zabika.ru 1

Экологические экскурсии по Верхнему парку Красного Села


Богомолова Екатерина, 9 «Б» класс, ГБОУ СОШ № 276.

Руководитель: Носова Е.Н., учитель биологии ГБОУ СОШ № 276

.

Наш проект долгосрочный, состоит из исследовательской и практической части. Первые мероприятия по проекту были проведены весной 2011 года.

Красное Село основано  по воле  Петра I, и почти одновременно  с Санкт-Петербургом. Еще в 1709г. в долине реки Дудергофки Петр I сам выбрал место для бумажной мельницы. Центральное место в ансамбле Красного Села занимает парк. Основан он в 1828г. по плану  мастера-садовода Т.В. Грея. За эти годы у него сменилось четыре названия : «Дворцовый сад», «Дворцовый парк»,  «Парк им. В.И. Ленина», а сегодня он называется парк «Красное Село».  Его территория включает Верхний парк и Нижний. Это одно из самых любимых мест отдыха местных жителей.

Актуальность: Наиболее распространенными и доступными для кратковременного отдыха населения являются парки и скверы. Поэтому большое практическое значение имеет изучение состава флоры в парке и изучение антропогенного воздействия на произрастающие здесь виды растений.

Зеленые насаждения защищают от шумового загрязнения, снижают внешнюю шумовую нагрузку. Крупные лесопарковые полосы могут быть активными проводниками чистого воздуха. Древесно-кустарниковая растительность обладает избирательной способностью по отношению к вредным примесям и в связи с этим обладает различной устойчивостью к ним. Велика роль газонной травы. С 1 м2 испаряется до 200 г/ч воды, что значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни  на  дорожке у газона температура воздуха на уровне роста человека почти на 2,50C ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль и обладает фитонцидным действием. Вблизи зеленого ковра легко дышится. Не случайно в последнее время в практике озеленения все чаще отдается предпочтение  ландшафтному или свободному стилю проектирования, при котором 60% благоустроенной территории и более отводится под газон. Зелень способствует ионизации воздуха.


Цель: Через экологические экскурсии помогать младшим школьникам видеть прекрасное в окружающей их природе. Воспитывать любовь к природе на примере Верхнего парка.

Задачи:

1. Изучить литературу об особенностях экологических экскурсий.

2. С помощью определителя выяснить видовой состав растений Верхнего парка.

3. Составить ознакомительную презентацию о растениях парка.

4. Составить карту растительности Верхнего парка.

5. Учитывая условия проведения экскурсий разработать экологические экскурсии для каждого сезона года.

6. Ежегодно проводить экскурсии в начальных классах.

7. Определить виды и масштабы антропогенного воздействия на растения парка.

8. Способствовать тому, чтобы ребята становились защитниками, друзьями природы. Целевые группы проекта: ученики начальной школы № 276.

«Экологическая экскурсия– это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях» В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо. Экологические экскурсии имеют не только образовательные задачи (освоение детьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этом в растительном и животном мире), но и воспитательные.

Результаты: Нами были определены основные растения Верхнего парка Красного Села. Составлены 3 презентации (видовое разнообразие растений парка, первоцветы, осенние явления в жизни растений парка). Презентации используются учителями начальной школы во всех классах (с 1 по 4). Разработаны 3 экскурсии: «Обзорная», «Весенняя», «Осенние явления в жизни растений парка». Перед каждой экскурсией детей знакомят с правилами поведения в природе. «Обзорная» экскурсия знакомит учащихся с видовым составом высших растений, произрастающих в парке. Нами было определено 34 вида покрытосеменных растений, которые относятся к 19 семействам: первоцветные, гвоздичные, подорожниковые, розоцветные, бобовые, сложноцветные, яснотковые, крапивные, вьюнковые, зонтичные, буковые, липовые, кленовые, гречишные, маслиновые, лилейные, жимолостные, злаки, вязовые. Среди них есть два первоцвета: первоцвет высокий и гусиный лук малый, есть лекарственные. Обращаем внимание на характерные особенности парка. Весной дети находят первоцветы, отмечают особенности растений весеннего периода. На осенней экскурсии учащиеся находят плоды и семена растений парка. Определяют, каким растениям они принадлежат, каким способом они распространяются. Отмечают особенности осенних листьев разных растений. Поскольку экскурсии рассчитаны на младших школьников, то они не перегружаются большим количеством информации, а больше учатся смотреть, наблюдать, чувствовать, понимать. На каждой экскурсии обращается внимание на виды антропогенного воздействия в парке. Обычно это мусор, вытаптывание, повреждение самих растений. За 1,5 года наши экскурсии посетили 5 классов начальной школы.


Практическая значимость: Более близкое знакомство с самым крупным парком Красного Села и его растениями дает возможность обратить внимание на его проблемы. Знание растений своего района и парка будет помогать воспитывать бережное отношение к ним в частности и к природе в целом, то есть это поможет в воспитании экологической культуры школьников. Созданные презентаций и разработанные экскурсий возможно использовать в учебной и других видах деятельности школы 276 и образовательных учреждений Красного Села. Например, для летнего лагеря, на уроках окружающего мира, биологии и для продленки.

Планы по продолжению проекта. В связи с большой территорией парка, возможно, нами были найдены не все растения, поэтому продолжать определение растений. Разработать экскурсию «Растения парка зимой». Продолжать проводить экскурсии для учащихся начальной школы.