zabika.ru   1 2 3

Глава 1 «Теоретические основы исследования проблемы развития смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза» посвящена теоретическому анализу работ, в которых исследуются проблемы развития смысложизненных ориентаций в педагогике и психологии; рассмотрению объекта исследования – образовательного процесса в вузе, являющегося наиболее благоприятной средой для развития смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте.


В ходе теоретического анализа источников нами были решены определенные задачи исследования и сделаны следующие выводы.

Уточнены определения понятий «смысл жизни» и «смысложизненные ориентации студента»: смысл жизни – это главная жизненная ценность, придающая жизнедеятельности человека активность, помогающая ему решать различные вопросы, справляться с трудностями, использовать свой потенциал и направлять его на преобразование личной и общественной жизни; смысложизненные ориентации студента – это совокупность свойственных только данной личности студента ценностей и целей, детерминирующих его личностное и профессиональное самоопределение и самореализацию.

Уточнены педагогические и психологические особенности развития смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте, в которых важную роль играют следующие факторы: активность субъекта в социально-нравственной деятельности; собственные усилия личности (рефлексия) в нравственном самопознании; творческая деятельность в контексте общечеловеческих ценностей; нравственно-ценностное содержание воспитания и обучения.

Теоретически обоснованы сущность и компоненты смысложизненных ориентаций студентов (мотивационно-целевой, интеллектуально-содержательный, рефлексивно-оценочный), которые имеют особые характеристики на разных уровнях развития смысложизненных ориентаций студентов.

На основе интеграции этих характеристик теоретически обоснованы показатели уровней развития смысложизненных ориентаций студентов (низкого, среднего, высокого): высокий уровень: смыслы когнитивной, альтруистической категорий, а также категории самореализации доминируют или приближены к доминированию в системе жизненных смыслов; жизнь является осмысленной, направленной, интересной, эмоционально насыщенной, продуктивной, имеет временную перспективу; представление о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле жизни; убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь; средний уровень: смыслы всех категорий представлены достаточно или приближены к достаточным показателям в системе жизненных смыслов; присутствуют жизненные и личностные характеристики как высокого, так и низкого уровней развития смысложизненных ориентаций; низкий уровень: смыслы гедонистической категории в сочетании со смыслами статусной категории доминируют или приближены к доминированию в системе жизненных смыслов; жизнь представляется неосмысленной, ненаправленной, неинтересной, эмоционально ненасыщенной, непродуктивной, не имеет временную перспективу; неверие в свои силы контролировать события собственной жизни; фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.


Обоснован потенциал учебного предмета «Иностранный язык» как одной из гуманитарных дисциплин для организации образовательно-воспитательной работы, направленной на развитие смысложизненных ориентаций студентов в вузе.

На основе анализа опыта вузов обоснована совокупность средств обучения, способствующих развитию смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза, разработанная на основе гуманистического, аксиологического и герменевтического подходов и эти средства конкретизированы для учебного предмета «Иностранный язык»: содержание учебного предмета «Иностранный язык», которое включает разделы, посвященные искусству как носителю общечеловеческих ценностей; анализ содержания текстов с целью выявления и решения проблем развития смысложизненных ориентаций; интерпретация содержания текстов с позиций нравственных поступков героев и их смысложизненных ориентаций; групповые творческие проекты, направленные на создание разных видов искусства, отражающих смысложизненные ориентации; тренинги и ролевые игры, направленные на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и ответственной личности, на ее осмысленное профессиональное становление; дискуссии о смысле жизни, нацеленные на нравственно-ценностное развитие профессионала, способного в постоянно изменяющихся условиях свободно принимать не только грамотные, но и нравственно-ответственные решения.

Основываясь на идеях, представленных в первой главе, нами были разработаны концепция и теоретическая модель развития смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка как одной из гуманитарных дисциплин в образовательном процессе вуза (схема 1). Основообразующими идеями в предлагаемой нами концепции является система принципов гуманистического, аксиологического и герменевтического подходов к организации образовательного процесса вуза (принципы гуманистического подхода: признание уникальности каждого человека, его личностной сферы; субъектность; свобода выбора и ответственность; трансцендентное развитие; принципы аксиологического подхода: целостность человека и представление о нем как о высшей ценности, основа его жизнедеятельности – освоение общечеловеческих ценностей; принципы герменевтического подхода: понимание собственного внутреннего мира, своих жизненных смыслов путем интроспекции (самонаблюдения), рефлексии; осмысление герменевтики как «искусства понимания чужой индивидуальности», что ведет к обращению внимания на жизненные смыслы других людей; необходимость различения в любом тексте предметно-содержательного и индивидуально-личностного аспектов; постижение «глубинного смысла», в том числе смысла своей жизни, через постижение жизненных смыслов других).


Теоретическая модель развития смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка как одной из гуманитарных дисциплин в образовательном процессе вуза включает в себя характеристики сформированных смысложизненных ориентаций 16-18-летних абитуриентов вуза, основные педагогические условия развития смысложизненных ориентаций студентов в юношеском возрасте, подходы к организации образовательного процесса и выбору средств обучения, способствующих развитию смысложизненных ориентаций студентов, систему средств обучения иностранному языку и показатели трех уровней (низкого, среднего, высокого) развития смысложизненных ориентаций студентов.

Данная концепция и теоретическая модель явились основой для разработки программ курсов по выбору, которые экспериментально проверялись в преподавании иностранного языка как одной из гуманитарных дисциплин, входящих в Государственный стандарт высшего профессионального образования.

В главе 2 «Опытно-экспериментальная работа по развитию смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка в образовательном процессе вуза» представлены результаты констатирующего и формирующего экспериментов, а также методические рекомендации по развитию смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза.

Экспериментальная работа проходила в несколько этапов.

В ходе подготовительного этапа (2004 г.) были выбраны методики диагностики смысложизненных ориентаций студентов: методика оценки суждений Н.И. Лапина (анонимные массовые опросы); групповые интервью; метод мысленного эксперимента «Письмо из будущего»; методика исследования жизненных смыслов В.Ю. Котлякова;




русскоязычная версия теста осмысленности жизни Д.А. Леонтьева. Разработаны программы курсов по выбору «Киноискусство» и «Жизнестроительство» для студентов всех форм обучения, изучающих немецкий язык, основанные на концепции и теоретической модели; подобраны материалы для учебно-методических пособий с целью реализации вышеназванных программ курсов.


В ходе констатирующего эксперимента (2004-2005 гг.) изучались смысложизненные ориентации студентов РГУ имени С.А. Есенина, курсантов РВВДКУ имени В.Ф. Маргелова, делались выводы по организации образовательно-воспитательной работы в вузе. В данном эксперименте приняло участие 130 испытуемых (80 студентов и 50 курсантов). В ходе данного эксперимента использовался созданный комплекс методик диагностики, который позволил определить достаточно яркие социально-психологические портреты современного студенчества.

Были установлены различия в смысложизненных ориентациях двух возрастных групп (17 и 20 лет), юношей и девушек, студентов и курсантов, обусловленные особенностями обучения, воспитания и гендерными особенностями респондентов.

По результатам констатирующего эксперимента выявлены: определенная деформация в структуре смысложизненных ориентаций юношей и девушек, студентов гуманитарных факультетов гражданских вузов и курсантов военных училищ; отсутствие четкой иерархии ценностей в сравнении с общечеловеческими ценностями; гендерные и возрастные различия в смысложизненных ориентациях. Это в очередной раз подтверждает актуальность выбранной для исследования темы.

В ходе формирующего эксперимента (2005-2007 гг.) в экспериментальной группе прошли проверку программы курсов по выбору «Киноискусство» и «Жизнестроительство», осуществлялся мониторинг развития смысложизненных ориентаций студентов в экспериментальной и контрольной группах, были подведены итоги данного эксперимента и разработаны методические рекомендации по развитию смысложизненных ориентаций студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе.

Для формирующего эксперимента были выбраны следующие методики диагностики: методика исследования жизненных смыслов В.Ю. Котлякова и русскоязычная версия теста осмысленности жизни Д.А. Леонтьева, так как они могут дать достаточно объективную картину изменения смысложизненных ори­ентаций студентов.

Формирующий эксперимент проводился в течение двух лет, в нем участвовали две группы студентов факультета иностранных языков немецкого отделения. Экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ) сходны по следующим признакам: по количеству (в группах по 12 студентов), гендерному составу, возрасту (от 17 до 17,5 лет), социальному положению (в обеих группах есть студенты из полных и неполных семей, все семьи среднего материального достатка), успеваемости (у студентов двух групп в основном хорошие и отличные отметки).


Диагностика в начале эксперимента позволила установить, что в ЭГ нет студентов с высоким уровнем развития смысложизненных ориентаций; 25% – со средним и 75 % – с низким. В КГ сходные результаты: нет студентов с высоким уровнем развития смысложизненных ориентаций; 33,3% – со средним и 66,7 % – с низким (гистограмма 1).

Уровни развития

СЖО КГ:


1-низкий


2-средний


3-высокий

Уровни развития


СЖО ЭГ:


4-низкий


5-средний


6-высокий

1 2 3 4 5 6

Гистограмма 1



Таким образом, студенты контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе формирующего эксперимента сходны также и по качественным характеристикам развития смысложизненных ориентаций.

В ходе эксперимента решались следующие задачи: уточнение содержания и средств обучения иностранному языку, способствующих эффективному развитию смысложизненных ориентаций студентов в вузе; уточнение структуры программ курсов; анализ динамики изменений смысложизненных ори­ентаций студентов; разработка методических рекомендаций по развитию смысложизненных ориентаций студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе.

Работа в контрольной группе осуществлялась в соответствии с традиционной программой.

Наблюдение за студентами экспериментальной группы в ходе занятий, беседы с ними, анализ их работы показали, что в течение первого года эксперимента интерес большинства студентов к предложенным темам слабый, перспективные цели не осознаны; наличие у большинства студентов отрывочных знаний о системе общечеловеческих ценностей, неадекватной самооценки; слабое осознание ценности жизни человека; на втором году эксперимента наблюдается повышенный интерес большей части студентов к проблеме человека в разных социокультурных сферах, охотное участие в тестированиях и опросах; данный этап характеризуется также активным добыванием знаний о системе общечеловеческих ценностей, включением в процесс эксперимента и в процесс самообразования, ведением записей, участием в обсуждениях, высказыванием своего мнения, расширением опыта и кругозора, способностью к адекватной самооценке, к желанию определения своих возможностей, целей по отношению к другим людям; на завершающем этапе эксперимента отмечается устойчивый интерес большинства студентов ЭГ к жизни общества, к вопросам человека в разных социокультурных сферах, доминирование самостоятельной работы с философской, психологической, педагогической и духовной литературой; осознание необходимости знаний о системе общечеловеческих ценностей, полезности их для своей жизни, передача приобретенных знаний первокурсникам/старшеклассникам, достаточно развитая самооценка, наличие критического мышления по отношению к своей деятельности, ясное целеполагание, представление о своем «Я» и своем месте в обществе.


На завершающем этапе формирующего эксперимента студенты были продиагностированы повторно. Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в содержании смысложизненных ориентаций студентов.


Уровни развития


СЖО:


1-низкий


2-средний


3-высокий

Уровни развития

СЖО:

4-низкий

5-средний

6-высокий

1 2 3 4 5 6

Гистограмма 2


На начальном этапе формирующего эксперимента студентов с низким уровнем развития смысложизненных ориентаций было 75%, стало – 25%; со средним уровнем развития смысложизненных ориентаций было 25%, стало – 41,7%; с высоким уровнем развития смысложизненных ориентаций было 0%, стало – 33,3% (гистограмма 2). Математическая обработка данных (t-критерий Стьюдента) показала, что сдвиг изучаемого качества статистически достоверно различается.

Итоговая диагностика студентов КГ позволила выявить незначительные изменения смысложизненных ориентаций. Студентов с низким уровнем развития смысложизненных ориентаций было 66,7%, стало – 50%; со средним уровнем развития смысложизненных ориентаций было 33,3%, стало – 41,7%; с высоким уровнем развития смысложизненных ориентаций было 0%, стало – 8,3%. Сдвиг изучаемого качества статистически достоверно не различается (гистограмма 3).


Уровни развития

СЖО:

1-низкий

2-средний

3-высокий


<< предыдущая страница   следующая страница >>