zabika.ru 1 2 3

Современные подходы по формированию и развитию мотивации учебной деятельности учащихся




Общий путь формирования достижения успеха в учебной деятельности состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у учащегося широких побуждений к познаниям в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой.

Усиление учебной мотивации является одним из способов повышения эффективности обучения. Мотивация учащихся во многом определяется пониманием необходимости применения приобретенных знаний, навыков и умений в будущей профессиональной деятельности. Психолого-педагогическое исследование мотивации к обучению в профессиональной школе позволяет оказывать своевременную помощь учащимся в определении своих индивидуальных возможностей в учебной деятельности.

В целях повышения мотивации к учебе и уровня удовлетворенности своими достижениями необходимо создание таких условий, в которых дается возможность каждому учащемуся пережить радость успеха в учебной деятельности, в наиболее полной степени актуализировать и реализовать свой личностный потенциал.

Рассматривая проблему мотивации учебной деятельности учащихся, следует уделить внимание рассмотрению вопросов о психологических теориях мотивации, которые раскрывают основные пути формирования мотивационно-потребностной сферы.



Мотивация - это совокупность побуждений, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность; способ формирования побуждений за счёт переключения

Мотивация определяет желаемое, память и обстоятельства - возможное.


Одним из важнейших вопросов мотивации учебной деятельности учащегося является причинное объяснение мотивов.

Мотивы - связанные с удовлетворением потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?».

Мотивы предполагают знания об объектах, которые могут удовлетворить потребность, и действиях, способных привести к её удовлетворению. Мотивы - подключенные и исполняемые команды в их взаимодействии.

Мотивацию различают по способу воздействия:


  • условная (когда побуждение привязывается к событиям из прошлого опыта человека или их элементам);

  • безусловная (осуществляется в реальной аффективной ситуации, и часто представляет собой прямое внушение);

Условная мотивация имеет два механизма ее осуществления:

  • «снизу вверх» (путем изменения окружающей обстановки) - когда создаются внешние условия, избирательно подключающие отдельные ситуативные побуждения, при повторении складывающиеся в устойчивые мотивационные образования;

  • «сверху вниз» - когда побуждения передаются субъекту в готовой форме (например, вербально).

Помимо того, что у каждого человека структура мотивов индивидуальна по их набору и сходные мотивы у разных людей имеют различную абсолютную силу, у того же человека один и тот же мотив имеет разную силу в разное время (силу, или степень влияния на поведение).

Для структуры мотивов характерна иерархичность: каждое действие направлено на частную цель, но их совокупность обычно подчинена общей, более далекой цели. В этом смысле выделяют побуждения:

  • ситуативные, включающиеся непосредственно сейчас и проявляющиеся в векторах фраз и движений;

  • близкие, касающиеся непосредственно прилегающих к настоящему времени событий в жизни учащегося;
  • средние, связанные с осознаваемыми человеком будущими изменениями в его жизни, часто с намерением самому их осуществить;


  • долгосрочные (как правило, мало осознаются и представляют собой сценарные модели).

Поиск ответов на вопросы типа «Почему?», «Зачем?», «Для какой цели?» и «Ради чего?» приводит к объяснению причин устойчивых изменений в поведении учащегося, обусловленных внутренней и внешней мотивацией.

Различают такие виды мотивации:

  • внутренняя: награду за действия человек несет в себе (чувство собственной компетентности, уверенность в своих силах и намерениях, самоутверждение), в том числе удовлетворение от самого содержания работы;

  • внешняя: когда целью являются предметные изменения в системе «индивид-среда» (вознаграждение, избежание наказания). Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Когда учащийся учиться лишь для оценки работает из-за оценки, то оценка является и внутренним мотиватором, когда из-за того, что нравится учиться - оценка является внешним мотиватором.

Внешняя мотивация в целом увеличивает количество работы, а внутренняя - качество.

Элементами процесса мотивации являются:

  • основания - неудовлетворенные потребности учащегося; изменяемые: состояние учащегося или свойства его личности, состояние среды;

  • действия - характер и способ осуществления преобразований (изменений) среды, состояния учащегося или свойств его личности;

  • средства - предметы, с помощью которых осуществляются действия: вещественные, свойства личности, отношения;

  • цель - предполагаемый результат действий: изменения в среде (различные преобразования и перемещения ее объектов), желаемые состояние и свойства учащегося; выгоды, получаемые учащимся.

Основания и цель должны согласовываться со стремлениями учащегося и представлять собой противоречие между нежелательным настоящим и желаемым будущим (изменяться в учащемся или среде должно нечто значимое для него). Действия должны быть для учащегося знакомыми или достаточно описанными. Средства должны быть доступными и также достаточно описанными. Элементы учебного процесса должны стимулировать в учащемся эмоции, показатель, как значимости элементов мотивации, так и ее интенсивности. Интенсивность приходится определять по своему внутреннему чувству. Установлено, что чем легче для человека задача, тем выше должна быть интенсивность мотивации, а чем сложнее, тем более низкая интенсивность будет оптимальной для того, чтобы человек взялся эту задачу решать.


Схема процесса выглядит следующим образом:



Для каждого конкретного случая существует оптимальный уровень интенсивности, при котором учащийся наиболее восприимчив, при дальнейшем же увеличении интенсивности готовность действовать падает. С приближением желанной цели мотивация (как внутренний аспект) и активность увеличиваются. Приемлемой для начала контакта считается средняя интенсивность мотивации.

Мотивация проходит успешно, когда ее элементы вызывают у учащегося представления (чем они ярче, тем лучше) и формируют ожидания (прогнозы). Ожидания могут быть как позитивными, так и негативными. Содержанием позитивных ожиданий могут быть:


  • решение проблем, чувства уверенности, компетентности, собственной значимости;

  • признание, использование способностей человека;

  • достижения, гордость;

  • соревновательность

  • статус, положение;

  • ощущение власти;

  • принадлежность к определенному кругу.

Для понимания поведения учащегося и его отношения к учёбе необходимо рассмотреть некоторые аспекты мотивации, а именно:

  • Сдвиг мотива на цель. Этот феномен может быть использован и как прием. Его суть: результат действия, которое первоначально мотивировалось другой целью, сам становится ценностью, и в дальнейшем самостоятельным мотивом является достижение этого, когда-то побочного, результата. То же самое, когда целью становится какой-то из прежних промежуточных этапов. Так, страсть к компьютерным играм может вылиться в стойкое увлечение информатикой.

  • Внутренний мотивационный конфликт. Выделяют его виды:
    • «стремление-стремление» - два разных действия одинаково привлекательны; после сделанного выбора избранное действие обычно кажется менее привлекательным, чем отставленное;


    • «стремление-избегание» - одно и то же действие «и хочется, и колется«; выбранное действие обычно кажется более привлекательным, чем отставленное;

    • «избегание-избегание» - «из двух зол»; выбор при этих конфликтах может быть совершен при соответствующем внешнем воздействии, но это зависит от степени референтности (значимости) того, кто воздействует;

    • «стремление и избегание - стремление и избегание» (двойных стремления и избегания); этот конфликт обычно можно разложить на два простых.

Для ослабления мотивационного конфликта рекомендуют, как более действенный способ, уменьшение избегания, а не усиление стремления.

  • Эффект Зейгарник проявляется в том, что прерванные задачи запоминаются лучше, чем завершенные. Если уровень запоминания уподобить уровню заинтересованности, то эффект Зейгарник может наблюдаться при повторном обращении к одному и тому же незаконченному делу. Установлено, что данный эффект проявляется ярче при высоком мотиве достижения, уверенности в успехе, честолюбии, духе соперничества, положительных ожиданиях, чем старше человек и чем ближе к завершению оказалась задача.

Чем ярче (сильнее) проявляется эффект Зейгарник, тем, при таком уподоблении, большую заинтересованность в завершении неоконченного дела проявит учащийся. Ослабляется эффект Зейгарник при утомлении, аффективном возбуждении, повышенной или пониженной самооценке, слабом мотиве достижения успеха и сильном мотиве избегания неудачи, совершении похожих или замещающих действий после прерывания, большом перерыве до возвращения к решению (больше 1-3 дней) и при возвращении к решению в форме напоминания.

Важной психологической особенностью, влияющей на достижения успехов в учебе, является самооценка, которая выражается в требованиях, предъявляемых учащимся к самому себе. Мотивация с использованием самооценки (воздействием на самооценку) может осуществляться следующим образом:


  • поддержание в учащемся устойчивой положительной самооценки, что приводит к уменьшению негативизма;

  • апелляция к самооценке и самоуважению личности;

  • формирование реалистичного уровня притязаний за счет оптимального соответствия трудности задач способностям и возможностям учащегося, предоставления ему возможности свободного выбора; после успеха при нормальном уровне притязаний обычно выбираются более трудные задачи, после неудачи - более легкие;

  • формирование внутреннего локуса контроля - объяснение причин успеха достаточностью усилий и способностей, а неуспеха - недостаточностью усилий;

  • антиподная мотивация может быть использована при наличии в учащемся психической защиты типа «преувеличение-преуменьшение» и зависимости его от оценок со стороны. Каждое абсолютное (преувеличенное) притязание («Я крутой») выталкивается страхом («Я боюсь того, что меня не будут считать крутым«). При данном способе мотивации побуждение сонаправляется с защитой, а затем либо усиливается защита, либо создается угроза ее разрушения.

Чтобы закрепить положительные действия, они должны привести к удовлетворению потребностей (желательно, неоднократно), которое стимулировало бы положительные эмоции. Чтобы не стало нежелательных действий, они должны утратить свою привлекательность, так как стремление к награде в целом сильнее стремления избежать наказания.

Мотивация может осуществляться с использованием механизмов: соперничества, самоутверждения, группового давления.

Экстраверт любит ответственность, но не любит обязанности. Интроверт - наоборот. Интроверты лучше мотивируются похвалой, экстраверты - критикой.

В воспитании, как известно, нет мелочей. Истина эта не вызывает сомнений, не требует доказательств. Но на практике, где на каждом шагу сталкиваешься с этими «мелочами», золотое правило часто игнорируется. Там, где можно и нужно лишь улыбнуться, ответить шуткой на шалость учащегося и тем погасить конфликтную ситуацию, нередко применяется угроза, устраивается проработка, читается мораль.


Неотъемлемая составная часть мастерства педагога - знание мотивов и умение их использовать, а именно:


  • Помощь. Учащийся проявляет готовность к оказанию помощи, когда свое благополучное положение связывает со своими способностями, с причинами, зависящими от него, а не от внешних условий. Для того, чтобы учащийся стремился к взаимности, помощь должна последовать своевременно и соответствовать ситуации.



    Для того, чтобы учащийся стремился к взаимности, помощь должна последовать своевременно и соответствовать ситуации.



следующая страница >>