zabika.ru 1

М.Юзмухаметова


учитель биологии и химии МОУСОШ № 5 г.Вятские Поляны Кировской области.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме:

«Размножение организмов» 11 класс

Уроки обобщения и систематизации знаний с использованием технологии проблемного обучения являются эффективнее традиционных.

Проблемное обучение – это оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности по передаче и усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления, это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности мыслительной деятельности субъекта.

Использование системы проблемных вопросов для развития интеллектуальных умений позволит сформировать данные умения, как у сильных, так и у слабых учеников. Такие уроки обеспечивают формирование интеллектуальных умений и навыков школьников на уроках биологии, развитие заинтересованности и постепенный переход к самостоятельному творчеству, развитие практических умений и навыков, помогают активизации мыслительной деятельности.

Цели урока:


  1. Образовательная – углубление, обобщение, систематизация знаний учащихся о размножении и о способах размножения: прививка, клонирование, партеногенез, черенкование.

  2. Развивающая – развитие практических умений и интеллектуальных навыков, используя учебник, работу с терминами, логическими схемами, таблицей, через решение проблемных вопросов.

  3. Воспитывающая – продолжить формирование навыков работы в группах и воспитывать чувства ответственности и взаимопомощи; осознание учащимися о том, чтобы продолжали жизнь на Земле, нужно вести себя достойно, потому что в размножении человека играет важную роль наследственные признаки, передающиеся от двух родителей потомству.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Опрос фронтальный по вопросам:
  1. Назовите из перечисленных свойств (на доске) живого то свойство, которое приводит продолжению жизни на Земле?


  2. Что такое размножение?

  3. Работа над терминами: бесполое и половое размножение, двойное оплодотворение, партеногенез, клонирование. Составление схемы, таблицы.

  1. Предварительные установки:

1.1. Размножение – это важный этап в жизни организма. Каждый организм обязан оставить после себя потомство.

1.2. Создание проблемной ситуации:

- Можно ли клонировать человека?

Целеполагание, мотивация

  1. Постановка цели:

2.1. Сегодня на уроке мы будем развивать, систематизировать знания о размножении, о видах размножения, о селекции, биотехнологии.

2.2. О роли размножения для продолжения жизни на Земле.

2.3. Эти знания вам необходимы на учебно-опытном участке и в личных хозяйствах.

  1. Непосредственное изложение.

3.1. Работа со схемами и таблицами:

Схема № 1

Виды размножения

Бесполое


Половое

Делением

Вегетативное

Черенком

Отпрысками

Прививка

Клонирование

Партеногенез

Двойное оплодотворение
Таблица № 1

Сравнительная характеристика видов размножения



Вопросы

Размножение

бесполое

половое

1.

Для каких организмов более характерно?






2.


Какие клетки участвуют в размножении?







3.

В основе деления клеток лежит







4.

Сколько родителей участвуют?








3.2. Выполнение заданий разного типа в парах (задания – карточки на столах). Задания разной сложности (учитывать индивидуальные особенности детей).

1 пара – Провести черенкование лимона.

2 пара – Провести прививку лимона.

3 пара – Используя записи в тетрадях, расскажите о двойном оплодотворении растений.

4 пара – Составить схему двойного оплодотворения растений.

5 пара – Дать схему размножения мхов. Объяснить данную схему.

6 пара – Приготовить сообщение о клонировании животных.

7 пара – Приготовить сообщение о клонировании картофеля.

8 пара – Объяснить по схеме партеногенез.

9 пара – Составить схему размножения водорослей.

10 пара – Приготовить сообщение о биотехнологии.

3.3. Обмен информацией по заданиям. А практические задания дети объясняют у доски. Итак, ребята, можно ли клонировать человека? Почему нельзя?

Проверка уровня обученности.

4) Тестовые задания (на пять минут) выполняют и проводят взаимопроверку.

5) Выводы (дети сами подводят итог урока):

во-первых, размножение обеспечивает непрерывность и преемственность жизни;

во-вторых, в природе существует два основных вида размножения: бесполое и половое;

в-третьих, наиболее прогрессивным оказалось половое размножение, т.к. потомство берет наследственность от двух родителей, такой организм более жизнеспособный. Клонирование – это бесполое размножение. Оно играет огромное практическое значение в растениеводстве.


6) Информация о домашнем задании: параграфы 63-67 повторить, написать реферат, сообщение о биотехнологии (по желанию).

7) Рефлексия.

Закончите фразы:

1. Мне урок…., потому что я….

2. Сегодня мы ….

3. Сегодня я узнал новое о ….

4. Я сегодня на уроке научился ….
Заполните таблицу.




Вопросы

Ответы

1.

Доволен ли ты своей работой на уроке?




2.

Все ли вопросы и задания были понятны?




3.

Какую оценку ты бы себе поставил за урок?




4.

Какие формы работы на уроках тебе больше нравятся?





На уроке перегрузки не было за счет смены деятельности. На каждом этапе осуществлялось обратная связь через беседу, при выполнении самостоятельной работы в парах использовались элементы самоконтроля.

Урок заинтересовал учащихся, на протяжении всего урока все были активны. Высокая работоспособность обеспечивалась:

- принятием учащимися целей и мотивации;

- практической направленности знаний;

- смены форм деятельности учащихся на уроке.

Детей заинтересовала данная тема своей актуальностью и практической значимостью (по результатам рефлексии).