zabika.ru   1 ... 2 3 4

Спиральная модель ориентирована на большие, дорогостоящие и сложные проекты. В условиях, когда бизнес цели таких проектов могут измениться, но требуется разработка стабильной архитектуры, удовлетворяющей высоким требованиям по нагрузке и устойчивости, имеет смысл применение Spiral Architecture Driven Development. Данная методология, включающая в себя лучшие идеи спиральной модели и некоторых других, позволяет существенно снизить архитектурные риски, что является немаловажным фактором успеха при разработке крупных систем.

Каскадная модель (англ. waterfall model) — модель процесса разработки программного обеспечения, в которой процесс разработки выглядит как поток, последовательно проходящий фазы анализа требований, проектирования, реализации, тестирования, интеграции и поддержки. В качестве источника названия часто указывают статью, опубликованную У. У. Ройсом (W. W. Royce) в 1970 году; забавно, что сам Ройс использовал итеративную модель разработки.

Содержание модели

В 1970 году в своей статье Ройс описал в виде концепции то, что сейчас принято называть «каскадная модель», и обсуждал недостатки этой модели. Там же он показал как эта модель может быть доработана до итеративной модели.

В оригинальной каскадной модели Ройса, следующие фазы шли в таком порядке:

Определение требований

Проектирование

Конструирование (также «реализация» либо «кодирование»)

Интеграция

Тестирование и отладка (также «верификация»)

Инсталляция

Поддержка

Следуя каскадной модели, разработчик переходит от одной стадии к другой строго последовательно. Сначала полностью завершается этап «определение требований», в результате чего получается список требований к ПО. После того как требования полностью определены, происходит переход к проектированию, в ходе которого создаются документы, подробно описывающие для программистов способ и план реализации указанных требований. После того как проектирование полностью выполнено, программистами выполняется реализация полученного проекта. На следующей стадии процесса происходит интеграция отдельных компонентов, разрабатываемых различными командами программистов. После того как реализация и интеграция завершены, производится тестирование и отладка продукта; на этой стадии устраняются все недочёты, появившиеся на предыдущих стадиях разработки. После этого программный продукт внедряется и обеспечивается его поддержка — внесение новой функциональности и устранение ошибок.


Тем самым, каскадная модель подразумевает, что переход от одной фазы разработки к другой происходит только после полного и успешного завершения предыдущей фазы, и что переходов назад либо вперёд или перекрытия фаз — не происходит.

Тем не менее, существуют модифицированные каскадные модели (включая модель самого Ройса), имеющие небольшие или даже значительные вариации описанного процесса.

V-Model (или VEE модель) является моделью разработки информационных систем (ИС), направленной на упрощение понимания сложностей, связанных с разработкой систем. Она используется для определения единой процедуры разработки программных продуктов, аппаратного обеспечения и человеко-машинных интерфейсов.

Концепция V-образной модели была разработана Германией и США в конце 1980-х годов независимо друг от друга:

Немецкая V-модель была разработана аэрокосмической компанией IABG в Оттобрунне рядом с Мюнхеном в содействии с Федеральным департаментом по закупке вооружений в Кобленце, для Министерства обороны Германии. Модель была принята немецкой федеральной администрацией для гражданских нужд летом 1992.[1]

Американская V-Model (VEE) была разработана национальным советом по системной инженерии (международным — с 1995 года) для спутниковых систем, включая оборудование, программное обеспечение и взаимодействие с пользователями.[2]

Современной версией V-Model является V-Model XT, которая была утверждена в феврале 2005 года. V-модель используется для управления процессом разработки программного обеспечения для немецкой федеральной администрации. Сейчас она является стандартом для немецких правительственных и оборонных проектов, а также для производителей ПО в Германии. V-Model представляет собой скорее набор стандартов в области проектов, касающихся разработки новых продуктов. Эта модель во многом схожа с PRINCE2 и описывает методы как для проектного управления, так и для системного развития.

Основные принципы


V-Model процесса разработки ИС.[3]

Основной принцип V-образной модели заключается в том, что детализация проекта возрастает при движении слева направо, одновременно с течением времени, и ни то, ни другое не может повернуть вспять. Итерации в проекте производятся по горизонтали, между левой и правой сторонами буквы.

Применительно к разработке информационных систем V-Model — вариация каскадной модели, в которой задачи разработки идут сверху вниз по левой стороне буквы V, а задачи тестирования — вверх по правой стороне буквы V. Внутри V проводятся горизонтальные линии, показывающие, как результаты каждой из фаз разработки влияют на развитие системы тестирования на каждой из фаз тестирования. Модель базируется на том, что приемо-сдаточные испытания основываются, прежде всего, на требованиях, системное тестирование — на требованиях и архитектуре, комплексное тестирование — на требованиях, архитектуре и интерфейсах, а компонентное тестирование — на требованиях, архитектуре, интерфейсах и алгоритмах.[4]

Цели

V-модель обеспечивает поддержку в планировании и реализации проекта. В ходе проекта ставятся следующие задачи:

Минимизация рисков: V-образная модель делает проект более прозрачным и повышает качество контроля проекта путём стандартизации промежуточных целей и описания соответствующих им результатов и ответственных лиц. Это позволяет выявлять отклонения в проекте и риски на ранних стадиях и улучшает качество управления проектов, уменьшая риски.

Повышение и гарантии качества: V-Model — стандартизованная модель разработки, что позволяет добиться от проекта результатов желаемого качества. Промежуточные результаты могут быть проверены на ранних стадиях. Универсальное документирование облегчает читаемость, понятность и проверяемость.

Уменьшение общей стоимости проекта: Ресурсы на разработку, производство, управление и поддержку могут быть заранее просчитаны и проконтролированы. Получаемые результаты также универсальны и легко прогнозируются. Это уменьшает затраты на последующие стадии и проекты.


Повышение качества коммуникации между участниками проекта: Универсальное описание всех элементов и условий облегчает взаимопонимание всех участников проекта. Таким образом, уменьшаются неточности в понимании между пользователем, покупателем, поставщиком и разработчиком.[5]

Достоинства

Пользователи V-Model участвуют в разработке и поддержке V-модели. Комитет по контролю за изменениями поддерживает проект и собирается раз в год для обработки всех полученных запросов на внесение изменений в V-Model.[6]

На старте любого проекта V-образная модель может быть адаптирована под этот проект, так как эта модель не зависит от типов организаций и проектов.[7]

V-model позволяет разбить деятельность на отдельные шаги, каждый из которых будет включать в себя необходимые для него действия, инструкции к ним, рекомендации и подробное объяснение деятельности.[8]

Ограничения

Следующие моменты не учитываются в V-модели, но могут быть рассмотрены отдельно, либо возможно адаптировать модель под них:

Не регулируется размещение контрактов на обслуживание.

Организация и выполнение управления, обслуживания, ремонта и утилизации системы не учитываются в V-модели. Однако, планирование и подготовка к этим операциям моделью рассматриваются.

V-образная модель больше касается разработки программного обеспечения в проекте, чем всей организации процесса

Метод разработки динамических систем (Dynamic Systems Development Method, DSDM) - это главным образом методика разработки программного обеспечения, основанная на концепции быстрой разработки приложений (Rapid Application Development, RAD). В 2007 году DSDM стал основным подходом к управлению проектом и разработки приложений. DSDM - это итеративный и инкрементный подход, который придаёт особое значение продолжительному участию в процессе пользователя/потребителя.

Цель метода - сдать готовый проект вовремя и уложиться в бюджет, но в то же время регулируя изменения требований к проекту во время его разработки. DSDM входит в семейство гибкой методологии разработки программного обеспечения, а также разработок не входящих в сферу инормационных технологий

Самая последняя версия DSDM называется DSDM Atern. Название Atern - это сокращение от Arctic Tern (пер. Полярная крачка). Полярная крачка - птица, которая может путешествовать на большие расстояния. Она символизирует множество аспектов метода, наример определение приоритета или кооперирование, которые являются естественным способом ведения рабочего процесса.

Предыдущая версия DSDM (выпущенная в мае 2003 года), которая всё ещё действует и широко используется, - это DSDM 4.2, являющаяся немного расширенной версией DSDM 4. Расширенная версия содержит руководство по тому, как использовать DSDM совместно с Экстремальным программированием (Extreme Programming).


<< предыдущая страница