zabika.ru 1


Провела: Аржанова Надежда Петровна
учитель начальных классов
МОУ сош №11 г.Кизляра

2009-2010 уч.г.

Цель:
формировать навыки беглого, выразительного осознанного чтения; развивать мышление, внимание, речь; воспитывать бережное отношение к природе и интерес к чтению.
Ход урока


  1. Организационный момент.

С добрым утром, начат день!

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

А работать и читать.

  1. Проверка домашнего задания.

  • Какое задание было у вас на дом?

  • Как называется раздел, который мы начали изучать?

  • Кто такие наши меньшие братья?

  1. Рассказать по памяти стихотворение. Н.М. Рубцова «Воробей».

  2. Беседа по вопросам.

  • Серьезное или смешное (шуточное) это стихотворение?

  • Объясните свой ответ.

  • Какие строчки выражают главную мысль стихотворения?

  • Воробей изображен здесь реально (как в жизни) или условно?

  • Как вы понимаете слова «И дрожит он над зернышком бедным»? (скудный ужин)

  • В каком значении употреблено слово «вредный» в этом стихотворении? (по характеру)

  1. Чтение стихотворения Н.М.Рубцова «Коза».

  2. Беседа по содержанию.

  • Это стихотворение смешное или серьезное?

  • Как вы понимаете строчки «И коза опустила глаза»? (смутилась)

  • А на самом деле коза смутилась?

  • Какие строчки из стихотворения помогли сделать такой вывод? («Побежала опять в огород»)

  • А каких еще меньших братьев вы знаете?

  • Что вы можете о них рассказать?

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы будем читать еще об одном животном, о барсуке. Вы видели когда-нибудь барсука?


  1. Новая тема.

  1. Словарная работа.

  • Вам встретятся новые слова. Как вы их понимаете?

ворохами листьев пронзительными глазами

напролет (весь день и ночь) с отчаянным воплем

озабоченно бегал негодования (злости)

выдумирен (был) всполошились птицы

  1. Чтение рассказа К.Г.Паустовского «Барсучий нос» учителем.

  2. Беседа по содержанию.

  • Что это сказка или быль?

  • А почему ее можно принять за сказку?

  • Прочитать I абзац. Попытайся представить себе это озеро.

  • Что тебе помогло его представить?

  • Прочитай, как барсук лечил свой нос.

  • Какие чувства к барсуку возникают при этом?

  • Что мы можем сказать об авторе этого произведения?

  • Какой он человек?

  1. Повторное чтение рассказа «цепочкой».

  • Что толкнуло лесного зверька столь опрометчивый для него шаг? (любопытство)

  • Извлек ли барсук для себя какой-либо урок на будущее?

  • Найти и прочитать, как барсук лечил свой нос?

  • Что он понял?

  • Приходилось ли раньше барсуку встречаться с людьми?

  • Прочитать, как барсук обжег нос.

  • О чем интереснее было читать: как барсук обжег нос или как он его лечил?

  • Как охотники отнеслись к барсуку, когда поняли его намерение? Прочитать об этом.

  • А кто первым увидел, что барсук лечил свой нос? («Барсук лечил свой нос и вдруг увидел мальчика»)

  • Прочитать, как вел себя барсук.

  • Какое чувство у тебя возникло?

  1. Пересказать рассказ.

  • Может ли кто кратко пересказать рассказ?

  1. Итог урока.


  • Над каким произведением мы сегодня работали?

  • Кто автор этого произведения.

  • Какое чувство оно вызывает у тебя за меньших наших братьев?

  1. Домашнее задание: стр. 158-161 пересказать.

~ ~