zabika.ru 1

ПСИХИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ

Тема. Настроение и здоровье.
Цель
: рассмотреть взаимосвязь настроения и здоро­вья, настроения и общения, закрепить понятия психического и духовного здоровья.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Учащиеся называют: разные проявления настроения, приво­дят примеры: проявления настроения в ежедневном общении; сравнивают: проявление настроения у разных людей; использу­ют: способы вербального и невербального общения.
Ход урока

1. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Беседа

1) Может ли настроение влиять на здоровье?

2) Может ли настроение повлиять на общение с другими людьми?
III. Изучение нового материала

Настроение — это совокупность эмоций человека.

Эмоции — это психологическая реакция человека на влияние окружающей среды.

(Учащиеся самостоятельно приводят примеры различных видов эмоций к следующим схемам)


Виды эмоций


Положительные

Отрицательные



Эмоции по продолжительности


Кратковременные

Долговременные



Эмоции по силе проявления


Умеренные

Бурные (аффекты)

Проявление эмоций зависит от важности причины, вызвавшей эмоцию, и от состояния нервной системы (врожденные качества и состояние на данное время). Также оно зависит от воспитания человека, т. е. эмоциями можно управлять.

По эмоциональности всех людей можно разделить на три группы:

экстраверты, (выплескивание эмоций);

интроверты (эмоции сдерживаются, направлены вглубь, в себя);

амбиверты (средняя степень эмоциональности).
Чувства — психическая форма проявления разнообразных потребностей человека.

Виды потребностей:

а) биологические потребности обеспечения процессов жизне­деятельности:

- дыхание;

- пища;

- вода;

- защита от неблагоприятных погодных факторов;

- обеспечение гигиенических условий существования;

б) социальные:

- поведение в обществе;

- принадлежность к определенной социальной группе;

- социальная роль в обществе;

- смысл и цель жизни;
в) духовные:

- приобретение и передача знаний;

- творчество;

- забота об окружающих;

- формирование ответственности за состояние своего здоровья и здоровья окружающих;

- формирование ответственности за состояние окружающей среды.

Психическое здоровье — развитие человека как личности, обеспечение приспособления (адаптации) к социальной среде через умение контролировать свои эмоции и чувства.

Духовное здоровье — вершина социального развития человека, умение жить в гармонии с собой и окружающим миром, стремление к самосовершенствованию.

На наше общение друг с другом влияют:

- настроение;

- интерес к окружающим;

- воспитание.


1V. Обобщение и систематизация знаний

Задания

1) Учебник, с. 167, игра «Давайте говорить друг другу комп­лименты».

Учащиеся объединяются в небольшие группы (по 4—6 человек). Каждый участник отмечает приятные черты остальных членов группы (членов другой группы). Произносятся комплименты.

Что больше понравилось: говорить комплименты или их вы­слушивать?

2) Игра «Театральные маски», учебник, с. 169.
Учащиеся продолжают работу в группах. Учитель раздает

группам листы с заданиями мимически изобразить: 1 — радость, 2 — равнодушие, 3 — восторг, 4 — уныние, 5 — гнев, 6 — скептичес­кое отношение, 7 — обиду.

После подготовки каждая группа показывает свое задание, а другие отгадывают эмоцию.

V. Домашнее задание

Изучить материал учебника, § 22.

V1. Подведение итогов урока
Дополнительный материал к уроку

Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, или «нет», если не согласны.
1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы при­влечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стара­юсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых недолюбливаю.

10. Я всегда такой, каким кажусь.

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на 1-й, 5-й и 7-й вопросы и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее.

О—3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4—б баллов — у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими

людьми.

7—10 — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произведете на окружающих.