zabika.ru 1

Советы психолога


Особенности адаптации ребенка к условиям обучения в школе

Прошло два месяца, с тех пор как Ваш ребенок стал учеником школы. За это время должен уж в основном пройти процесс адаптации ребенка к новым условиям, к новой социальной роли. Адаптация – это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни.

Процесс адаптации характеризуется:


- формированием общественно приемлемого поведения;

- установлением нормальных контактов между детьми, между учителем и детьми;

- успешностью овладения навыками.

Если ребенок ведет себя нормально, успешно общается с детьми и учителями, успешно овладевает навыками чтения, письма, счета, то Вы можете сделать вывод о том, что процесс адаптации протекает нормально.


Кроме того родители должны обратить внимание на изменения в состоянии здоровья Вашего ребенка. Уменьшение или резкое увеличение масса тела, нарушение сна, ночной энурез, отсутствие аппетита, появление головных болей, нервные расстройства, перепады артериального давления, вялость, сонливость, рассеянность или, наоборот, расторможенность, частые простудные заболевания, обострение хронических заболеваний должны встревожить родителей. Об этом нужно сообщить классному руководителю, потому что причиной этих изменений может быть затрудненная адаптация ребенка к условиям обучения в школе.

Если Вы будете вести дневник, в котором будете записывать состояние ребенка и успехи его обучения, то вскоре заметите закономерность: в какие дни ребенок чувствует себя хуже, с чем связано ухудшения его здоровья и т.д.
Родители должны знать основные проявления дезадаптации у первоклассников


Необходимые свойства

Дезаптационные проявления

Действия родителей для преодоления дезадаптации


Умение выделять существенные признаки.

Не умеет выделять признаки предметов, не понимает переносного смысла слов.

Учить отделять предмет от его признаков.

Установление логических связей.

Не умеет находить причинно-следственные связи между предметами и явлениями, не умеет уловить смысл текста.

Обучать умению находить причинно-следственные связи, учить связному пересказу.

Способность к обобщению.

Не умеет относить предмет к определенному классу предметов

Учить способности называть класс предметов и предметы определенного класса.

Способность к сравнению.

Не умеет сравнивать, плохо разгадывает загадки.

Учить сравнивать, находить сходство и различие, разгадывать загадки, ребусы кроссворды.

Умение выделять существенные признаки, наблюдательность.

Общая рассеянность, расстройство зрительной памяти.

Развивать наблюдательность, зрительную память в играх.

Произвольность, скорость образования навыка.

Плохое принятие инструкции, низкая работоспособность, рассеянное внимание.

Проговаривать инструкцию и порядок выполнения действий во время деятельности.


Двигательная

Расторможенность

Ребенок все время торопится, часто отвлекается, суетится, приступает к заданию, не дослушав инструкции, делает очень много ошибок и не исправляет их.


Чередовать различные виды деятельности, проговаривать инструкции и порядок выполнения действий


Заторможенность

Снижение активности, замедленный темп деятельности, бедность эмоциональных реакций

Создать спокойную обстановку, равномерный

ритм работы

Самооценка очень высокая

Очень низкая

Стремление к лидерству любой ценой, негативизм в ответ на любые затруднения, даже отказ от деятельности в случае неуспеха.
Нерешительность, неуверенность, чувство зависимости, несамостоятельность.

Учить анализировать собственную деятельность, производить анализ ошибок.


Поддержка в случае неудачи, «планирование» успеха

Эмоциональная сфера: Тревожность
Агрессивность

Замкнутость


Потребность в

общении


Демонстративность

Нерешительность, неуверенность, страхи, чувство незащищенности.
Не способен к сотрудничеству, является источником конфликтов

Ребенок стремится к одиночеству, избегает контактов.
Ребенок нуждается в обществе других людей, боится остаться один.
Стремление обратить на себя внимание любыми способами, обиды при неудачах

Поддержка, во время ответственной работы переносить акцент с результата деятельности на процесс.

Обучать бесконфликтному общению.

Поддерживать в трудных ситуациях, не навязывать социальных контактов.

Удовлетворить потребность в общении.


Реализовать потребности во внимании путем внеклассной работы (участие в концертах, утренниках), развивать чувство уважения к другим людям



Более подробно об этом Вы сможете прочитать в следующих книгах:

Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: 1971.

Матыцин В.П. Готовь руку к школе. Тверь. 1993.

Колеченко А. Советы школьных психологов родителям. С.-П. 1999.

Хамаляйнен Ю. Воспитание родителей. М.: 1993.

В случае возникновения трудностей обращайтесь за помощью к психологу Лукяненко Э.А. (каб.39)