zabika.ru 1
Урок по обществознанию на тему «Государство»

Цель: рассмотреть государство как политическую, экономическую и социальную категорию.
Предмет: обществознание.

Класс: 9.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
I. Повторение пройденного материала.


  1. Беседа по вопросам:




  1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?

  2. Что входит в сферу политики?

  3. В чём сущность любой власти?

  4. В чём главные особенности политической власти?

  5. Что такое средства массовой информации? Как они влияют на политическую жизнь?


2. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
Рассказ с элементами беседы
ВСПОМНИТЕ
Как возникали государства в древности? Какие изменения в государственном устройстве России XVIII в. говорили об установлении абсолютной монархии? Чем характеризуется политическая власть? Какую роль играет политика в жизни общества? Что означает слово «гражданин»?
ПОДУМАЙТЕ
Могло ли государство появиться в результате договора? Монарх и президент: в чём различия?
Мы уже установили, что каждый член общества занимает в нём определённое социальное положение. В то же время все мы, живущие в нашей стране, независимо от социального статуса и национальной принадлежности, являемся гражданами своего государства.

Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны? Опираясь на те знания, которые вы уже получили на уроках обществознания и истории, рассмотрим эти вопросы более обстоятельно.

Происхождение государства. Обратимся к опыту истории. Изучая историю Древнего мира, вы узнали, что первобытное общество не имело государственного устройства, политической власти. Это не значит, что члены этого общества не подчинялись никаким правилам и нормам поведения. Без таких правил человеческий коллектив не может существовать: безграничная свобода неизбежно приводит к ущемлению интересов одних со стороны других. Но в первобытном коллективе нормы общежития были просты, основывались на обычаях, а влияние старейшин рода определялось их личным авторитетом.


Однако на определённом этапе исторического развития стали возникать отдельные группы людей, осуществляющих управление обществом. Иными словами, власть отделилась от народа. Появились также законы, суд, армия.

Почему же произошли эти изменения? Существуют разные объяснения причин возникновения государства. Долгое время господствовало представление о том, что государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда. Отсюда следовало, что государство необходимо, вечно, его мирская власть абсолютна.

Согласно другой теории, государство появляется на определённой стадии развития общества как результат добровольного соглашения людей, договора между ними. Что же заставило людей заключить такой договор, поступившись частью своих прав в пользу государства? Сторонники теории общественного договора исходят из предположения о том, что в своём естественном, «догосударственном» состоянии человек не ограничивал себя в поведении какими-либо рамками. Это вело к произволу, по образному выражению одного философа, к «войне всех против всех». Продолжать своё дальнейшее развитие общество могло лишь при согласовании интересов своих членов. Достичь согласия помогла передача власти одному лицу (верховному правителю) или группе лиц. Это неизбежно вело к появлению государства.

Существует и так называемая теория завоевания. Согласно ей, первые государства явились результатом завоеваний воинственными племенами кочевников земледельческих общин. Иными словами, решающую роль в возникновении государства сыграл внешний фактор.

Из курса истории вам известно ещё одно объяснение причин возникновения государства: с расколом общества на классы, противоположные по своим интересам, у экономически господствующего, но малочисленного класса (рабовладельцев, феодалов) появилась необходимость укрепить своё положение с помощью политической власти, вооружённой силы, законов, т. е. с помощью государства.

Мнения. Из наследия немецкого философа и социолога Ф. Энгельса (1820-1895):


«Мы видим… в греческом строе героической эпохи древнюю родовую организацию ещё в полной силе, но, вместе с тем, уже и начала подрыва её… Не хватало учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним».

Размышляя над приведёнными здесь различными взглядами по вопросу о возникновении государства, обратитесь к известным вам историческим фактам, характеризующим роль государства в общественном развитии. Напомним наиболее существенные функции, которые обычно выполняет государство: сбор налогов, издание законов, судопроизводство, защита границ, борьба с попытками изменить существующий строй. Мы видим, что среди них те, которые отвечают интересам всего народа.

Называя ту или иную страну государством, мы используем понятие «государство» в широком смысле. В современном мире существует множество государств, т. е. множество стран, каждая из которых имеет собственное правительство. Все они прошли свой путь исторического развития. Тысячелетнюю историю имеет и наше государство. Основные вехи этого пути вам известны из курса отечественной истории.

Часто понятие «государство» используется в более узком значении – как совокупность органов государственной власти и управления. Так, мы говорим о политике государства в области образования, о роли государства в условиях рыночной экономики, о взаимодействии государства с гражданским обществом.
Признаки государства. Обобщая всё, что известно о государстве с древности до наших дней, можно выделить следующие его основные признаки:

Единство территории. Государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории, а само это население с появлением государства превращается в его подданных или граждан.

Публичная власть. Вы уже знаете, что власть как способность и возможность отдельного человека, группы или органа влиять на людей весьма распространённое явление (родительская власть, партийная власть). Но государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Её особенность в том, что она распространяется на всё население страны. Для её осуществления создаётся специальный аппарат, включая и органы принуждения: вооружённые формирования (армия, специальные подразделения), тюрьмы, исправительные учреждения.


Суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.

Законодательная деятельность. Только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические нормы – законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определённый общественный порядок.

Налоговые сборы. Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины – и обеспечивают их поступление в бюджет. Эти средства, как вы уже знаете, необходимы государству для решения разнообразных задач (осуществление производственных программ, социальная защита населения, развитие систем образования и здравоохранения, поддержание обороноспособности и др.), а также на содержание государственного аппарата.

Осуществляя своё социальное назначение, государство выполняет определённые внутренние и внешние функции. Содержание и набор этих функций были различными в отдельные исторические эпохи. К основным внутренним функциям современных государств относят: поддержание и охрану общественного порядка, а также выработку стратегических целей развития общества, учёт и согласование интересов различных социальных групп, поддержку незащищённых слоёв населения, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства включают развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

Формы государства. Говоря о формах государства, различают форму правления – организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства – отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.


По форме правления государство может быть монархией или республикой.

При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой правления было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.

Ситуация. Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным – «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам.

Конституционными монархами являются Испания, Япония, Швеция, Дания и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

Факты. Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в ряде из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.


Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства – президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью – правительством, может отклонить (наложить вето) любой закон, принятый парламентом. Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные
и федеративные государства.

Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них – Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, единая энергетическая система, ядерная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.
Гражданство. Данное понятие можно определить следующим образом: гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека с государством. Быть гражданином, как вы знаете, значит пользоваться определёнными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности закрепляются, в первую очередь, в основном законе страны – конституции. Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на образование, участие в культурной жизни общества, свобода труда, свобода мысли и слова, свобода совести, свобода вероисповедания. Наиболее полно этот комплекс прав был представлен во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.

Конституция Российской Федерации наделяет граждан нашей страны широкими правами и свободами. В то же время каждому здравомыслящему человеку понятно, что нельзя воспользоваться правами, если не исполнять определённые обязанности, например, платить налоги, сохранять природу, защищать Отечество. (Подумайте, с выполнением каких обязанностей связана, к примеру, реализация права на образование.)

Вместе с тем есть люди, в том числе и среди молодёжи, которые, отстаивая свои права, уклоняются от выполнения обязанностей. (Подумайте, почему. К каким последствиям это приводит?)

Очевидно, что государство не может оставаться безучастным к таким явлениям. Оно применяет к человеку, не выполняющему своих гражданских обязанностей, различные меры воздействия. Но разве только на страхе наказания должен держаться общественный порядок? Конечно, нет. Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку, готовность и умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим, активное и осмысленное участие в политической жизни страны, в выработке важнейших государственных решений, в последовательном проведении их в жизнь, уважение к историческому прошлому своего народа – вот гражданские качества, или, как говорили в старину, добродетели, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества.


Мы уже установили, что гражданство означает принадлежность человека к какому-либо государству и подразумевает закреплённые в законах права и обязанности, определяющие положение гражданина в конкретном государстве.

Само право человека на гражданство закреплено в международных документах. Во Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство».

Эти положения нашли отражение и в нашей Конституции. Многим из тех, кто был незаконно лишён гражданства в предыдущие годы, российское руководство его вернуло. Среди них – всемирно известные имена: писатель А. И. Солженицын, музыкант М. Л. Ростропович и др.

В Конституции нашей страны указывается, что гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Кроме того, Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами.

Документ. Статья 6 Конституции Российской Федерации:

«1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.


  1. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

  2. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его».


III. Итог урока.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ


  1. Каковы различные точки зрения на причины появления государства?

  2. На основе каких признаков можно сделать вывод о наличии в обществе государственного устройства?

  3. В чём выражается суверенитет государства?

  4. Каковы внутренние и внешние функции государства?
  5. Сравните конституционную и абсолютную монархии, парламентскую и президентскую республики.


  6. Какое государство мы называем унитарным?

  7. Что присуще федеративному государственному устройству?

  8. Раскройте смысл понятия «гражданство».

  9. Как связаны права и обязанности гражданина?


В КЛАССЕ И ДОМА


  1. Прочитайте высказывание французского философа Ж.-Ж. Руссо (1712-1778): «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми… остаётся столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую решает общественный договор».

Какой теории о происхождении государства придерживался, на ваш взгляд, мыслитель? Почему вы пришли к такому выводу?

  1. В Великобритании портфель премьера монарх вынужден автоматически предлагать лидеру парламентского большинства. О каком положении парламента в системе высших органов власти страны свидетельствует этот факт?

  2. Какое из двух приведённых ниже положений отражает федеративный характер государственного устройства США:

    1. президент является главой исполнительной власти;

    2. американские штаты имеют свои конституции?

Поясните свой выбор.

  1. Широко известны строки из стихотворения Н. А. Некрасова:


Поэтом можешь ты не быть,

но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.
Объясните, что значит, на ваш взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества.
Говорят мудрые
«Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».
Н. А. Бердяев (1874-1948), русский философ
«Ты должен посвятить отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек».
Д. И. Фонвизин (1745-1792), русский писатель

«Как только служение обществу перестаёт быть главным делом граждан и они предпочитают служить ему своими кошельками, а не самолично, - государство уже близко к разрушению».
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778),

французский мыслитель, писатель и педагог

Оценивание ответов учащихся.
Домашнее задание: читать §2 «Государство» (сс. 11-20); завершить ответы на вопросы самоконтроля (с. 19) и выполнить задание №4 рубрики «В классе и дома» (с. 20).