zabika.ru 1 2 ... 9 10






РЕВОЛЮЦИЯ DELL`ARTE
Пётр Лонгин
оригинальный сценарий

2007 © Anatoly Shevtsov
E-Mail: animasterix@yandex.ru

+7 (495)120-63-76

+7-905-593-41-23

+7-903-716-68-48

ТИТРЫ: «Петроград. Февраль 1917 года»

НАТ. ЗИМНЯЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ УЛИЦА - ВЕЧЕР

По слабо освещённой безлюдной улице с редкими мерцающими фонарями метет поземка. Стены домов плотно оклеены листовками. За кадром слышится голос Няни, читающей Библию.
ГОЛОС НЯНИ

(Читает)

И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.
Светится окно на первом этаже дома. Наезд камеры на окно.

ИНТ. КВАРТИРА ЗАЖИТОЧНОЙ СЕМЬИ – ПРОСТОРНАЯ КОМНАТА - ВЕЧЕР

За столом под уютным абажуром сидит Няня с иллюстрированной Библией в руках, рядом Девочка. На столе стоит фотографический портрет в рамке. На нем молодой гвардейский офицер и молодая красивая женщина, похожая на Девочку. Рядом другой портрет. Молодая женщина на нем одна, она еще совсем юна, глаза ее светятся задором и счастьем. По правому углу портрет перетянут черной траурной лентой.
НЯНЯ

(Читает)

И призрел Господь на Авеля и на дар его; А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
ДЕВОЧКА

Он что, позавидовал брату?
НЯНЯ

На Господа он обиделся. Справедливости захотел...

(читает)

И сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
В окне показывается Душегуб. Девочка, замечая его, вскрикивает; Душегуб исчезает. Няня, успокаивая, гладит Девочку по волосам.

НЯНЯ

(читает)


И сказал Каин Авелю, брату своему: Пойдём в поле. И когда они пришли в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
Отъезд камеры.

ИНТ. КВАРТИРА ЗАЖИТОЧНОЙ СЕМЬИ – ПРИХОЖАЯ - ВЕЧЕР

Замочная скважина входной двери. Душегуб снаружи открывает отмычкой дверь, осторожно входит внутрь. За ним молча следуют двое Бесенят. Скрип половиц. Издалека доносится, постепенно затихая, голос Няни.
ГОЛОС НЯНИ

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли.
Душегуб, обернувшись на голос, отворачивается и поднимается по лестнице на второй этаж, сопровождаемый Бесенятами. Осматривая обстановку, фамильные портреты на стене, Душегуб деловито взламывает шкафчики, ларцы, ящички и т.д. Выгребает всё подряд, без разбора. Бесенята, сунувшись в красный угол, шарахаются от икон; Душегуб швыряет на пол иконы и горящую лампаду. Начинается пожар. Бесенята радостно прыгают в огне. Душегуб, наполнив мешок и карманы, направляется к выходу. Няня продолжает читать Девочке Библию.
ГОЛОС НЯНИ

И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле...
ИНТ. КВАРТИРА ЗАЖИТОЧНОЙ СЕМЬИ – ПРОСТОРНАЯ КОМНАТА - ВЕЧЕР

Сверху слышен шум, треск огня и тяжёлые шаги по лестнице. В приоткрытую дверь вползают клубы дыма. Няня тревожно встаёт, идет к двери, скрывается за ней. Слышен крик Няни, глухой удар, шум от падения грузного тела. Девочка в страхе прячется за кресло и видит в дверном проёме упавшую на пол окровавленную голову Няни и руку, выронившую Библию. В дверном проёме показывается Душегуб, заглядывает в комнату, затем, повернувшись, идёт к выходу. За дверью разгорается огонь, в нём постепенно растворяются пляшущие Бесенята. Огонь быстро занимает весь кадр.


НАЧАЛЬНЫЕ ТИТРЫ ФИЛЬМА: «РЕВОЛЮЦИЯ DELL`ARTE»

ТИТРЫ И ВИДЕОРЯД КИНОХРОНИКИ:

«В Петрограде бушует революционная стихия»

ВИДЕОРЯД: Митинги и шествия.

«Всеобщая амнистия. Птенцы Керенского улетают на волю»

ВИДЕОРЯД: Выход из тюрьмы нескольких забитых революционеров, в частности Каменева в толпе могучих уголовников.

«Германское правительство дало согласие на проезд большевиков»

«Красный круиз из Швейцарии в Швецию»

ВИДЕОРЯД: Погрузка тощими немецкими солдатами продуктов для русских революционеров и пломбирования вагона. В окне политбеседа Ильича с Инессой Арманд.

«Вожди большевиков т.т. Ленин и Зиновьев прибыли в Финляндию»

ВИДЕОРЯД: Пограничный столб Российской империи с приколоченной табличкой “Finland”, Ленин и Зиновьев, машущие ручками в окно поезда.

НАТ. ОТКРЫТАЯ ЛЕСО-ЛУГОВАЯ МЕСТНОСТЬ С Ж/ДОРОГОЙ – ДЕНЬ

Те же Ленин и Зиновьев в окне поезда, но в цвете. Недалеко от железной дороги ряды армейских палаток. В крайней палатке появляется дырка. Руки изнутри раздирают ткань палатки; в отверстии показывается солдат Иван Мошонкин с “сидором” за плечами. Он осторожно выбирается и, пригнувшись, крадётся к железной дороге. Что-то вспомнив, возвращается. Запускает руку в отверстие и достаёт чайник. Крадётся, а затем бежит за поездом; чудом успевает вскочить на буфер последнего вагона. Поезд удаляется. На буфере покачиваются Иван и чайник. Кадр темнеет.

ТИТРЫ: «4 апреля 1917 года. Петроград. Финляндский вокзал»

ИНТ. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КАБИНЕТ В ЗДАНИИ ВОКЗАЛА – РАННИЙ ВЕЧЕР

За столом Эйно Рахья. На столе груда револьверов и телефон. Рахья ожесточённо крутит ручку.
РАХЬЯ

Пар-рисня! Пар-рисня! Путил-ловский!

(пауза)

Путил-ловский?! Ковор-рит Эйно Рахья! Кде вас-си люди?... А есё тве цысяци по разнар-рят-тке?!!! Тут вам не рядовое мер-роп-приятие, а встреця возьдя! Васу мать, мировую бурзуаз-зию!.. Стоб церез цяс тве тыс-сяци перет-довых пролетар-риев... с флаг-гами, транспарант-тами и проц-цей наглят-тной агитацией ратостно стояли по марсруту Финлянтский вокзал – дворец Кцесин-нской! Вам ясно?

С грохотом вешает трубку, рассовывает револьверы по карманам и выходит.

ЭКСТ. ПЕРРОН НА ФИНЛЯНДСКОМ ВОКЗАЛЕ – РАННИЙ ВЕЧЕР

Нестройные толпы встречающих. Военный оркестр. Могучего телосложения бравый Офицер в полной парадной форме лейб-гвардии кирасирского полка Ея Величества при помощи лёгкого рукоприкладства превращает толпу инвалидов в стройные ряды почётного караула. Медленно подходит поезд. Паровоз выпускает пары, окутывающие перрон. Пар рассеивается. Открывается дверь в тамбуре вагона. По ступенькам осторожно спускается Н.К.Крупская. Быстро исподлобья оглядевшись вокруг, подаёт руку супругу. Ленин, спустившись на перрон, в свою очередь галантно подаёт руку Инессе Арманд. За ними в дверном проёме радостно показывается Зиновьев, но вдруг в испуге бросается обратно в вагон и захлопывает дверь. В кадре затылки Ленина и Крупской. Прямо на них чеканным строевым шагом неотвратимо надвигается Кирасирский офицер с обнажённым палашом. Звук шагов всё громче и громче. Подойдя вплотную, Офицер салютует палашом, вгоняя этим жестом Ленина в ужас.
КИРАСИР

(рапортуя)

Гражданин Ленин! Почётный караул революционных войск Петроградского гарнизона по случаю Вашего приезда построен! Начальник караула штабс-капитан Иванов-осьмой!
Во время рапорта Ленин начинает радостно улыбаться и неловко пытается отдать честь. По знаку Офицера оркестр играет "Марсельезу", перекрывая радостный гул толпы. Небольшая панорама завершается "наездом" камеры на окно вокзального буфета.

ИНТ. ПРИВОКЗАЛЬНЫЙ БУФЕТ – РАННИЙ ВЕЧЕР

За столиком два Обывателя мирно пьют пиво с раками.
1 ОБЫВАТЕЛЬ

Хм... “Марсельеза”. Опять французские союзники приехали?
2 ОБЫВАТЕЛЬ

Что Вы, сударь… Это товарищ Ленин прибыть изволили. Главный большевистский вождь!
1 ОБЫВАТЕЛЬ

Странно... Почему же “Марсельеза”, а не “Дойчланд юбер аллес”?
ЭКСТ. ПЕРРОН НА ВОКЗАЛЕ – РАННИЙ ВЕЧЕР

В стороне от процесса торжественной встречи по перрону идёт Эйно Рахья. Виден задний буфер вагона, на котором, скрючившись, спит Иван. Эйно Рахья, сунув два пальца в рот, оглушительно свистит. Иван с испугу падает с буфера. Рахья и подбежавшие к нему большевики смеются.


РАХЬЯ

(строго)

Не время смеяться, товар-рис-си!..

(Обращаясь к большевику в кожаном шлеме и очках “консервах”)

Бронедивизион?! Сроцьно броневик возьдю м-мирового пролет-тариата!
БОЛЬШЕВИК

Бу сделано, товарищ Рахья!
Большевики разбегаются. Иван с трудом вылезает на перрон. Под левым, на глазах опухающим глазом, наливается огромный синяк. Прямо к нему приближается военный патруль (Унтер-офицер и два солдата). Иван пугается.
УНТЕР-ОФИЦЕР

Смирно!.. Кто такой?
ИВАН

(испуганно)

Ни… ни… нижний чин Мошонкин… Иван…
УНТЕР-ОФИЦЕР

(наступая на Ивана)

Дезертир?!
Иван отступает под напором Унтер-офицера, схватившегося за кабуру. Но тут на защиту Ивана грудью встаёт Эйно Рахья с двумя револьверами и переходит в наступление, с каждым шагом выпаливая фразу.

РАХЬЯ

Осибаетесь, гразданин офисер! Петроградс-ский Сов-вет… рап-поцих и сольтат-тских депутат-тов… постановил, сто… в р-р-революционном П-петрограде нет дезертиров… Все они… зас-ситники… р-революции!
Отступая, Унтер-офицер спотыкается и падает. Солдаты бросаются его поднимать; патруль ретируется. Рахья резко поворачивается, ковбойским жестом крутит револьверы на указательных пальцах и с размаху втыкает за ремень.
РАХЬЯ

Ну, как?
ИВАН

(кланяясь)

Благодарствуем, господин хороший…
РАХЬЯ

(рассвирепев)

Зап-помни, сольдат, господ хороц-цих не бывает-т!
ИВАН

(испуганно)

За… за… запомнил!..
РАХЬЯ

Вопросы есть, товар-рись?
ИВАН

А вопрос есть… один… Что делать, а?
РАХЬЯ

Сто дел-лать?..

(Делает круглые глаза)

А я поц-цём знаю?..
ИВАН

А, хто знает?
РАХЬЯ

Та, Ленин снает-т! Он - воздь, он все знай-ет!
ИВАН

(мечтательно)

Ленин… Вот бы яво повидать…



РАХЬЯ

Так, беги, пехот-та, за броневиком! Ленин на нём ет-тет!
ИВАН

А бежать-то далёко?
РАХЬЯ

Недалек-ко, до дворца Кцес-синской.
ИВАН

Кце… Ксе… Кщи…
РАХЬЯ

(смеясь)

Та, латно! Спросис, где больсев-вики – теп-пе пок-казут!
ИВАН радостно, гремя чайником, волоча винтовку бежит вдогонку за толпой. На мгновение останавливается, кланяется Рахье.
ИВАН

Благодарствуем, дорогой товарищ… Как тебя там?
РАХЬЯ

(смеясь)

Рахья!… Эйн-но Рах-хьй-я!
ИВАН

Во-во!… Век не забуду, ежели запомню…
Иван убегает.

НАТ. НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – РАННИЙ ВЕЧЕР

Камера установлена на мостовой посреди широкой улицы (Невский Проспект). На камеру наезжает броневик с Лениным наверху.
ЛЕНИН

(захлёбываясь от энтузиазма)

Товай-и-щи! Да здъявствует социалистическая й-еволюция! Ура!
Броневик проезжает над камерой. За задними колёсами видны несколько пар ног в сапогах, ботинках с обмотками и т.п. Ноги проходят мимо камеры, камера резко разворачивается им вслед, и становится видно, что броневик толкают сзади несколько простых верных ленинцев. Броневик едет в светлую даль, за ним идёт толпа с красными знамёнами. Чуть позже появляется и бежит в глубину кадра ИВАН; резко останавливается, осматривается, чешет в затылке, затем поворачивает в сторону. В кадре бредущий ИВАН; его ноги по щиколотки в шелухе от семечек; немые сцены обсуждения дальнейшего маршрута со случайными прохожими. Поёт голос ИВАНА за кадром.
ГОЛОС ИВАНА

Ходили по панели

Папахи и шинели…

Солдат… Солдат…

Заполнил Петроград

Тяперь всяму народу

Фявраль принёс свободу…

Уря!.. Ур-ря!

В России нет царя!

Наверно в Петрограде

Мы кое-что загадим…

Терпи, буржуй

И а-на-на-сы жуй!

На немца шли всем миром,


Но стал я дезентиром,

Потом… потом

Незнамо кем с ружжом.

Теперь не знаю, братцы,

Куды же мне податься…

В Кшесю… Кшеси…

Поди-ка расспроси!

А там бывает часто

Товарищ головастый…

Не тля, не вошь,

А пролетарский вождь!

Товарищ с наганами

Сказал, что Ленин – с нами,

И он, и он

Мне позарез нужОн!
ИВАН останавливается у памятника Екатерине П с красным флажком в руке и “сияньем птичьих нечистот на челе”. Рядом Антонов-Овсеенко.
ИВАН

Помыть бы царицу-матушку, а?
АНТОНОВ-ОВСЕЕНКО

Так некому… Начальство ушло. Дворник державный и всяческий дворник стушевался… Да и зачем…



следующая страница >>