zabika.ru 1 2 ... 4 5

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИКИ


Дидактические требования к современному уроку

- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, формирование умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся.

ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Перед началом учебного года учитель готовит для каждого класса (параллели) следующий пакет документов:

1. Программа курса физики (астрономии).

Если вы пользуетесь одной из рекомендованных Федеральным экспертным советом программ, полностью сохраняя ее содержание. И количество часов на отдельные темы, то пишется лишь на звание программы с указанием источника, где она опубликована. Соответствующий сборник программ должен храниться в кабинете физики.

Если вы вносите какие-либо изменения в содержание программы или в отведенные нормы учебного времени, то необходимо написать объяснительную записку. В ней следует указать, какие изменения вносятся, и дать обоснование этому.

Если вы создаете авторскую программу, то она должна пройти соответствующую экспертизу и получить разрешение методических служб к использованию в экспериментальном режиме.

• Календарное тематическое планирование, в котором указываются названия основных тем курса, количество часов, отведенных на каждую тему, и календарные сроки ее изучения.


• График контрольных мероприятий, т. е. даты проведения контрольных работ, зачетов, практикумов и т. д. с точностью до недели. График может быть объединен с календарным тематическим планированием.

• Список учебно-методического обеспечения, в котором указаны названия учебника, задачника, рабочих тетрадей и основных дидактических и методических материалов, используемых при преподавании выбранного курса.

Перечисленные выше документы обычно сдаются заместителю директора по учебной работе.

• Нормы оценок, т. е. краткое описание выбранной вами системы оценивания знаний учащихся (см. раздел 4 «Контроль знаний учащихся по физиков).

• Поурочное планирование курса. Составлять поурочное планирование принято в виде таблицы, типовая форма которой приведена ниже.

• План-конспект урока, который можно составлять для параллели, указывая особенности конкретных классов.

Типовая таблица для разработки поурочного планирования

№ урока

Название темы урока в поурочном планировании, тип урока

Основное содержание урока


Эксперимент, ТСО наглядные пособия


Межпредметные связи и повторение


Контроль знаний

учащихся


Домашнее задание


I

II

III

IV

V

VI

VII





























































































































В колонках таблицы размещается следующая информация:

I — записывается номер урока в соответствии с поурочным

планированием;

II — кроме названия темы урока указывается его тип: комбинированный, практическая работа, зачет, повторительно-обобщающий урок, урок проверки знаний, урок решения задач и пр.;

III — кратко записываются основные вопросы, изучаемые на уроке, по этой колонке планируются образовательные задачи урока;


IV — приводится перечень демонстраций, оборудования, плакатов, к которым обращаются во время урока;

V — указываются межпредметные связи в содержании мате риала, а также имеющиеся у учащихся опорные знания из других предметов;

VI — указываются формы проверки и контроля знаний на Уроке, примерное количество учащихся, участвующих в каждой из

форм контроля;

VII — записываются номера параграфов и упражнений для домашнего задания.

РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА - КОНСПЕКТА УРОКА

План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:

ТЕМА: название темы берется из сборника учебных программ, из типового или разработанного вами поурочного планирования.

УРОК № ..: порядковый номер урока и его название выписываются из вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА: определяется, исходя из целей и задач урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

ЗАДАЧИ УРОКА: кратко перечисляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

1. Образовательная задача:

• знания (понятий, явлений, величин, формул, законов, теорий и т. п.);

• умения

а) специальные (решение задач, проведение измерении и т. п.);

б) общеучебные: владение приемами письменной и устной, монологической и диалогической речи; различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем); владение основными видами ответов

(пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад); умение строить определение понятий, сравнения, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы; владение способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки; умение коллективно работать; управлять работой коллектива и т. п.;


—- навыки (умения, доведенные до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено).

2. Воспитательная задача:

— нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы;

— потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение (формирование знаний о строении материи, веществе как виде материи,

о динамических и статистических закономерностях, о влиянии условий на характер протекания физических процессов и т. п.).

3. Развивающая задача:

• развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешне го мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностно-мотивационной областей;

• умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента).

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: перечисляются оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Сюда же включается список технических средств обучения (ТСО), которые будут использоваться на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамера и т. д.). Целесообразно включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным этапам урока; рекомендуется план представлять в конспектах в виде таблиц следующего содержания:



Этап уроки

Приемы и методы

Время (мин)


1










2










Под таблицей указывается домашнее задание, которое учащиеся получат на следующий урок.

ХОД УРОКА — основная часть вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по про ведению урока. Как правило, этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы:

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1







2







Если вы готовите план-конспект открытого урока, то в тексте конспекта необходимо сделать ссылки на используемую литера туру, а в конце текста приложить ее список.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ

• Урок изучения нового. Это может быть традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

• Урок закрепления знаний. Это может быть практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

• Урок комплексного применения знаний. Это может быть практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.


• Урок обобщения и систематизации знаний. Это может быть семинар, конференция, круглый стол и т. Д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

• Урок контроля, оценки и коррекция знаний. Это может быть контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. д.

Имеет целью определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

2. Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задании всеми учащимися, выявление пробе лов и их коррекция

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

3. Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Продолжение табл.

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи










4.Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

5. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

6. Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменен ной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

7. Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; в отделение мировоззренческих идей

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутри-предметных и межкурсовых связей

8. Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

9. Подведение итогов занятий

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работ.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информация о реальных результатах учения

10. Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, обучения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Окончание табл.

Этапы


Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи










11. Информация

Обеспечение понимания о домашнем задании.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания.

Цели, содержания и способов выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с данными условиями.

Проверка соответствующих записей актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

• организация начала урока;

• проверка выполнения домашнего задания;

всесторонняя проверка знаний;

• подготовка к усвоению нового учебного материала;

• усвоение новых знаний;

• первичная проверка понимания учащимися нового материала;

• закрепление новых знаний;

• подведение итогов урока;

• информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Другие типы уроков включают как обязательные следующие этапы:

• организация начала урока;

• подготовка к активному усвоению нового учебного материала;

• информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

В качестве главного выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.



следующая страница >>