться одношнековым экструдером. Конечно, при условии, что этот продукт возможно произвести на одношнековом экструдере и качество его удовлетворительное.


Исходя из изложенного выше, необходим комплексный подход к подбору основного оборудования. На этапе выбора конкретной модели необходимо учитывать не только «производственные составляющие», но и репутацию продавца и производителя, надежность и уровень ремонтопригодности оборудования, условия сервисного обслуживания, стоимость и частоту замены изнашивающихся при работе деталей, ликвидность и стоимость оборудования на вторичном рынке.
"ПиП": Высокотехнологичное оборудование предполагает обслуживание высококвалифицированным персоналом. Часто можно услышать сомнения собственников: «Я потрачу деньги на эту чудо – машину, а потом столько же на ремонт. Существует ли проблема кадров и как решается вопрос обучения специалистов?

А. Б.: Необходимо разделить зоны ответственности персонала по обслуживанию линии в целом на техническую и технологическую задачи. Для обслуживания технической части российских двушнековых экструдеров достаточно иметь в штате приличного уровня механика и электромеханика (или электротехника). Один из них может с успехом совмещать обязанности оператора при штатной работе линии. А при работе на простых одношнековых экструдерах достаточно вообще одного человека со средним техническим образованием. Конечно, я говорю о простейшем варианте организации работы предприятия – без многосменной работы и нескольких линий на разные продукты. В последнем случае целесообразно обучить сменных операторов экструдеров и создать отдельную службу технического обслуживания.

А вот с технологической частью касающейся непосредственно качества продукта все несколько сложнее. Профильного образования по пищевым экструзионным технологиям, насколько мне известно, не предлагает ни один из институтов. В лучшем случае – ознакомительные курсы без практики применения знаний. На практике таких специалистов приходится обучать самостоятельно или, что не всегда возможно, приглашать с опытом работы с аналогичных предприятий. Поэтому в числе услуг предлагаемых ООО «Апрель» заказчикам экструдеров ШТАК® есть и обучение операторов экструдеров, и ознакомление технологов с основами экструзионных технологий.

"ПиП": На что необходимо обращать внимание при оценке информации о сервисном
обслуживании?
А. Б.:
Дополнительно продаваемые программы сервисного обслуживания оборудования - это главным образом прием и практика применения западных компаний. У российских производителей обычно оговаривается только гарантийный срок на 1-1,5 года, касающийся общей работоспособности оборудования и не распространяемый на естественный износ корпусов и шнеков экструзионной зоны.

В ООО «Апрель» такой подход на сегодняшний день оправдан следующими причинами.

В процессе сдачи линии на продукте проходит непосредственное обучение специалистами ООО «Апрель» персонала заказчика. В период самостоятельного освоения технологий, управления экструдером и линией в целом персонал заказчика всегда может рассчитывать на получение качественных консультаций по телефону или электронной почте. А простота конструкции механической части экструдеров ШТАК и, как следствие, отличная ремонтопригодность, позволяют успешно справиться с текущим обслуживанием наших машин без привлечения специалистов производителя. Что касается не штатных ситуаций, то решение таких вопросов обеспечивается нашими специалистами в самые короткие сроки в рамках общей гарантии на оборудование без дополнительной оплаты. Ну, а через год самостоятельной работы накапливается опыт, который вообще советы со стороны делает почти не нужными. И, кстати, статистика работы наших двушнековых экструдеров доказывает довольно хорошую надежность их механической части – подтвержденные 10000 часов без капитального ремонта, необходимость замены деталей только вследствие естественного износа. Конструкция машин оптимизирована с учетом возможности покупки не специализированных деталей в магазине, а также для проведения текущего ремонта в самых скромных условиях.

В российских условиях до сих пор немаловажным фактором остается возможность освоения всего комплекса вопросов обслуживания оборудования непосредственно персоналом предприятия и минимизация зависимости от производителя оборудования.


"ПиП": Какое оборудование дополнительно требуется для производственного
цикла и на что надо обратить внимание при планировке производства?


А. Б.: Кроме навесного и отдельно стоящего технологического оборудования, поставляемого вместе с экструдером, дополнительно линия комплектуется из более универсального оборудования для различных пищевых производств. Это транспортеры ковшевые и спиральные, смесители для сухого сырья, накопительные бункера, дражировочные барабаны, конвейерные транспортеры, сушильные печи, инфракрасные тостеры и т.д. В каждом конкретном случае при разработке нового проекта, специалистами компании «Апрель» разрабатывается предварительная планировка будущего производства в привязке к реальным площадям, на которых заказчик планирует установить оборудование. Именно эта планировка определяет перечень полного комплекта оборудования. В любом случае, основная цель правильно спланированного производства – это минимизация ручного труда, организация поточного производства. Но на начальном этапе многие заказчики стараются сэкономить на дополнительном оборудовании, особенно в регионах, где еще очень низка стоимость ручного труда. Такой подход, возможно, до сих пор оправдан, но уже на этапе планирования необходимо учитывать перспективу дальнейшего развития и автоматизации процесса.

ООО «Апрель», предлагая весь объем услуг при организации экструзионных производств и поставку оборудования для технологических линий в полном объеме, тем не менее, подходит к вопросу комплектования достаточно гибко. Оставляя за собой обязательства по отработке и сдаче на продукте линии в целом, компания предоставляет заказчику возможность приобретать дополнительное оборудование самостоятельно. Особенно такой подход предпочитают заказчики из стран ближнего зарубежья, когда имеются местные производители аналогичного требуемому оборудования. В этом случае нами предоставляются заказчику подробные характеристики по каждой позиции, а при необходимости осуществляется выезд наших специалистов для оценки пригодности данного оборудования для технологической линии, спроектированной ООО «Апрель».

"ПиП": Несколько слов о требованиях к производственным помещениям

А. Б.: К самим помещениям для размещения экструзионного производства никаких специфических требований, сверх общепринятых в пищевой промышленности, не предъявляется. Однако есть некоторые нюансы. Например, в регионах с жесткой водой, дающей большое количество накипи, рекомендуется устанавливать замкнутый контур на охлаждение корпусов рабочей зоны экструдера. Иначе потребуются дополнительные усилия для регулярной прочистки каналов охлаждения. При работе экструдера в зоне выхода продукта выделяется довольно большого количество пара и требуется его принудительная вытяжка, рассчитанная с запасом под конкретный вид экструдера и продукта. Особое внимание надо обратить на наличие необходимой электрической мощности - сегодня именно эти ограничения препятствуют многим предприятиям развиваться.
Андрей Анатольевич Боченков

Начальник отдела маркетинга ООО «Апрель»

www.shtak.com

april@shtak.com

2006 год.