zabika.ru 1

Формы и методы работы с родителями


Изучение семей учеников позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка. Это направление деятельности классного руководителя отражается в плане такими формами работы, как посещение семей учеников, анкетирование, сочинения о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей. Классный руководитель включает в план лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей и другие формы.

Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов.

Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса отражается в следующих пунктах плана воспитательной работы: выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально неблагополучными семьями, установления связей с шефами, окружающим социумом, общественностью.


Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большого взаимодействия в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому классный руководитель включает в план работы посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется классным руководителем с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составления карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведение дневников наблюдения за процессом развития ребенка или тетрадей достижений учащихся, направление родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток.

Раздел плана «Работа с родителями» учитель может оформить так:

 

Срок проведения

Наименование дел

Сентябрь

  1. Родительское собрание «Давайте познакомимся».

  2. Анкетирование родителей.

  3. Выборы родительского совета и планирование его деятельности.

  4. Формирование картотеки семей учащихся.

Октябрь

  1. Посещение семей учащихся.

  2. Собрание родителей и учащихся по планированию совместной деятельности «Наши общие дела».

  3. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам школы «Знакомимся с нашими учителями».
  4. Педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться».


Ноябрь

  1. Анализ учебной работы за I четверть. Письма родителей о достижении детей в различных видах деятельности.

  2. Лекция психолога «Познавательные процессы личности и условия их развития».

  3. Посещение семей учащихся.

  4. Индивидуальные педагогические поручения отдельным родителям по подготовке к обмену опытом на родительском собрании по теме «Познавательные игры в семье».

Декабрь

  1. Родительское собрание «Развитие познавательных интересов детей в семье».

  2. Выставка для родителей и учащихся «Мы люди творческие».

  3. Коллективное творческое дело «Готовимся к Новому году».

Январь

  1. Посещение семей учащихся.

  2. Творческий отчет учащихся перед родителями по итогам II четверти.

  3. Лыжная прогулка за город вместе с родителями.

Февраль

  1. Тематическая консультация для родителей мальчиков «В семье растет сын».

  2. КВН мальчиков и отцов.

Март

  1. Праздник мам и бабушек.

  2. Тематическая консультация для родителей «В семье растет дочь».

  3. Совместное формирование программы кружка для девочек «Девицы-мастерицы» (ведут мамы).

  4. Посещение семей учащихся.

Апрель

  1. Создание экрана успеваемости учащихся.

  2. Выставка лучших работ учащихся, тетрадей, дневников.

  3. Лекция «Традиции семейного чтения».
  4. Обзор литературы для родителей «Домашняя библиотека».


Май

  1. Анкета для родителей «Планы на лето».

  2. Собрание родителей и учащихся «Итоги года».

  3. Подготовка благодарственных писем.

  4. Концерт для родителей.

Июнь

  1. Однодневный поход учащихся и родителей «Достопримечательности родного края».

  2. Благоустройство классной комнаты.

ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАКТА В РАБОТЕ

С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ 

В беседе с родителями учащихся


  1. Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.

  2. Начать разговор о ребенке обязательно с хорошего. Уметь увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток исключительно негативной информации о ребенке естественно вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.

  3. Терпеливо выслушать родителей. Особое внимание обратить на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерывать рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помнить, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.
  4. Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.


  5. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.

  6. Беседа завершается терапевтическим моментом:: не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.

При подготовке и проведении

родительского собрания

  1. Каждое родительское собрание должно иметь конкретную тему и по своему содержанию быть коллективной педагогической консультацией по формированию и развитию личности детей. Не оправдывают себя и вызывают досаду большинство родителей собрания, на которых классные руководители говорят лишь об успеваемости и поведении каждого ученика.

  2. Не следует превращать родительское собрание в место «проработки» и суровой критики матерей и отцов «трудных» учащихся. Игнорируя это положение, мы отталкиваем от школы ту часть родителей, с которой больше всего и нужно работать.

  3. Обсуждая на собраниях актуальные вопросы развития учащихся, просите поделиться опытом семейного воспитания родителей хорошо воспитанных детей.

  4. Разнообразьте формы проведения родительского собрания, проводите встречи со специалистами (врачами, юристами, психологами), вечера вопросов и ответов, круглые столы с участием учителей-предметников, обзоры новой педагогической литературы по вопросам семейного воспитания.