zabika.ru 1 2 ... 20 21


Искусственный интеллект – IV курс – День 08, лекции № 15, № 16 25.10.2011.

1.Обучение, обучающие выборки


Обучение (в психологии) – усвоение новых знаний.

Новые умения и навыки приобретаются путем тренировки и упражнения.

Обучение (в работах по ИИ): «любое изменение в системе, приводящее к улучшению решения задачи при ее повторном предъявлении или к решению другой задачи на основе тех же данных» - Н.Саймон.

Принцип полноты базовых знаний. Возможность/невозможность «обучения с нуля».

Проблемы полноты и репрезентативности обучающей выборки (при пополнении базы знаний).

Некоторые важные термины


Генеральная совокупность – вся изучаемая выборочным методом статистическая совокупность объектов и/или явлений, имеющих общие качественные признаки или количественные переменные

Выборка (выборочная совокупность) – часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение о всей генеральной совокупности. Для того, чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность выборка должна обладать свойством репрезентативности.

Репрезентативность (представительность) – свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.

Репрезентативная выборка – выборка, имеющая такое же распределение относительных характеристик, что и генеральная совокупность.


Ошибки выборки – отклонение статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

Произвольная выборкаэмпирическая выборка, не имеющая вероятностного обоснования, складывающаяся на основе случая, причем выбор каждого случая не влияет на любой другой случай.

Источник – www.glossary.ru.

2.Символьное обучение (обучение в ПРОСТРАНСТВЕ ПОНЯТИЙ)


Основные операции в пространстве понятий: обобщение, специализация.

Индуктивное обучение как поиск в пространстве понятий


Пример: Пусть в пространство понятий входит некоторое абстрактное понятие:

Object (Sizes, Colors, Shapes)

и известно, что его признаки принимают такие значения:

Sizes = {large, small}; Colors = {red, blue, white, green}; Shapes = {round, polygon}


Индуктивное обучение в этом пространстве – поиск понятия, удовлетворяющего всем примерам обучающей выборки.

Пусть, далее, у нас есть единственный обучающий пример – Object1 (small, red, round).

Результатом обучения может стать пополнение пространства понятий таким новым частным случаем («маленький красный шар»/«маленький красный мяч» и т.п.). Это – специализация.

Пусть появляется второй обучающий пример – Object2 (large, red, round).

Результатом обучения может стать пополнение пространства понятий этим новым частным случаем («большой красный шар»/«большой красный мяч» и т.п.). Это тоже – специализация.

Можно выполнить и некоторые операции обобщения, построив и добавив в общее пространство новые понятия:

Object3 (X, red, round) – («красный шар»/«красный мяч» и т.п.)

Object4 (X, Y, round) – («шар»/«мяч» и т.п.)


следующая страница >>