zabika.ru 1

Стенограмма проповеди с магнитофонных лент


Слово в неделю 3-ю по Пасхе. Памяти святых жён-мироносиц

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня, в третью неделю по Пасхе, Святая Церковь празднует память святых жен, именуемых мироносицами, а также святого Благообразного Иосифа, погребавшего нашего Сладчайшего Господа Иисуса Христа и святого праведного Никодима, который помогал Иосифу погребать Пречистое Тело нашего Спасителя.
И неслучайно после уверения Фомы, которое было на прошлой неделе прошлого воскресения, сразу же поминаются эти великие святые – последователи Господни. Никодим был князь Иудейский и входил в сонмище или в собрание Синедриона, был членом Синедриона. И Иосиф прекрасный, Иосиф Благообразный названный, это был советник и один из 70-ти Апостолов Господних, но тайный, ибо он вращался тоже среди верхушки иудейской знати. А Никодим был тайный ученик тоже или ещё, иначе, ночной, ибо он приходил к Господу ночью, чтобы не быть замеченным своими собратьями-князьями, и они вдвоём являются свидетелями Господней смерти и погребения, а жены-мироносицы являются первыми свидетелями Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
И поэтому, как не может быть Воскресения без погребения, то и совокупная память сегодня этих людей и свидетелей погребения, и свидетелей последующего за погребением Воскресения.
И надо сказать, что злоба иудейская не удовлетворилась убийством Господа и поисками Лазаря Четверодневного, как свидетеля, а обрушилася и на участников погребения Пречистого Тела нашего Спасителя, а именно на Иосифа Благообразного и на князя Никодима. Никодим был сразу же изгнан из Синедриона. Просто был выгнан и этим был наказан, ибо его перестали принимать и почитать как князя, он был низведён в разряд обыкновенных жителей Палестины.

А Иосиф удостоился еще большей чести: он был брошен иудеями в глубокую каменистую пропасть, в которой никаких шансов выжить у него не было, и чудом Божиим он был восхищен оттуда. И ушёл в свою местность Аримафею, откуда он был родом. Но и там злоба гонителей и распинателей, и богоубийц застала его, ибо они предупредили еще раньше на всякий случай, что если он появится, арестуйте его. И он был арестован и посажен в темницу. И Господь, воскресший наш Спаситель, является ему в темнице во узах сущему и не только Он удостоверяет Своё Воскресение Своим присутствием, а и раскрывает великую тайну Своего Воскресения.

И поэтому и Иосиф Благообразный, и Никодим являются еще свидетелями и Воскресения. Хотя они не были очевидцами самого факта Воскресения, но они были очевидцами воскресшего Господа и имели от Него познание о догмате Воскресения, и, более того, Никодим, как очень образованный и известный по своему влиятельному положению прежнему человек, первым из всех людей, из всех учеников Господних, написал полное повествование и изложил догмат о Воскресении Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа.
И историю Воскресения, и своё соучастие в этом, своё свидетельство, и свидетельство его соратника Благообразного Иосифа. И, как мы видим, что как они поучаствовали в погребении тела Христова, и Господь поучаствовал в их судьбе и достал из каменного рва Иосифа, а Иосиф, раньше еще, положил в каменный ров – то есть во Гроб – в каменную пещеру Пречистое Тело. Он ложит во гроб каменный, а Господь достаёт из каменного гроба! Потому что та пропасть была для него как бы гробом каменным.
Какая милость Божия к этим людям, которые решилися потерять всё положение своё, чтобы приобрести Христа! И это – награда этим людям.
Более того, что такое Тело Христово? Мы уже знаем – это с одной стороны Церковь Христова, с другой стороны, само Пречистое Тело, которое верные христиане сподобляются причащаться на Божественной Литургии.
И, поскольку, Иосиф и Никодим, а также жены-мироносицы были связаны с Пречистым Телом, то это указует на прямую связь и с Церковью Христовой, которая еще только будет создаваться, но уже основывалась в лице учеников, а родилась в день святой Пятидесятницы, когда Дух Святой сошёл на Церковь, и также имеет отношение к Божественной Литургии, где, опять-таки, Пречистое Тело Христово и воспевается, и преподносится нам в снедь для вечной жизни во оставление грехов.

То Господь и, по Его повелению, и по вдохновению Духа Святого, Церковь и вставила воспоминание Иосифа Благообразного в Божественную Литургию, и каждый раз, когда мы поставляем на престол Святые Дары перед преосуществлением, после великого входа, когда поминаются имена, поется этот тропарь, который вы сегодня слыхали: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело...». И это есть дань памяти.

И за каждой Божественной Литургией поминается то, что Иосиф сотворил для Господа, а Господь ему теперь сторицею, а, может, ещё больше, безчетное число крат воздал великой славой. Вот как велико, как славно, как полезно, как спасительно прикасаться к Телу Христову, будь это к Церкви ли, будь ли к Самому Его Пречистому Телу или к Тому историческому, как Иосиф и Никодим, и жены-мироносицы, или к Его Пречистому Телу под видом хлеба и вина, преподносимому верным.
Кто же такие жёны-мироносицы? Мы слыхали в Евангелии некоторые имена. Далеко не все имена доносят нам Евангелисты, как Евангелист Лука пишет об этом, что много было жен-мироносиц, но до нас дошло или нам полезно было знать имя семи из них. И первая перечисляется Мария Магдалина, из которой в своё время Господь изгнал 7 демонов лютых и из блудницы сделал её равноапостольной проповедницей Воскресения Христова или как пишет Иоанн Златоуст, что она была апостолом для апостолов.

Почему же Господь первым является именно слабому, немощному женскому роду? Именно по духовной правде: как они первыми пали в Раю ещё в лице Евы, так они должны были первыми и услышать радость о Светлом и Божественном Воскресении Господа Иисуса Христа. И как им была сказано клятва: "в мучениях будете рожать детей", так им должна была быть и радость, что их дети рождаются не на муку вечную, а рождаются для Славного Воскресения, – так учит Святая Церковь, почему именно женскому роду первым выпала честь. Не говоря уже о том, что среди этих женщин была Сама Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная Матерь Христа Бога нашего, Царица неба и земли, Пресвятая Богородица и Приснодева Мария. Как же мы узнаём из Евангелия, что там была Сама Пречистая Дева и Матерь Божия? Даже, если б не было написано ни одного слова, то мы, зная Её великую, дивную любовь к Своему Сыну, зная Её страдания у Креста, которые Ей оружие невидимо прошло душу, как Она даже потеряла сознание от великих мучений, взирая на страдания Спасителя, Сына Своего, и была Сокрестницей Господа в духе, как и Великий Апостол Любви Иоанн Богослов. Только два человека видели страдания в духе.

И, конечно же, Она не могла быть в стороне от погребения Пречистого Тела Своего Сына. Трудно представить, что посторонние женщины заботились, купили драгоценное миро и спешили рано утром, а Пречистая Матерь в стороне бы этого дела находилась... Конечно же, мы и мысли такой допустить не можем! Наоборот, мы должны были думать, что Она в первых рядах, одна из первых, если не первая, должна была быть там.
Но Евангелие не только оставляет нам это на нашу благочестивую догадку, а ясно свидетельствует, называя Её по имени Мария Магдалина и другая Мария Иаковля. В другом месте Она называется Марией Иосифовой (Иосией). Это одна и та же Мария Матерь Божия. Почему? Потому что Иосий, также как Иаков младший, также как Иуда (не Искариотский), и Симон – это были 4 брата и 4 сыновья Иосифа-Обручника Пречистой Матери. И по смерти Иосифа, Она как бы являлася по закону иудейскому их Матерью. И поэтому они называются братьями Господа по плоти. И, как мы видим в Посланиях, Иуда – брат Божий по плоти, или Иаков – брат Божий по плоти. Его не надо путать с Иаковом Великим, с Иаковом Заведеевым – братом святого Великого Апостола Любви Иоанна Богослова (поэтому его называют Малым).

В свою очередь, среди жён-мироносиц была Соломия. Соломия является матерью Великого Апостола Любви Иоанна Богослова и Иакова Заведеевых. Ибо она была женой Заведеева, а в свою очередь, Соломия была дочерью Иосифа-Обручника Господня. Ибо помимо четырёх сыновей, он имел ещё трёх дочерей: эту Соломию, Есфирь и ещё одна дочь была. И вот эти три дочери и четыре сына были, как бы усыновлены и Пречистой Матерью. Поэтому уже она как бы была дочерью Пречистой Матери, и тогда Иоанн Богослов как бы является братом по плоти, ибо сын дочери он считался как бы братом по иудейскому закону. И поэтому у них еще и в этом смысле было какое-то как бы родство между Великим Иоанном Богословом и Пречистой Матерью Божией. Но Господь на Кресте, мы знаем, усыновил Иоанна Богослова Своей Матери в самые непосредственные духовные сыновья.

И так среди жён-мироносиц была ещё и мать Великого нашего Апостола Любви и Покровителя Иоанна Богослова и, соответственно, его брата Иакова Заведеева.
Ещё была одна из жён-мироносиц – это жена Хузаня это у человека, который был начальником, постельничным того самого Ирода, который издевался над Господом и который приказал отрубить пречистую голову святого блаженного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна.
И вот, несмотря на то, что она была жена такого высокопоставленного чиновника этого нечестивого царя, она была верной последовательницей Господа нашего Иисуса Христа. И ещё среди жён-мироносиц была Мария Клеопова, и Марфа и Мария – сестры святого праведного Лазаря Четверодневного. Эти жёны упоминаются в Святом Евангелии поимённо. Остальные просто упоминались, что ещё было много жён.
И, конечно же, они были движимы великой любовью к своему Учителю, Господу, а Владычица к Своему Сыну – это без всякого сомнения. И поскольку Иосиф и Никодим погребали уже перед иудейской субботой и нельзя было особо трудиться, и было мало времени, то они очень недостаточно покрыли этим составом алоэ, смешанным со смирной, и обмотали Его пеленами, и положили наспех. И поэтому, чтобы восстановить большее благообразие погребения, эти жены купили вскладчину драгоценное миро и хотели помазать уже после дня покоя – субботы, помазать во едину от суббот. (Во едину от суббот – это воскресение, если в Писании мы встречаем. Так говорится: в первый день, то имеется в виду понедельник, т.е. сразу после воскресения). Значит, и они хотели в день воскресения, во едину от суббот, помазать Пречистое Тело. И пришли, и вера, и любовь к Спасителю двигала ими, и они не думали о препятствиях, о страхе, хотя, по-человечески они боялись конечно, но преодолевали всё это верой и любовью и даже не задумывалися как это можно осуществить. Но уже по дороге просто рассуждали: кто же отвалит нам камень? Т.е. идти на заведомо невыполнимое дело!

А мы иногда: и заведомо для нас исполнимое дело – и не хотим подвигнуть себя из любви к Господу, что-то помочь, чтобы, для Тела Христова – для Церкви – какую-то оказать существенную или хотя бы маленькую пользу или помощь. А они думали о Теле Христовом, прообразующим и Церковь, и Божественное Тело в Литургии. И поэтому они так подвизалися благовониями, своей любовью и слезами украсить.

И за это они были награждены великой радостью по Воскресению Христову и явлением Самого Господа, естественно, первыми это явление и увидели и Мария Магдалина, и Сама Матерь Пречистая неба и земли, ибо дивно бы было, если бы Господь явился кому-то, кроме Пречистой Матери первым. Конечно же, Он первым утешил Свою Мать, показывая как должны мы почитать своих матерей. Ибо Он высшим почтением почтил Высшую небесных сил, Царицу неба и земли.
По великому смирению, Царица неба и земли, повелевала не описывать так ясно, подробно, Её участие в этом. И поэтому выделена была Мария Магдалина, которая бывшая блудница, вошла на такую высоту апостольской проповеди. Известно также, что Мария Магдалина затем дошла с красным яичком, как символом Христова Воскресения, до Рима и предстала пред очи императора римского Тиберия и поведала всю историю, связанную с осуждением Господа, с Его распятием, убийством, и с Воскресением. И после этой проповеди перед императором, император, разгневавшись на Понтия Пилата, приказал казнить его, и также был казнен первосвященник Каиафа по приказу императора Тиберия. И так они были отданы справедливому Божьему суду за страшный грех Богоубийства. Ибо один по клевете разодрал одежду и специально всё сделал, чтобы предать Его на распятие. Другой, умытием рук, зная, что Он Невинный, но по зависти, по малодушию своему, уклонился от того, на что он был поставлен, от закона даже Римской империи, который повелевал не казнить невинных людей. И ради страха за своё кресло, за свою должность, он лишился не только кресла и должности, а и самой жизни. Так повествует нам история, и это было благодаря проповеди Марии Магдалины.

Далее, известно, что святая равноапостольная Мария Магдалина проповедовала ещё и вместе с Иоанном Богословом в малой Азии и была погребена сама пречистыми руками Великого нашего покровителя и Апостола Любви Иоанна Богослова в городе Эфесе, где затем, в своё время, был погребен и сам Великий Апостол Любви. Потому что не случайно такое дивное совпадение: первая проповедница воскресения и любимейший ученик Господа – они были погребены в одной земле, в городе Эфесе. И это указует на дивную связь и именно Иоанн Богослов погрёб её сам, своими руками, естественно, поминая и молясь о ней.

Затем её мощи были обретены и перенесены в Константинополь, и положены во храме с большими почестями.
И эта дивная связь между Великим Иоанном Богословом и бывшей блудницей, ставшей великой проповедницей Воскресения Христова и одной из первых, наряду с Пречистой Матерью, видевших Господа Воскресшего, и видевших Воскресение Христово, она не случайно была погребена в городе Эфесе руками Иоанна Богослова, и не случайно на том же месте, где потом был погребен и сам Иоанн Богослов, который там же и воскрес. Это указует на её причастность к Филадельфийской Церкви – в духе. И не случайно такая связь была историческая с этими великими святыми людьми.
Что-то же мы должны из этого повествования о женах-мироносицах взять к себе? В духовном смысле, по внутреннему человеку, жёны-мироносицы это есть души, которые тщательно ищут Тело Христово: либо Его Церковь – и всячески стараются угодить этой Церкви, либо самому Пречистому Телу, когда они тщательно готовятся к принятию в себя под видом хлеба и вина, самого того самого Пречистого, Святаго, Божественного Тела Основателя нашей веры – Спасителя, Искупителя Господа Иисуса Христа.

И, когда они с миром своих добрых дел, с миром покаяния, со слезами покаяния, идут, чтобы прикоснуться к Пречистому Телу и воздать Ему почести подобающие, то Господь обрадывает их Своим явлением, как бы в них оживает, воскрешает Своим Телом, является им и делает и их причастниками Своего Воскресения и проповедниками Своего Воскресения, и они уже, без всякого лицемерия и фальши, истинно и искренне поют вместе со всею Церковью «Воскресение Христово видевше...». И видели они его не только, как те исторические жёны-мироносицы своими глазами, но эти современные жёны-мироносицы – души кающиеся и стремящиеся быть с Телом Христовым, воздающие Ему должное поклонение, они видят это воскресение внутри себя, также явственно, также чисто, как в своё время те жёны-мироносицы, память которых мы празднуем, видели это Воскресение тогда, в то время, когда оно произошло. И видели Воскресшего Спасителя. Так должны мы прилагать и понимать, и тщательно стараться подражать, чтобы и нам удостоиться быть и Никодимом, и Иосифом Благообразным, когда мы погребаем Тело Христово, когда мы ограждаем, как во гробе, подвигом воздержания, самоумерщвления, и жёнами-мироносицами, которые сподобляются затем видеть Светлое Христово Воскресение.
И их молитвами, да и нас Господь сподобит причаститься к их великому и славному подвигу, и к их великому и Славному Воскрешению силою и благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава, честь и поклонение во веке веков. Аминь! Христос Воскресе!