zabika.ru   1 2 3

Аффилиация - стремление учащегося быть в обществе других людей, умение наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимотношения. Если накопленный жизненный опыт отношений с людьми стимулирует ожидания поощрения (позитивные), то учащийся будет стремиться к другим людям, искать в них товарищей, доверять им и высоко их ценить. Если преобладают ожидания наказания, то учащийся будет избегать людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Задача педагога - поддерживать активность и инициативу учащихся в общении с окружающими их сверстниками в различных видах в учебной и внеучебной деятельности.



Задача педагога - поддерживать активность и инициативу учащихся в общении с окружающими их сверстниками в различных видах в учебной и внеучебной деятельности.


  • Страх отвержения - неудовлетворительное состояние навыков общения и тенденция испытывать чувство неспособности справляться с межличностными отношениями. Учащиеся с незнакомыми людьми чувствуют себя менее уверенно, напряжены, тревожны, обеспокоены и вызывают дискомфорт и напряженность у своих товарищей; оценивают себя менее популярными и более одинокими. Педагогу-психологу необходимо выявлять учащихся с высоким уровнем страха отвержения и вовлекать их в тренинги по развитию своих возможностей и положительных качеств личности, увеличивать мотив аффилиации, ориентируя на группу, делая акцент на сотрудничестве.


    Педагогу-психологу необходимо выявлять учащихся с высоким уровнем страха отвержения и вовлекать их в тренинги по развитию своих возможностей и положительных качеств личности, увеличивать мотив аффилиации, ориентируя на группу, делая акцент на сотрудничестве.


  • Достижение. Мотив достижения - стремление повышать или поддерживать на возможно более высоком уровне свои способности и умения по отношению к деятельности, в которой считаются обязательными. Для того, чтобы повысить успешность действий у учащихся, педагогам следует увеличивать мотив достижения, ориентируясь на индивида, делая акцент на способностях и поощряя трудолюбие и усердие.



    Для того, чтобы повысить успешность действий у учащихся, педагогам следует увеличивать мотив достижения, ориентируясь на индивида, делая акцент на способностях и поощряя трудолюбие и усердие

    В психолого-педагогической работе рекомендуется применять приём «авансирование доверием, похвалой». Применяя этот приём, хвалят, оказывают доверие тому, кто его ещё не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Особенно необходимо авансировать похвалой учащихся, оказавшихся в социально-опасном положении, вставших на путь исправления, совершивших положительный поступок.

    Нет таких учащихся, которым нельзя было бы в каком-либо вопросе оказать доверие. Обычно слабый учащийся, не имеющий авторитета в коллективе, стремиться проявить себя, изменить мнение товарищей о себе. И тот, кто поможет это желание реализовать, легко завоюет уважение и любовь воспитанника, сможет влиять на него, изменяя его жизненные установки в нужном направлении.

    А кроме того неудачи в учёбе, также как и в любой другой деятельности, становятся субъективной причиной помех в завоевании достойного места в коллективе. И, наоборот, удачные свершения как бы мотивируют дальнейшие успехи в начатом деле. Таким образом, уровень достижений играет мотивационную роль в дальнейших успехах или неудачах, а это обязывает педагогов особенно внимательно относиться к учащимся, не добившимся успехов в учёбе, труде, общественной жизни коллектива.


    Психологи, изучавшие детей, не обладавших высокой мотивацией достижения, выяснили, что их матери имели ряд сходных черт, которые и повлекли за собой определенные психологические особенности их детей. Для таких матерей оказались характерными следующие черты:


    • Ориентировка на усредненные социальные стандарты и нормы. Такие родители обычно сравнивают достижения своих детей с достижениями других детей такого же возраста. Зависимость успеха или неуспеха прилагаемых ими усилий в учебе в расчет не принимается.

    • Жесткий контроль за выполнением домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка. Это подавляет собственную инициативу ребенка. Помощь от родителей, приходящая не в форме совета, а в виде приказа и навязывания ребенку своего мнения, еще больше подавляет самостоятельность и инициативность.

    • Объяснение неудач ребенка отсутствием способностей, а не недостатком приложенных усилий. Мать, видя неудачи сына по русскому языку, тяжко вздыхает: «Он у меня, наверное, бесталанный. Я и сама по русскому языку была не очень».

    Если сын приносит хорошую отметку, то отец никогда не скажет: «Молодец! Хорошо поработал!» Скорее всего, он скажет: «Тебе! наверное, просто повезло - вопрос достался легкий».

    • Порицание за неудачу, равнодушие при успехе. Родители учащихся, стремящихся избежать неудачи, то есть боящихся получить плохую отметку, редко хвалят своих детей за их достижения. Неудачи детей гораздо чаще вызывают у них упреки и недовольство. Один подросток однажды спросил свою вечно им недовольную маму: «Почему ты меня всегда ругаешь, никогда меня не похвалишь за мои успехи, ведь они есть и я учусь не хуже других?» На что его мама ответила: «А зачем за хорошее хвалить - это и так видно. Вот о плохом говорить надо, чтобы его искоренять!»

    При более тщательном рассмотрении психологии таких родителей выясняется, что они придерживаются преимущественно авторитарных методов воспитания и неуспехи их детей служат им хорошим поводом проекции на них собственного внутреннего напряжения и раздражения. Сформированная таким образом в детстве мотивация избегания неудачи впоследствии будет пронесена через всю жизнь. Взрослый человек буде т бояться достичь успеха или не особенно стремиться к нему, ибо его заниженная самооценка, сформированная родителями, будет препятствовать этому.


    Совет, который можно дать матерям, желающим, чтобы их дети в жизни добились успеха: «Хвалите своих детей за малейшие успехи. Любите их безусловной любовью вне зависимости от того, какие оценки они приносят. Давайте понять своим детям, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием».

    Педагогам-психологам предлагается использовать в работе с учащимися для повышения мотивации к учению мотивационный тренинг.

    Такой тренинг был в свое время разработан американскими психологами и дал хорошие результаты. Один из создателей такого тренинга Ричард де Чармс в построении своей концепции исходил из того, что в основе первичной мотивации человека лежит стремление изменять окружающую его действительность в желаемом направлении. Но при этом человек может быть как субъектом, так и объектом своего поведения. Когда человек выступает как субъект своего поведения, он является и причиной, и источником своего поведения. Когда же он выступает объектом, он выполняет волю внешних по отношению к нему сил. В этом случае человек воспринимает себя объектом манипулирования, «пешкой» в чьей-то игре.

    Исследования Р. де Чармса и его сотрудников показали, что те учащиеся, которые воспринимали себя как «источники» собственного поведения, имели более высокую успеваемость, более высокий уровень развития необходимых навыков, лучшую посещаемость занятий.

    Составляющей мотивационного тренинга является самоанализ, в котором учащиеся описывают себя, свое окружение и те отношения, в которые они вступали с этим окружением. Необходимо постараться выявить свои сильные и слабые стороны в решении тех иных вопросов. В ходе дискуссии учащиеся ставят перед собой цели, которые им необходимо достичь в ближайшем будущем, и определяют средства, которые ведут к достижению целей. На основе картинок-тестов учащиеся пишут сочинения, в которых их: герой пытается достичь некоторых целей или старается сделать какое ни будь дело лучше, чем он это делал раньше. При анализе сочинения на заданную тему обращается внимание на шесть признаков мотивационного действия и их связь внешними и внутренними причинами поведения:


    • характер целеполагания - понимание обстоятельств и условий, в которых приходится осуществлять свою жизненную цель;

    • характер ответственности за принятые решения;

    • степень уверенности в себе;

    • характер контроля над своими действиями - внутренний или внешний.

    Интересно наблюдать, как по мере роста сформированности личностной причинности и герои в сочинениях учащихся, и сами учащиеся в своем реальном поведении становятся более реалистичными, более ответственными, более уверенными в себе. Они чаще стремятся к достижению собственных целей и осуществлению намерений, чем к выполнению задач, поставленных перед ними другими.

    Для формирования личностной причинности поведения очень важным является правильное соотношение директивности в руководстве с учащимися и их самостоятельности. Способность стать «источником» будет незначительна в том случае, если влияние педагога на учащихся слишком велико. Но эта способность остаётся низкой и в том случае, если учащиеся оказываются, предоставлены самим себе и педагог идёт у них на поводу, позволяя им делать все, что им хочется. Зависимость оказывается следующая: чем более монологичным будет межличностное общение, чем больше в нем доминируют либо педагоги, либо учащиеся, тем хуже становятся условия для формирования личностной причинности и тем менее эффективной оказывается их учебная деятельность.

    Педагогам, занимающимся формированием и развитием мотивации учебной деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения, имеющиеся у учащегося, а также внешние факторы, которые заставляют его вести определённым образом и целенаправленно управлять процессом учебной деятельности и побуждать учащихся развивать свою учебную направленность и активность.

    Приложение

    На заметку педагогу-психологу, куратору, воспитателю.


    Пути к успеху. Уроки Наполеона Хилла.

    В тридцатые годы в Америке была издана знаменитая и поныне книга журналиста Наполеона Хилла под названием «Думай и богатей». Книга разошлась миллионными тиражами во всем мире. Ее успех был обеспечен тем, что в ней Н. Хилл попытался вывести универсальную формулу жизненного успеха. И это ему, по общему признанию, удалось. Н. Хилл писал свою книгу около 20 лет. За это время он изучил жизнь и деятельность более чем 500 преуспевающих американцев, среди которых были политики, бизнесмены, финансисты, писатели, ученые. У всех у них Н. Хилл нашел нечто общее, что и приводило их к успеху. Формула жизненного успеха, согласно Н. Хиллу, заключается в следующих восьми особенностях ума и характера:


    1. Страстное желание добиться какого-либо успеха, что выражается в постановке конкретной цели. Говоря о важности желания, Н. Хилл подчеркивает, что успех приходит только к тем, кто мыслит категориями успеха. Если человек позволит себе мыслить категориями поражения, оно его неминуемо настигнет. Поэтому страстное желание является залогом успеха.

    2. Вера в успех и твердая уверенность в достижении поставленной цели. Говоря о необходимости веры, являющейся точкой опоры любого жизненного успеха.

    3. Самовнушение, обеспечивающее самомотивацию и повышающее чувство уверенности в движении в заданном направлении. Самовнушение сильно тем, что оно вводит стремление к успеху в подсознание, которое способно управлять поступками человека подчас гораздо сильнее, чем сознание. Его суть заключается в предписании каждый день читать вслух самому себе свое письменное заявление о жажде успеха.

    4. Специальные знания, необходимые для успеха на избранном поприще. В XXI веке для достижения даже незначительного успеха и его удержания каждому человеку, хочет он этого или нет, придется всю жизнь учиться. Всем известно, что «ученье - свет, а не ученье - тьма».
    5. Воображение, рождающее новые идеи и планы их воплощения в реальность. Н. Хилл называл его мастерской, в которой вырабатываются планы и желания. Создание мысленных моделей желаемого будущего запускает в сознании движение к этому будущему и всю систему самосовершенствования. Как говорится, «сначала мы формируем наши цели, а потом наши цели формируют нас».


  • << предыдущая страница   следующая страница >>