zabika.ru 1

Урок-практикум по теме «Обучение написанию сочинения-рассуждения в 11-м классе»


(подготовка к ЕГЭ)

Цели:


  • Формирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ

  • Актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения

  • Поэтапная отработка алгоритма написания сочинения

  • Углубление знаний об особенностях публицистического стиля

  • Продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте.

Оборудование урока: презентация, текст статьи С.Львова, «рабочие листы»

Словарная работа:

Publicusобщественный, публичный

Сочувствие, сострадание, сопереживание

Гуманность, человечность

Эгоизм, равнодушие

Ход урока

Сообщение целей и задач урока-практикума.

Слово учителя.

  1. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ – один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С. Работа в группах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по статье С. Львова о сострадании. (Тексты розданы всем учащимся).

  2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.

Давайте вспомним к какому стилю речи относятся: статьи, фельстоны, интервью, рекламы, репортажи. (ответ: к публицистическому стилю речи)

Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи.

Ответ:

1 группа. Актуальность темы, общедоступность, образность речи, своевременность

2 группа. Злободневность, обращение к широкой аудитории, экспрессивность

3 группа. Обсуждение насущных общественных вопросов, эмоциональность, четкость и логичность, оперативность


Укажите языковые особенности публицистического стиля

Ответ:

1 группа. Широкое использование общественно-политической лексики, побудительные предложения.

2 группа. Устойчивые обороты и выражения, неологизмы, сленги, призывной пафос.

3 группа. Совмещение книжного и разговорного стиля, наличие риторических приемов.

Словарная работа.

Я вам давала опережающее задание на этот урок используя словарь Ожегова узнать значение данных слов.

1 группа. Сочувствие, сопереживание, сострадание.

2 группа. Гуманность, человечность.

3 группа. Эгоизм, равнодушие.

Продолжите синонимические ряды данных слов.

Эгоизм – (бессердечие, душевная черствость, нравственная глухота)

Сострадание – (сочувствие, сопереживание, чуткость, отзывчивость, сердечность)

Практическая работа по подготовке к написанию сочинения


  1. Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы.

Первый этап – знакомство с алгоритмом.

  1. Формулировка одной из проблем исходного текста

  2. Комментарии по выбранной проблеме

  3. Формулировка позиции автора

  4. Аргументы за или против авторской позиции (один - из литературных источников)

  5. Заключение

(учащиеся читают последовательность этапов)

Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании.

  1. Слово об авторе

  2. Чтение исходного текста

Я сейчас зачитаю текст, а вы внимательно слушайте и следите за текстом.

Текст.
  1. Сострадание - активный помощник. (2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (З)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? (5) С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. (7) Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции. (14)...Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется!

    (18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21)Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)Запоздалым раскаянием. (28) Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29) И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30)Содействием. (31) К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (ЗЗ) Если её настроить на волну высокой человечности.


(По С. Львову)

(После чтения текста приведем пример из жизни).

Живет среди нас, в нашем селе – врач доброй души Абдулла Хайруллаевич. Боль каждого члена семьи и односельчан, иродных, и близких – его боль. Сердце его наполнено состраданием и болью за тех, кому он возвращает здоровье, а порой и жизнь. Ему свойственны сопереживание, сочувствие. Его руки помощи доходят до пределы нашего района. И настоящее время он умело руководит неврологическим отделением Центральной городской больницы.

  1. Анализ текста.


А. Определение стиля и типа речи

К какому стилю речи относится данный текст? (ответ: текст относится к публицистическому стилю, так как сочетает в себе книжную и разговорную лексику).

Какой тип речи преобладает? Докажите. (ответ: преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования (18-21 предл.)) Зачитаем предложения. (Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению)

При последовательности анализа и типа речи мы переходим к нахождению темы и проблемы текста. Вопрос: о чем прочитанный текст? Ответ: в статье раскрывается тема сострадания.

  1. Нахождение проблемы текста.

Какие по-вашему проблемы рассматривает автор текста?

Сейчас проверим ваши исследовательские способности, каждая группа исследуя текст попробуйте найти определенный проблемы поставленные автором.

1 группа. Автор статьи поднимает злободневную проблему, как воспитать в человеке умение сострадать

2 группа. В своей статье известный публицист С.Львов поднимает проблему обладание способностью к сочувствию есть не у каждого человека. Как это влияет на его жизнь?

3 группа. Также автор текста поднимает проблему активного сострадания: сочувствовать значит помогать реально.

Внимание: Выбрав только одну проблему, вы должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, «скелет» будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами.

Второй этап – комментарии к исходному тексту

  • Актуальность проблемы, которую вы сформулировали

  • К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.)
  • Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность)


  • Какие средства выразительности использует автор (оригинальные метафоры, яркие эпитеты, риторические обращения и т.д.) Комментарии следует писать только по выбранной проблеме

(каждая группа пишет комментарии только по своей проблеме)

  1. Актуальность. Ответ: все три проблемы, выдвинутые нами, актуальны не только в наши дни, но и во все времена. (каждая группа выдвигает свое мнение)

  2. К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т.д.) Ответ: автор текста обращается к широкой аудитории, не конкретно кому-то, а всем: это и школьники, молодежь, родители ит.д.

  3. Убедительность доводов. Ответ: самыми убедительными доводами являются (№5, 8-13, 14-17)

Обращаясь к широкой аудитории С.Львов со сдержанны пафосом, но в то же время, бескомпромиссно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям.

Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям – рассказ о старом враче (№18-22) Такому типу личности С.Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. (№24-27)

  1. Какие средства выразительности использует автор? Ответ:

Чтобы усилить мысль о сострадании, автор использует эпитет (активный помощник)№1

Рано или поздно, считает автор статьи, бесчувственность человека вернется бумерангом («как аукнется – так и откликнется!»). Уместное использование пословицы (№17) Парцелляция в предложениях усиливает значимость аргументации.

В предложении №32 (читает) метафора (радиоприемник – человеческая душа), известный прозаик привлекает внимание нас, читателей, к проблеме человеческого равнодушия. Лаконичность и последовательность предложении видны в каждом синтаксическом

Предложения (№1, 5, 7, 17, 28) чаще всего утвердительные.

Эти утверждения ясны здравомыслящему обществу, и это очень четко подчеркивает твердую авторскую позицию.

Третий этап работы – нахождение позиции автора.


Позиция автора.

Четко сформулируйте (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора»

Читая повторно текст, найдите ключевые слова, фразы, помогающие выявить авторскую позицию.

(Каждая группа выделяет позицию автора по своей проблеме)

1 группа. С авторской позиции мы понимаем, что сострадание нужно воспитывать с детства, прежде всего в самом себе (5)

2 группа. Автор статьи встревожен, обеспокоен, что человек не умеющий сочувствовать другим, нравственно н

Полноценен. Нравственная глухота может обернуться против него. (7-8)

3 группа. Позиция автора предельна ясна в пред. 28-29: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова. (28-29)

Четвертый этап урока – аргументации.

Начало аргументации может начинаться словами

а) «Я полностью разделяю точку зрения автора…» и далее привести 2 аргумента «за»

б) «Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…» и привести аргументы «за» и «против»

в) «Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …» и привести 2 аргумента «против»

Разделяете ли вы точку зрения автора? Я полностью разделяю точку зрения автора. Я не могу не согласиться с ним. На самом деле, используя синонимический ряд: сострадание, сочувствие, сопереживание – он хочет, чтобы мы заодно, сообща преодолевали жизненные невзгоды с теми, кто в этом остро нуждается.

г) Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ -3- ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ АРГУМЕНТ, ВЗЯТЫЙ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа по подбору аргументов проводится индивидуально.

Примеры аргументов, приведенных учащимися:

Одним из ярких примеров активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Наташа без всякого колебания отдает подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы. Чеховский герой, врач Дымов из рассказа «Попрыгунья», спасает больного дифтерией ребенка ценой собственной жизни.


Вот вы привели примеры сочувствия, сострадания, сопереживания. Таких как Чехов, старый мудрый врач из текста, Наташа Ростова, врач Дымов. Таких людей мне кажется, немного.

Слово учителя. По своему, небольшому, опыту знаю, что сейчас большинству присущи эгоизм, душевная черствость, равнодушие. Люди порой живут по принципу «Моя хата с краю – ничего не знаю». В телепередаче «Пусть говорят» я услышала такую историю:

Дочь выгоняет родную мать из дома, обрекает на бродяжничество и спокойно говорят об этом с журналистами. Женщина, подарившая этому существу жизнь, медленно умирает от начавшейся гангрены… Дочь не испытывает ни сострадания, ни угрызений совести. Кто научит такого человека милосердию? Как можно считать такого человека Человеком?

Я думаю, ответа на этот вопрос нет. Все начинается с детства…

Заключительный этап. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

1.Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме

2.Следите за абзацным членением текста

3.Избегайте громоздких предложений

4.Не уверен - не пиши. Заменяйте слова, значения которых не знаете.

5.Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)

6.Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) - самая распространенная речевая ошибка. Избегайте тавтологии, используя перифразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально- этические темы, критик, прозаик

7.Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов - и ваше сочинение станет более выразительным

Подведение итогов урока.

Вопрос: К чему призывает нас статья? Ответ: Статья призывает всех не оставаться в стороне от человеческого горя.

Заключительное слово.

Да ребята, действительно в этой статье С.Львов призывает нас не оставаться в стороне от человеческого горя, сочувствовать, сопереживать тем, кто нуждается в нашей помощи.

Я надеюсь, ребята, что этот урок был для вас поучительным, полезным, и вы хотя бы чуточку станете еще добрее, милосерднее.

Домашнее задание.

Доработать черновой вариант созданного в «рабочих листах» текста, учитывая все замечания и рекомендации. Установить логические связи между частями сочинения.