zabika.ru 1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ

РАЗДЕЛ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ»

ТЕМА: «ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: закрепить знания студентов по теме: «Развитие памяти у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста». Исследовать индивидуальные особенности памяти детей дошкольного возраста.
Развивать навыки исследовательской деятельности. Воспитывать самостоятельность, ответственность, организованность.

Студенты должны знать следующие понятия: память, запечатление, узнавание, воспроизведение, образная память, произвольная, непроизвольная, двигательная память. гипотеза, предмет, объект исследовании, цель и задачи исследования.

Студенты должны уметь делать краткие сообщения о проведенном исследовании, делать количественную и качественную обработку полученных данных,
составить рекомендации по развитию памяти, опираясь на полученные данные.; давать краткую характеристику особенностей развития памяти в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Подготовка к занятию: самостоятельное проведение диагностики,

индивидуальных особенностей памяти у детей младшего школьного возраста на базе педагогической практики.

Материал к занятию: видеозаписи исследовательской деятельности студентов, информационные ширмы о результатах проведённых исследований.

ПЛАН УРОКА

1. Оргмомент урока - 1мин.

II. Сообщение темы, целей урока – 2 мин.

III. Актуализация знаний 3 мин.


  1. Опрос по теме «Развитие памяти у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста» -15 мин.

1. Индивидуальные письменные ответы – решение тестов - различения по теме. (3 человека).

2.Экспресс - опрос по теме «Развитие памяти в дошкольном возрасте»

1. Что такое память?

2. Какие раздражители фиксирует в памяти новорождённый? Какое значение они имеют для последующего развития?


3. Что является предпосылкой развития памяти в младенчестве?

4. Что создаёт фундамент образной памяти?

5. На сколько растёт круг узнаваемых объектов.

6. Какое значение имеет избирательность памяти по отношению к раздражителям? Во сколько месяцев узнавание предмета опосредуется словом?

7. Какова продолжительность запоминания в 8-9 месяцев?

8. Как происходит узнавание предмета?

9. Как развивается двигательная память? Эмоциональная память?

10. Назовите предпосылки развития словесной памяти.

11. Назовите особенности памяти младенца.

13. За счёт чего содержание представлений памяти в раннем возрасте??

14. Каким становится образ памяти?

15. Как идёт развитие смысловой памяти?

16. Основные особенности памяти в раннем возрасте?

17. Какой вид памяти является главным в дошкольном возрасте, почему? С чем это связано?

18. Каковы особенности двигательной памяти в дошкольном детстве?

19. Что даёт ребёнку совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец?

20. Что можно сказать о словесно - логической памяти дошкольника?

21. Какой вид памяти (по степени произвольности) преобладает на протяжении всего дошкольного возраста? Подтвердите примерами.

22. Как идёт становление произвольной памяти? Какие изменения способствуют изменению произвольности? Когда проявляется самоконтроль в мнемической деятельности? как он изменяется?

23. Какое значение играет проявление личных воспоминаний?

24.Назовите основные особенности памяти в дошкольном возрасте?

25.Какие индивидуальные особенности памяти выделяют психологи?

26.Какое значение в жизни человека имеют индивидуальные особенности памяти?

IV. Выступление студентов с сообщениями о проведении исследования по диагностике индивидуальных особенностей памяти – 18 мин.


В выступлении следует отметить предмет исследования, объект исследования, цели, задачи исследования, гипотезу.

Необходимо познакомить с количественными показателями исследовательской работы и сделать качественный анализ полученных данных. Отметить, насколько решены цели и задачи исследования, подтвердилась ли гипотеза?

V. Коллективное обсуждение, в котором необходимо выделить возрастные и индивидуальные особенности памяти у детей на основе экспериментальных данных, выработать рекомендации для родителей вопросам развития памяти у дошкольников с учётом индивидуальных особенностей – 4 мин.
Обобщение полученных результатов.

VI. Беседа со студентами, направленная на развитие рефлексивных способностей.

Вопросы

1. Понравилась ли вам позиция исследователя? С какими трудностями столкнулись в процессе исследования??

2. Что вы узнали нового?

3. Что удалось, что не совсем удалось сделать в процессе работы?

4. Что лично для себя вы приобрели, проделав такую работу.

VII. Подведение итогов урока.


  1. Домашние задание: оформить полученные результаты, сделанные выводы, рекомендации в практическую тетрадь -2 мин.


Литература

1. Гамезо М.В., Матюхина М.В. Возрастная педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1984.

2. Крутецкий В. А. «Психология» - М.: Просвещение, 1986.

3. Урунтаева Г.Н. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов сред.

педагогических учебных заведений. - 3-е изд. стереотип. - М.: «Академия», 1998.

4. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1996.