zabika.ru 1 2 ... 4 5

Формирование и развитие

интеллектуальных умений при обучении чтению на уроках иностранного языка

(мастер-класс для преподавателей английского языка)

Текст является основной учебно-методической единицей обучения, так как на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельности. Задания на понимание текста встречаются во всех типах экзаменов: традиционном, ЕГЭ, FCE, вступительных экзаменах в ВУЗ.

Наиболее важную роль работа с текстом играет при обучении чтению. В зависимости от целевой установки различают следующие виды чтения:


  • просмотровое;

  • ознакомительное;

  • изучающее;

  • поисковое;

Просмотровое предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

(см. Приложение 1).

Ознакомительное – чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без предварительной специальной установки на конкретное использование или воспроизведение полученной информации. Основная задача – извлечь из текста основную информацию, то есть выяснить какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.

Изучающее чтение предполагает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и лексические связи текста.

Поисковое чтение – это чтение газет и литературы по специальности. Цель – быстрое нахождение в тексте (текстах) вполне определенных данных.


Одной из целей работы с текстом является формирование у обучаемых навыков и умений полного понимания содержания. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Предтекстовый этап.

Чтобы снять трудности в понимании содержания текста преподаватель сообщает сведения об авторе или произведении. Для снятия языковых трудностей можно предложить упражнения, в которых формируется языковая догадка, навыки словообразования. Предтекстовые вопросы стимулируют интерес учащихся.

Текстовый этап.

На этом этапе задания должны нацеливать учащихся не только на общее понимание текста, но и на его интерпретацию, в зависимости от задачи.

Таким образом, обучаемые выполняют упражнения, направленные на извлечение основной и второстепенной информации из текста посредством нахождения смысла текста, лексико-семантической основы объединения смысловых отрезков в единое целое. Необходимо вооружить учащихся различными приемами работы с текстом, так как можно и нужно использовать разные стратегии при выполнении разных заданий по тексту.

Послетекстовый этап.

На этом этапе осуществляется контроль понимания содержания и дается его интерпретация.

В средних и особенно старших классах основная задача учителя – вооружить учащихся приемами работы при чтении про себя, т. к. оно дает возможность учащимся сосредоточиться на смысловой стороне текста.

Использование этих приемов позволяет, с одной стороны, формировать языковую компетенцию учащихся, а с другой – способствует их интеллектуальному развитию. При этом развивается:


  • Логическое мышление (анализ структуры текста, средств связи).

  • Высокая концентрация внимания.

  • Способность к прогнозированию. (Включает в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу).
  • Способность к оценке. (Это производная от критического мышления). Оценка как собственных действий, так и действий и мыслей других людей).


  • Продуктивность – способность генерировать большое количество идей.

  • Гибкость мышления. (Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию). (Инертность – противоположное качество)

Гибкость связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений и навыков.), но главное не сам опыт, а методы его освоения.

Проверка понимания текста может осуществляться с помощью тестов. Нужно познакомить учащихся с форматом таких тестов и вооружить эффективными стратегиями их выполнения.

Рассмотрим основные виды таких тестов и способы активизации познавательной деятельности учащихся при их выполнении.

1. Multiple Matching: Headings.

Проверяется способность выделять главное в тексте (заголовки или основная идея) на уровне параграфа. Развивается способность к прогнозированию, продуктивность мышления.

Может быть предложено два типа заданий:

  • Сопоставить заголовки с параграфами текста.

  • Сопоставить предложения, выражающие главную мысль с параграфами текста.

Заголовки или предложения напечатаны до основного текста для того, чтобы учащиеся получили общее представление о главных идеях, прежде чем начать читать текст. Некоторым удобнее сначала просмотреть текст, а потом прочитать предложения. Нужно предложить учащимся попробовать оба подхода и выбрать наиболее эффективный для них. Не нужно зацикливаться на первом сделанном выборе, т. к. могут возникнуть трудности с дальнейшими частями, лучше вернуться и пересмотреть, правильно ли был сделан выбор.

Участники семинара в парах выполняют тест по тексту Do Men have a future?(см. Приложение 2), пользуясь инструкцией:

1. Read the text.

2. Read the headings.


3. Cross out the example heading.

4. Look for the key words or phrases in the text which are relevant to the headings. Underline them.

5. Decide on extra heading.

6. Delete headings used.

7. Do not spend too much time on any one choice. Come back and check it later.

2. Multiple choice.

Это задание на полное понимание текста. Нужно внимательно прочитать текст и задания к нему, чтобы суметь отличить кажущиеся похожими ответы, причину и следствие. (Развитие концентрации внимания, логического мышления, способности к оценке). Необходимо научить учащихся сопоставлять ответы с текстом, избегать word-spotting, используя парафраз. Главное – значение!

Вопросы даются в том же порядке, что и информация в тексте. Могут быть задания на значение отдельных слов или фраз в тексте, вопросы на определение темы всего текста, на определение отношения или мнения автора.

Участники семинара в парах выполняют тест по тексту Living by the Sword (см. Приложение 3), пользуясь инструкцией:

1. Read the questions first. What kind of text is it?

2. Skim – read the text.

3. Read over the questions and then scan the text to find where the answers can be found. (E.g. What information in the text explains the parents’ attitude? Which of the four choices offers information not mentioned in the text?)

4. While reading the text, underline the parts which justify your answers.

5. Answer the questions

6. Do not spend too much time on any one choice. Come back and check it later.

3. Gapped text.

Эти задания направлены на проверку понимания структуры текста и логики развития событий. Учащиеся должны вставить извлеченные из текста предложения или абзацы. Возможен только один правильный ответ. (Развитие логического мышления, способности к прогнозированию).


Нужно сначала прочитать весь текст с пропусками, чтобы понять, о чем он, структуру текста и как развивается действие. Важно обратить внимание на информацию, как до пропуска, так и после него, а так же на их соответствие логике всего текста. Сначала нужно изучить пример, чтобы понять принцип.

Учащиеся должны знать стилистические средства, которые показывают, как могут быть связаны отдельные части текста: показатели времени, причины и следствия, контраста, повтора; уметь правильно употреблять местоимения, времена английского глагола. Важно избегать word-spotting.

Участники семинара в парах выполняют тест по тексту The Bodyguard business(см. Приложение 4), пользуясь инструкцией:

1. Skim – read the text.

2. Decide on the structure. (Is it chronological, cause and effect etc.?)

3. Read the example paragraph and the corresponding sentence, cross it out.

4. List the part of the text just before and after the first gap. What kind of information is missing?

5. Continue like this. Which sentence best fills the gap, refers to the same period of the time, events, etc.?

6. Underline in the text words that relate to each other (e.g. both … and).

7. Make sure you mark each answer in the correct box.

4. Multiple Matching.

Такие задания проверяют способность выделить специальную информацию в ряде текстов (Развивают гибкость мышления). В некоторых заданиях можно делать несколько выборов. Важно проанализировать, почему определенная часть текста подходит именно к этому отрывку.

Участники семинара в парах выполняют тест по тексту What job would you apply for…?(см. Приложение 5), пользуясь инструкцией:

1. Skim - read the questions. What are they about?

2. Skim - read the text.

3. Scan the text. In each paragraph A-F underline the answers to the following questions: a). Representatives of what professions is the company looking for? b). What qualities are required?

4. Underline the part of the text that is referred to each question.

5. Answer all the questions even if you think you are guessing.

Работа с текстом очень важна также при обучении лексико-грамматической стороне речи(Use of English).

Проверка понимания осуществляется с помощью следующих тестов:

Multiple Choice Cloze (см. Приложение 6).

Open Cloze (см. Приложение 7).

Error correction (см. Приложение 8).

Word formation (см. Приложение 9).

(Участники семинара выполняют задания по цепочке).

Тесты может составлять и сам учитель.

Участникам семинара предлагается составить тест Multiple choice на основе текста Jobs for life, jobs for love. Так как текст небольшой, можно изъять не более 5 предложений (частей предложений). При этом очень важно, чтобы четко прослеживалась их связь с предыдущими и последующими предложениями. Затем добавляется одно лишнее предложение.

(Участники семинара работают в группах. Образец составленного теста см. в приложении 10.)

Для того чтобы подготовить учащихся к выполнению такого вида тестов, можно предложить следующие задания:


  • Ответьте на вопросы (без вариантов ответа).

  • Разбейте текст на параграфы.

  • Подчеркните предложение(часть предложения или ключевое слово, чтобы сформулировать главную идею текста(параграфа).

  • Сформулируйте главную идею текста в одном предложении.

  • Определите отношение автора (одобряет – не одобряет).
  • Считает ли автор, что … Найдите в тексте предложения, которые доказывают это.


  • Найдите в тексте определенную информацию, представьте ее в виде таблицы, схемы. (см. Приложение 11).

Итак, работа с текстом стимулирует интеллектуальную активность учащихся. Однако необходимо подбирать тексты с учетом возрастных интересов учащихся, уровня сформированности их языковых умений и навыков, ориентируясь при этом не только на зону актуального, но и на зону ближайшего развития.

Литература.

1. FCE. University of Cambridge. UCLES. 2003.

2. Virginia Evans, Jenny Dooley. Practice Test 1. Express Publishing, 2000.

3. Virginia Evans, Jenny Dooley. Practice Test 2. Express Publishing, 2000.

4. Virginia Evans, Jenny Dooley. Enterprise 4. Intermediate. Course Book. Express Publishing, 2006

5. Virginia Evans, Jenny Dooley Enterprise 4. Intermediate. Workbook. Express Publishing, 2006

6. First Certificate: First! Sophie Kingsley. Examination Practice 1. Express publishing, 2005.

7. Дроздова, Т. Ю., Ларионова, И. В. Английский для подготовки к экзаменам. – СПб.: Антология, 2006.



следующая страница >>