zabika.ru 1 2 3


На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

ЛОГИНОВ Виктор Владимирович

 

 

 

РАЗВИТИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА


 

 

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

 

 

Рязань — 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»


Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

БАЙКОВА Лариса Анатольевна
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, доцент

ЕРЁМКИНА Ольга Васильевна,

ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
- кандидат педагогических наук, доцент ЧЕРНЫХ Антонина Петровна,

ГОУ ВПО «Ивановская государственная текстильная академия» Филиал «Ива- новская государственная текстильная академия в г. Рязани»
Ведущая организация - ГОУ ВПО «Тульский государственный

педагогический университет имени Л.Н. Толстого»

Защита диссертации состоится «26» января 2010 г. в 1300 на заседании диссертационного совета Д 212.212.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по адресу: 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, ауд. 5.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени СЛ. Есенина».

Автореферат диссертации размещен на сайте Рязанского государственного университета имени СЛ. Есенина www.rsu.edu.ru.

Автореферат разослан «22» декабря 2009 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Кирьяков Б.С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Придание смысла собственному существованию является одной из главных духовных потребностей человека. Поэтому современный образовательный процесс в вузе должен быть направлен не только на получение студентами определенного объема знаний, но и на создание условий для развития смысложизненных ориентаций будущего специалиста, которые направляют поведение, определяют выбор ценностей, целей, жизненного пути, в том числе и профессионального.

В педагогике и психологии проблема формирования и развития смысложизненных ориентаций рассматривается в трудах А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.А. Климова, И.В. Кузнецовой, Е.М. Павлютенкова, А.И. Ростунова, С.Н. Никифорова, И.В. Ульяновой, А.Б. Тищенко, А.П. Огурцова, Э.Г. Юдина, в которых: обоснован системный подход к исследованию смысложизненных ориентаций (А.Н. Леонтьев); обоснована смысловая регуляция жизнедеятельности как основополагающая характеристика человеческого способа существования и как конституирующая функция личности (Д.А. Леонтьев); дана психологическая характеристика смыслоопределительной деятельности, раскрыты тео­ретические основы формирования социальных смыслов жизнедеятельности (Е.А. Климов); раскрыты психологические аспекты процесса принятия решения при развитии смысложизненных ориентаций (И.В. Кузнецова); исследованы вопросы мо­тивации в процессе развития смысложизненных ориентаций (Е.М. Павлютенков); изучены вопросы взаимосвязи развития смысложизненных ориентаций и профессиональ­ной пригодности (А.И. Ростунов); показана роль обучения в качестве информационной базы выбора смысложизненных ориентаций (С.Н. Никифоров); доказана необходимость развития духовной организации личности, что позволит человеку не только выходить более подготовленным в быстро меняющуюся жизнь общества, но и достигать успеха в различных сферах жизнедеятельности (А.П. Огурцов, Э.Г. Юдин); рассмотрена проблема формирования смысложизненных ориентаций личности ученика в педагогическом взаимодействии (И.В. Ульянова).


Однако в исследованиях не ставилась задача определения средств развития смысложизненных ориентаций студентов в системе высшего образования и рассмотрения образовательного потенциала иностранного языка как учебного предмета в их развитии.

Теоретический анализ научных работ по теме исследования выявил ряд противоречий: 1) между высокой потребностью общества в профессионалах, способных в постоянно изменяющихся условиях свободно принимать не только грамотные, но и нравственно-ответственные решения, обеспечивающие позитивное развитие общества, и отсутствием теоретически обоснованной системы средств развития смысложизненных ориентаций будущих профессионалов в образовательном процессе вуза; 2) между теоретической разработанностью особенностей смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте и отсутствием теоретически обоснованной системы развития смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза средствами учебных дисциплин; 3) между существующим гуманитарным образовательным потенциалом иностранного языка как учебного предмета и отсутствием теоретически обоснованной системы средств развития смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза, использующих данный потенциал.

Эти противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия и средства иностранного языка, способствующие развитию смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза?

В соответствии с проблемой была выбрана тема исследования: «Развитие смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка в образовательном процессе вуза».

Объект исследования – образовательный процесс в вузе, способствующий развитию смысложизненных ориентаций студентов.

Предмет исследования – подходы, принципы, средства иностранного языка, способствующие развитию смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза.

Цель исследования – определить педагогические условия и совокупность средств иностранного языка, способствующих эффективному развитию смысложизненных ориентаций студентов в вузе.


Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс развития смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза средствами иностранного языка будет результативным при выполнении ряда педагогических условий и использовании совокупности средств обучения иностранному языку: содержание гуманитарной дисциплины «Иностранный язык» как средство развития смысложизненных ориентаций разработано на основе гуманистического, аксиологического и герменевтического подходов; в содержание учебного предмета «Иностранный язык» включены разделы, посвященные искусству как носителю общечеловеческих ценностей; активное использование системы средств обучения иностранному языку, основанной на гуманистическом, аксиологическом и герменевтическом подходах: содержание учебного предмета «Иностранный язык», которое включает разделы, посвященные искусству; анализ и интерпретация содержания текстов; групповые творческие проекты; тренинги и ролевые игры; дискуссии о смысле жизни.

Задачи исследования:

1) уточнить педагогические и психологические особенности развития смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте;

2) теоретически обосновать сущность, компоненты смысложизненных ориентаций студентов и показатели уровней их развития;

3) определить основные педагогические условия развития смысложизненных ориентаций студентов в юношеском возрасте при обучении иностранному языку в образовательном процессе вуза;

4) обосновать совокупность средств обучения иностранному языку, способствующих развитию смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза;

5) разработать концепцию и теоретическую модель развития смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка как одной из гуманитарных дисциплин в образовательном процессе вуза и проверить их в ходе педагогического эксперимента;

6) разработать методические рекомендации по развитию смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка в образовательном процессе вуза.

Теоретико-методологические основы исследования включают идеи о смысложизненных ориентациях как глубинной основе личности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев); принципы гуманистического подхода: признание уникальности каждого человека, его личностной сферы; субъектность; свобода выбора и ответственность; трансцендентное развитие (Г. Оллпорт, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Гольдштейн, Г. Мюррей); идеи личностно ориентированного образования культурологического типа (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); принципы аксиологического подхода: целостность человека и представление о нем как о высшей ценности, основа его жизнедеятельности – освоение общечеловеческих ценностей (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М. Вебер); принципы герменевтического подхода: понимание собственного внутреннего мира, своих жизненных смыслов путем интроспекции (самонаблюдения), рефлексии; осмысление герменевтики как «искусства понимания чужой индивидуальности», что ведет к обращению внимания на жизненные смыслы других людей; необходимость различения в любом тексте предметно-содержательного и индивидуально-личностного аспектов; постижение «глубинного смысла», в том числе смысла своей жизни, через постижение жизненных смыслов других (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, В. Дильтей, Э. Шпрангер, Ф. Шлейермахер, П.П. Гайденко, Х.Г. Гадамер, Н.А. Слюсарева); принципы системного подхода к исследованию человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, А.А. Бодалев, Л.А. Головей, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.Л. Марищук, В.С. Мерлин, В.Д. Шадриков); идеи развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); принципы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская); идеи В. Вундта и А. Адлера о влиянии языка на развитие смысложизненных ориентаций человека; идеи Ш. Бюлер о жизненном пути и единицах его анализа; идеи С.Л. Рубинштейна о поворотных этапах в жизни человека, о личности как субъекте жизни, об ответственности за свой жизненный путь; о построении жизненной стратегии; о жизненной линии.


Методы исследования: теоретические (теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; теоретическое моделирование); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, ранжирование, анализ продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент); методы математической статистики.

Научная новизна исследования:

1) определена система средств обучения иностранному языку, способствующих развитию смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза, основанная на гуманистическом, аксиологическом и герменевтическом подходах;

2) раскрыта специфика средств обучения иностранному языку, способствующих развитию смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза: содержание учебного предмета «Иностранный язык», которое включает разделы, посвященные искусству как носителю общечеловеческих ценностей; анализ содержания текстов с целью выявления и решения проблем развития смысложизненных ориентаций; интерпретация содержания текстов с позиций нравственных поступков героев и их смысложизненных ориентаций; групповые творческие проекты, направленные на создание разных видов искусства, отражающих смысложизненные ориентации; тренинги и ролевые игры, направленные на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и ответственной личности, на ее осмысленное профессиональное становление; дискуссии о смысле жизни, нацеленные на нравственно-ценностное развитие профессионала, способного в постоянно изменяющихся условиях свободно принимать не только грамотные, но и нравственно-ответственные решения;

3) разработаны показатели трех уровней (низкого, среднего, высокого) развития смысложизненных ориентаций студентов.

Теоретическая значимость исследования:

1) уточнены педагогические и психологические особенности развития смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте;

2) определены основные педагогические условия развития смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте в образовательном процессе вуза;


3) разработаны концепция и теоретическая модель развития смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка как одной из гуманитарных дисциплин в образовательном процессе вуза на основе гуманистического, аксиологического и герменевтического подходов.

Практическая значимость исследования. На основе гуманистического, аксиологического и герменевтического подходов созданы программы курсов по выбору «Киноискусство» и «Жизнестроительство» и разработаны методические рекомендации по развитию смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка в образовательном процессе вуза; результаты исследования могут быть использованы для создания программ курсов по выбору и программ преподавания гуманитарных дисциплин, способствующих развитию смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза, а также программ курсов повышения квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин.

Базой экспериментальной работы стали Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязанское высшее военное десантное командное училище имени В.Ф. Маргелова.

Исследование выполнялось в три этапа.

Первый этап – проблемно-поисковый (2004-2005 гг.) – включал изучение педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; определение научного аппарата; разработку концепции и теоретической модели развития смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза.

Второй этап – экспериментальный (2004-2007 гг.) – включал проведение констатирующего и формирующего экспериментов.

Третий этап – обобщающий (2008-2009 гг.) – содержал анализ и обобщение результатов, систематизацию и оформление текста диссертации, разработку и апробацию методических рекомендаций по развитию смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка в образовательном процессе вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики, психологии, немецкого языка и методики его преподавания, второго иностранного языка и методики его преподавания РГУ имени С.А. Есенина (2004-2009 гг.), на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях в ВятГГУ (2004 г.); в РГУ имени С.А. Есенина (2004-2009 гг.); на международном философско-культурологическом симпозиуме в РГУ имени С.А. Есенина (2007 г.), через публикацию в журналах, рекомендованных ВАК (2008 г.).


Положения, выносимые на защиту.

1. Педагогические и психологические особенности развития смысложизненных ориентаций студентов в юношеском возрасте проявляются в активности субъекта в социально-нравственной деятельности; собственных усилиях личности (рефлексия) в нравственном самопознании; творческой деятельности в контексте общечеловеческих ценностей; нравственно-ценностном содержании воспитания и обучения.

2. Смысложизненные ориентации студентов имеют мотивационно-целевой, интеллектуально-содержательный и рефлексивно-оценочный компоненты, изменяются по уровням, у каждого уровня свои показатели.

3. Основные педагогические условия развития смысложизненных ориентаций средствами иностранного языка в юношеском возрасте в образовательном процессе вуза: содержание гуманитарной дисциплины «Иностранный язык» как средство развития смысложизненных ориентаций разработано на основе гуманистического, аксиологического и герменевтического подходов; в содержание учебного предмета «Иностранный язык» включены разделы, посвященные искусству как носителю общечеловеческих ценностей; активное использование системы средств обучения иностранному языку, основанной на гуманистическом, аксиологическом и герменевтическом подходах: содержание учебного предмета «Иностранный язык», которое включает разделы, посвященные искусству; анализ и интерпретация содержания текстов; групповые творческие проекты; тренинги и ролевые игры; дискуссии о смысле жизни.

4. Развитие смысложизненных ориентаций протекает эффективно в юношеском возрасте в образовательном процессе вуза при использовании в преподавании иностранного языка системы средств обучения, разработанной на основе гуманистического, аксиологического и герменевтического подходов: содержание учебного предмета «Иностранный язык» включает разделы, посвященные искусству как носителю общечеловеческих ценностей; анализ содержания текстов с целью выявления и решения проблем развития смысложизненных ориентаций; интерпретация содержания текстов с позиций нравственных поступков героев и их смысложизненных ориентаций; групповые творческие проекты, направленные на создание разных видов искусства, отражающих смысложизненные ориентации; тренинги и ролевые игры, направленные на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и ответственной личности, на ее осмысленное профессиональное становление; дискуссии о смысле жизни, нацеленные на нравственно-ценностное развитие профессионала, способного в постоянно изменяющихся условиях свободно принимать не только грамотные, но и нравственно-ответственные решения.


5. Концепция строится на принципах гуманистического, аксиологического и герменевтического подходов; теоретическая модель развития смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка как одной из гуманитарных дисциплин в образовательном процессе вуза включает в себя характеристики сформированных смысложизненных ориентаций абитуриентов вуза, основные педагогические условия развития смысложизненных ориентаций студентов в юношеском возрасте, подходы к организации образовательного процесса и выбору средств обучения, способствующих развитию смысложизненных ориентаций студентов, систему средств обучения иностранному языку и показатели трех уровней (низкого, среднего, высокого) развития смысложизненных ориентаций студентов.

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечены исходными методологическими позициями, использованием комплекса научных методов исследования, адекватных предмету, цели, задачам исследования и методов математической обработки данных.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 261 наименований, 14 приложений, изложена на 159 страницах основного текста, включает 2 таблицы, 1 схему, 4 гистограммы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении раскрывается актуальность и степень изученности проблемы в педагогике и психологии; определяются объект, предмет, цель и задачи исследования; выдвигается гипотеза; обозначаются методы и теоретико-методологические основы исследования; характеризуются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; формулируются положения, выносимые на защиту.



следующая страница >>