zabika.ru 1

Имя ____________________________________


Четвёртое февраля.

Урок шестнадцатый.

Виталий Валентинович Бианки. Снежная книга.


Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймешь, что тут было.

Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних - круглый, маленький. Пошел заячий след по полю. По одну сторону его - другой след, побольше; в снегу от когтей дырки -лисий след. А по другую сторону заячьего следа еще след: тоже лисий, только назад ведет.

Заячий дал круг по полю; лисий - тоже. Заячий в сторону - лисий за ним.Оба следа кончаются посреди поля.

А вот в стороне - опять заячий след. Пропадает, дальше идет... Идет, идет, идет - и вдруг оборвался - как под землю ушел! А где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцами мазнул.

Куда лиса делась?

Куда заяц пропал?

Разберем по складам.

Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Следы заячьи. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет на задние лапы, отдерет зубами кусок, сжует, переступит лапами, рядом еще кусок сдерет. Наелся и спать захотел. Пошел искать, где спрятаться.

А вот - лисий след, рядом с заячьим. Было так: ушел заяц спать. Час проходит, другой. Идет полем лиса. Глядь, заячий след на снегу! Лиса нос к земле. Принюхалась - след свежий! Побежала по следу.

Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересек - и в сторону.

След пока еще ровный, неторопливый: спокойно шел заяц, беды за собой не

чуял.

Лиса бежала, бежала - видит: поперек следа свежий след. Не догадалась, что заяц петлю сделал. Свернула вбок - по свежему следу; бежит, бежит - и стала: оборвался

след! Куда теперь?

Путь русака к дневной лежке: 1 – вздвойка; 2 – сметка; 3 – петля; 4 лежка

А дело простое: это новая заячья хитрость - вздвойка.

Заяц сделал петлю, пересек свой след, прошел немного

вперед, а потом обернулся - и назад по своему следу.

Аккуратно шел – лапка в лапку.

Лиса постояла, постояла - и назад. Опять к перекрестку подошла.

Всю петлю выследила. Идет, идет, видит - обманул ее заяц, никуда след не ведет! Фыркнула она и ушла в лес по своим делам.

А было вот как: заяц двойку сделал - прошел назад по своему следу. До петли не дошел - и махнул через сугроб - в сторону. Через куст перескочил и залег под кучу хвороста.

Тут и лежал, пока лиса его по следу искала. А когда лиса ушла, - как прыснет из-под хвороста - и в чащу! Прыжки широкие - лапки к лапкам: гонный след.

Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне... А на пне сидел большой филин. Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми

когтями! Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по снегу бьет, от земли

отрывает. Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, там знаки на

снегу от перьев, будто от пальцев.

Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет.

Bottom of Form

настиг - _________________________________________________________

мчит без оглядки - ______________________________________________

махнул через сугроб - __________________________________________

Старшая дочь тети Тани учиться в десятом классе.

Ямщик поправил упряжь и сел на козлы.

Бабушка украсила платье красивой брошью.

Иван Иваныч привык жить в роскоши.

Печник только что закончил выкладывать печь.

Молодежь стремится получить хорошее образование.

В глуши лесов стояла ветхая сторожка.

Солнце стояло в зените и у предметов почти не было тени.

К ночи поднялся сильный ветер.


_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________
_________________

_________________


Составим таблицу окончаний существительных 3-го склонения:

падеж

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Окончания




















Каждую в...сну лето и ...сень я пр...вожу в д...ревне. Там у меня есть зaветные глух...е тр...пинки. Возле них ж..твут мои мален...кие

друз...я: звер...ки птицы насекомые. Да и каждый кустик дерево тра...ка цв...ток тоже мои друз...я. Я сл...жу за их ж...зн...ю с в...сны до глубокой осени. Сейчас осень. На л...сной п...ляне ярко кр...снеет р...бина. Др...зды ...биваются в стаи го­товятся к отлёту на юг.

(По Г. Скребицкому)

Каждую весн… - _______________________

провожу в деревн… - _______________________

слежу за их жизн...... - _______________________

до глубокой осен… - _______________________


На лесной полян… - _______________________

*************************************************************************************************

Жила-была муха-чистюха,
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличн___ клубничн___
Варень___.
В понедельник -
В вишнев___ наливк___.
Во вторник -
В томатн___ подливк___.
В среду -
В лимонн___ желе.
В четверг -


В кисел___ и смол___.
В пятницу -
В простокваш___,
В компот___
И в манн___ каш___.
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
- Я больше не в силах!
Ужжасно-жужжасно устала,
Но, кажется,
Чище не стала.


Cпряжение глаголов.

говорить



я

ты

он (она, оно)

мы

вы

они


___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________