zabika.ru 1

Тема: Л. Толстой. «Прыжок». Орфограммы русского языка.

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством великого русского писателя Л. Толстого, работать над выразительностью чтения, над развитием техники чтения; в процессе работы над текстом развивать орфографическую зоркость учащихся, закреплять знания грамматических правил.

Оборудование: портрет Л. Толстого, подборка книг писателя для детей, подростков, юношества и взрослых; грамзапись рассказа «Прыжок», карточки для литературной викторины; иллюстрации из серии «История развития русского флота» (парусные военные корабли).

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вводное слово учителя к теме урока, постановка цели.

— Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого. Это имя вам уже знакомо. Рассказы Толстого встречались нам в «Азбуке», мы читали их в книге для чтения во втором классе. Я уже рассказывала вам о жизни писателя, о его школе для крестьянских детей в Ясной Поляне. Посмотрите на выставку книг писателя. Вот книга «Рассказы из «Азбуки» (демонстрирую). Смотрите, какие есть маленькие, три-четыре строчки. Как вы думаете, для кого он их написал? (Для маленьких детей, которые только учатся читать.)

А вот сказки «Три медведя», «Липунюшка». А они для кого? (Для тех, кто чуть постарше, уже умеют читать.)

Продолжаю демонстрировать книги «Рассказы о животных», «Пословицы, басни», «Севастопольские рассказы», «Детство», «Анна Каренина», «Война и мир». Подвожу детей к выводу, что в творчестве Толстого есть произведения для всех: детей, подростков, юношества, взрослых.

— Да, ребята, Лев Николаевич умел писать рассказы и сказки и для маленьких, и для детей старшего возраста, и толстые романы для взрослых. Но это еще не все. Он умел писать не только для всех, но и про всех. Запомните: писал для всех и про все.

Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть такие, которые пишут о животных, о природе. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдете рассказы и сказки, басни и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории.


Вот почему рядом с именем Льва Толстого мы произносим слово «великий». Великий русский писатель Лев Толстой, классик, зеркало русской литературы.

Давайте вспомним, какие вы знаете сказки, басни, рассказы этого писателя. (Дети называют.)

Так вот, сегодня на уроке мы закончим чтение рассказа «Лев и собачка» и познакомимся с еще одним его произведением. Кроме того, на этом уроке мы будем учиться грамотно писать, повторим многие грамматические правила. И в этом нам помогут произведения Льва Толстого.

III. Проверка домашнего задания.


  1. Фронтальная работа с классом с целью проверки знаний текста «Лев и собачка».

• Почему рассказ «Лев и собачка» назван былью? Где это произошло? (Дети отвечают.)

Я сейчас буду выбирать из текста начало, конец или середину некоторых предложений. А вы читайте мне эти предложения полностью, а потом выполним грамматические задания. (Дети выборочно находят предложения.)

Учитель, «...хвост и прижалась...»

Дети. «Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки».

• Найти слова с приставками и слово с предлогом.

У. «...пришёл в зверинец и узнал...» Д. «Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяи¬на зверинца отдать ему».

• Найти слово с двойной согласной и слово с сочетанием чк.

У. «...и стал грызть засовы и пол...» Д. «Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам; бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол».

• Найти слово с безударной гласной, проверочным к которому будет слово щётка.

• Найти слова с безударной гласной, проверить их ударением (хвостом, по бокам, хлестать).

2. Индивидуальный опрос.

а) Чтение одним учеником первой части рассказа, подробный пересказ, ответ на вопрос:

• Почему умер лев? (От тоски.)

• Найти в прочитанном тексте слова с ъ и ь разделительными знаками. I б) Чтение второй части рассказа двумя учениками «цепочкой» по предложениям. • Найти в тексте слова с предлогами.


(Учащиеся называют по очереди; в случае задержки с ответом вступает класс.)

IV. Работа над новым текстом.

1. Краткий рассказ учителя о военном периоде в жизни Льва Толстого.

• В творчестве Льва Толстого большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. Он поступил в действующую армию. Сначала был юнкером («Молодой дворянин, добровольно вступивший в армию и проходивший в части подготовку в офицеры»), затем получил младший офицерский чин. Сначала был на Кавказе, потом перевелся в Севастополь. Служил Лев Толстой и на море. Там он и стал очевидцем события, которое описал в рассказе «Прыжок».

2. Показ иллюстраций военных кораблей XIX века. Словарная работа: мачта, перекладина, аршин.

3. Комбинированное чтение рассказа «Прыжок» по частям: грамзапись + учитель -ь хорошо читающие учащиеся.

4. Контрольные вопросы по содержанию текста.

• Где произошел этот случай?

• Почему мальчик оказался на верхушке мачты?

• Почему плакал капитан?

5. Чтение текста учащимися.

а) Чтение первого и второго абзацев «цепочкой» по предложениям, подробные вопросы по содержанию.

Грамматические задания по прочитанной части текста

• Найти слова из словаря с непроверяемыми написаниями (корабль, погода, народ, мальчик).

• Найти самое длинное слово, прочитать его по слогам (двенадцатилетнему — 1 слогов).

б) Прочитать следующие два абзаца до слов «...выпустить из рук верёвку и мачту» жужжащим чтением вполголоса.

Грамматические задания

• Найти слова с безударной гласной и подобрать к ним проверочные слова (сняла, погрозил, смеяться, покраснел, ловчее и др.).

• Найти восклицательное предложение и прочитать его с нужной интонацией.

в) Следующие три абзаца читают по

очереди три ученика.

Грамматические задания

• Найти в тексте слова и выражения, близкие по смыслу данным:


разбился насмерть — вдребезги очень испугались — замерли от страха сильно разозлился — раззадорился

• Найти глаголы, которые оканчиваются на -ться, а произносится — -ца (оступишься, повернуться).

г) Прочитать последний абзац текста «про себя».

Грамматические задания

• Посчитать, сколько в этом абзаце восклицательных предложений (4); прочитать то предложение, которое состоит из одного слова («Застрелю!»).

• Найти слова с сочетаниями -оро-, -оло-.

• Найти двусложные слова, которые нельзя перенести (его, уже, изо, это).

V. Закрепление, выборочное чтение.

1. Прочитать отрывок, относящийся к иллюстрации в учебнике.

(«Мальчик стоит на краю перекладины и тянется за шляпой».)

2. Прочитать предложения из текста, соответствующие данным пиктограммам (изображения лиц с мимикой веселья и страха).

VI. Обобщение.

Викторина «Знаете ли вы рассказы Толстого?».

Учитель показывает детям в течение 5-6 секунд записанное на плакате предложение, дети читают его «про себя», а затем называют рассказ Толстого и выполняют грамматическое задание.

1. — Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут. («Старик и яблоня».)

• Назвать слова с разделительным ъ.

2. Машинист не мог удержать машины. («Девочка и грибы».)

• Найти однокоренные слова.

3. Я дошёл до дому, набрал грибов и хотел идти домой. («Как меня в лесу застала гроза».)

• Найти одинаковые приставку и предлог (дошёл до лесу), сравнить по составу слова дошёл и домой (дошёл: до — приставка, домой: до — часть корня).

4. Собаки хотели схватить котёнка. («Котёнок».)

• Подобрать проверочные слова к словам с безударной гласной.

5. Он посмотрел на учителя и заплакал. («Филиппок».)

• Назвать слова с приставками. Подобрать еще приставки с гласной о (под-, от-, об-, воз-, до-) и с гласной а (над-, на-, раз-, рас-}.

VII. Подведение итогов.

Задание на дом: перечитать рассказ и подготовить ответы на вопросы «Памятки», «Работа над рассказом».