zabika.ru   1 2 3

Уровни развития

СЖО:


4-низкий


5-средний


6-высокий

1 2 3 4 5 6

Гистограмма 3


Сравнение уровней развития смысложизненных ориентаций студентов КГ и ЭГ на завершающем этапе формирующего эксперимента показало существенные различия. А именно, в ЭГ по сравнению с КГ значительно снизилось количество студентов с низким уровнем развития смысложизненных ориентаций и увеличилось количество студентов с высоким уровнем развития смысложизненных ориентаций (гистограмма 4).

Эти данные подтверждают преимущества разработанных программ курсов «Киноискусство» и «Жизнестроительство» в развитии смысложизненных ориентаций студентов по сравнению с традиционными программами.

Для подтверждения успешности формирующего эксперимента был использован дополнительный метод диагностики. Нами был разработан опросник, в котором перечислены факторы, влияющие на построение жизненных сценариев: советы родителей; общение с опытными специалистами, их пример, совет; изучение курсов по выбору «Киноискусство» и «Жизнестроительство»; влияние специальной литературы; советы сокурсников; влияние кино и телевидения; влияние случайных обстоятельств (занимаемые должности – не результат закономерного постепенного продвижения по служебной лестнице, а воля случая, по большей части, результат наличия связей); наличие развитой технической сферы в городе (инфраструктуры, СМИ); знакомство с жизнью других людей (героев кинофильмов и литературных произведений, деятелей киноискусства и литературы и др.). Студентам ЭГ (в декабре 2007 года) давалось задание оценить каждый фактор по пятибалльной шкале оценивания. Опрос студентов ЭГ показал, что наиболее существенное влияние на построение жизненных сценариев оказывают следующие факторы: изучение курсов по выбору «Киноискусство» и «Жизнестроительство» (1 место); советы родителей (2 место); влияние кино и телевидения (3 место); знакомство с жизнью других людей (героев кинофильмов и литературных произведений, деятелей киноискусства и литературы и др.) (4 место); общение с опытными специалистами, их пример, совет (5 место).


Уровни развития


СЖО КГ:


1-низкий


2-средний


3-высокий

Уровни развития


СЖО ЭГ:


4-низкий


5-средний


6-высокий


1 2 3 4 5 6


Гистограмма 4


Опрос студентов ЭГ и КГ на завершающем этапе формирующего эксперимента по специально разработанной анкете показал также, что в ЭГ, где в содержание основного курса были включены материалы курсов по выбору «Киноискусство» и «Жизнестроительство», обучающиеся более мотивированы на посещение занятий по иностранному языку и чувствуют нравственную взаимосвязь с преподавателем.

Разработанные программы курсов и методические рекомендации были апробированы на немецком отделении факультета иностранных языков, отделении политологии факультета юриспруденции и политологии РГУ имени С.А. Есенина и в средней общеобразовательной школе № 28 (факультативно). Причем для школы материалы курсов были адаптированы и обсуждались преимущественно на русском языке. Апробация показала, что программы курсов «Киноискусство» и «Жизнестроительство» могут быть успешно интегрированы в программу практического курса немецкого языка в вузе, могут использоваться как самостоятельные курсы по выбору и в качестве факультативных курсов по гуманитарным дисциплинам в вузах, в средних специальных учебных заведениях, старших классах средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии (по культурологии, философии, литературе, истории и др.).

Таким образом, по результатам формирующего эксперимента нами были сделаны следующие выводы. В экспериментальной группе произошли значительные изменения в развитии смысложизненных ориентаций студентов; дополнительные методы исследования, такие как наблюдение за студентами в ходе занятий, беседы с ними, анализ минисочинений, показали, что студенты стали свободнее и чаще использовать лексику на предложенные в двух курсах по выбору «Киноискусство» и «Жизнестроительство» темы; стали мотивированы на обсуждение этих тем, особенно проблемы смысла жизни.


Результаты формирующего эксперимента подтверждают нашу гипотезу о том, что можно активизировать развитие смысложизненных ориентаций студентов, организуя образовательный процесс в вузе с выполнением ряда педагогических условий и использованием совокупности средств обучения иностранному языку: содержание гуманитарной дисциплины «Иностранный язык» как средство развития смысложизненных ориентаций разработано на основе гуманистического, аксиологического и герменевтического подходов; в содержание учебного предмета «Иностранный язык» включены разделы, посвященные искусству как носителю общечеловеческих ценностей; активное использование системы средств обучения иностранному языку, основанной на гуманистическом, аксиологическом и герменевтическом подходах: содержание учебного предмета «Иностранный язык», которое включает разделы, посвященные искусству; анализ и интерпретация содержания текстов; групповые творческие проекты; тренинги и ролевые игры; дискуссии о смысле жизни.

Программы курсов по выбору «Киноискусство» и «Жизнестроительство», разработанные на основе концепции и теоретической модели, способствуют успешному включению студентов в процесс развития смысложизненных ориентаций и в процесс саморазвития.

В заключении изложены основные выводы. В ходе диссертационного исследования нами были решены все поставленные задачи.

1. Уточнены педагогические и психологические особенности развития смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте, в которых важную роль играют следующие факторы: активность субъекта в социально-нравственной деятельности; собственные усилия личности (рефлексия) в нравственном самопознании; творческая деятельность в контексте общечеловеческих ценностей; нравственно-ценностное содержание воспитания и обучения.

2. Исходя из понимания смысла жизни как главной жизненной ценности, придающей жизнедеятельности человека активность, помогающей ему решать различные вопросы, справляться с трудностями, использовать свой потенциал и направлять его на преобразование личной и общественной жизни; понимания смысложизненных ориентаций студента как совокупности свойственных только данной личности студента ценностей и целей, детерминирующих его личностное и профессиональное самоопределение и самореализацию; были теоретически обоснованы сущность и компоненты смысложизненных ориентаций студентов (мотивационно-целевой, интеллектуально-содержательный, рефлексивно-оценочный), показатели уровней их развития: высокий уровень: смыслы когнитивной, альтруистической категорий, а также категории самореализации доминируют или приближены к доминированию в системе жизненных смыслов; жизнь является осмысленной, направленной, интересной, эмоционально насыщенной, продуктивной, имеет временную перспективу; представление о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле жизни; убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь; средний уровень: смыслы всех категорий представлены достаточно или приближены к достаточным показателям в системе жизненных смыслов; присутствуют жизненные и личностные характеристики как высокого, так и низкого уровней развития смысложизненных ориентаций; низкий уровень: смыслы гедонистической категории в сочетании со смыслами статусной категории доминируют или приближены к доминированию в системе жизненных смыслов; жизнь представляется неосмысленной, ненаправленной, неинтересной, эмоционально ненасыщенной, непродуктивной, не имеет временную перспективу; неверие в свои силы контролировать события собственной жизни; фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.


3. Констатирующий эксперимент, в целом, показал определенную деформацию в структуре смысложизненных ориентаций юношей и девушек, отсутствие четкой иерархии ценностей в сравнении с общечеловеческими ценностями. Это в очередной раз подтверждает актуальность выбранной для исследования
темы.

4. Результаты формирующего эксперимента подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы о том, что можно активизировать развитие смысложизненных ориентаций студентов в юношеском возрасте, организуя образовательный процесс в вузе с выполнением ряда педагогических условий и использованием совокупности средств обучения иностранному языку: содержание гуманитарной дисциплины «Иностранный язык» как средство развития смысложизненных ориентаций разработано на основе гуманистического, аксиологического и герменевтического подходов; в содержание учебного предмета «Иностранный язык» включены разделы, посвященные искусству как носителю общечеловеческих ценностей; активное использование системы средств обучения иностранному языку, основанной на гуманистическом, аксиологическом и герменевтическом подходах: содержание учебного предмета «Иностранный язык», которое включает разделы, посвященные искусству; анализ и интерпретация содержания текстов; групповые творческие проекты; тренинги и ролевые игры; дискуссии о смысле жизни.

5. Обоснована совокупность средств обучения, способствующих развитию смысложизненных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза, разработанная на основе гуманистического, аксиологического и герменевтического подходов и эти средства конкретизированы для учебного предмета «Иностранный язык»: содержание учебного предмета «Иностранный язык», которое включает разделы, посвященные искусству как носителю общечеловеческих ценностей; анализ содержания текстов с целью выявления и решения проблем развития смысложизненных ориентаций; интерпретация содержания текстов с позиций нравственных поступков героев и их смысложизненных ориентаций; групповые творческие проекты, направленные на создание разных видов искусства, отражающих смысложизненные ориентации; тренинги и ролевые игры, направленные на формирование самостоятельной, инициативной, творческой и ответственной личности, на ее осмысленное профессиональное становление; дискуссии о смысле жизни, нацеленные на нравственно-ценностное развитие профессионала, способного в постоянно изменяющихся условиях свободно принимать не только грамотные, но и нравственно-ответственные решения.


6. Разработаны концепция и теоретическая модель развития смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка как одной из гуманитарных дисциплин в образовательном процессе вуза на основе принципов гуманистического подхода (признание уникальности каждого человека, его личностной сферы; субъектность; свобода выбора и ответственность; трансцендентное развитие); принципов аксиологического подхода (целостность человека и представление о нем как о высшей ценности, основа его жизнедеятельности – освоение общечеловеческих ценностей); принципов герменевтического подхода (понимание собственного внутреннего мира, своих жизненных смыслов путем интроспекции (самонаблюдения), рефлексии; осмысление герменевтики как «искусства понимания чужой индивидуальности», что ведет к обращению внимания на жизненные смыслы других людей; необходимость различения в любом тексте предметно-содержательного и индивидуально-личностного аспектов; постижение «глубинного смысла», в том числе смысла своей жизни, через постижение жизненных смыслов других).

Теоретическая модель развития смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка как одной из гуманитарных дисциплин в образовательном процессе вуза включает в себя характеристики сформированных смысложизненных ориентаций абитуриентов вуза, основные педагогические условия развития смысложизненных ориентаций студентов в юношеском возрасте, подходы к организации образовательного процесса и выбору средств обучения, способствующих развитию смысложизненных ориентаций студентов, систему средств обучения иностранному языку и показатели трех уровней (низкого, среднего, высокого) развития смысложизненных ориентаций студентов.

7. Разработаны методические рекомендации по развитию смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка в образовательном процессе вуза. Установлено, что наряду с формированием, совершенствованием и развитием основных языковых практических умений, преподавателю следует обратить особое внимание на формирование и совершенствование новых для студентов умений, направленных на развитие смысложизненных ориентаций: умения рефлексировать; умения осознавать собственные чувства; умения делать осознанный выбор, принимать правильные решения и нести за них ответственность; умения самоанализа; умения самооценки (оценки своих поступков, характера, ценностных ориентаций, личностных смыслов и смысла жизни); умения анализа и интерпретации нравственных ситуаций, черт характера (например, героев кинофильма или литературного произведения), различных точек зрения, мнений, жизненных позиций, мировоззрений; умения оценки поступков, характера, ценностных ориентаций других, общечеловеческих ценностей, личностных смыслов, смысла жизни.


Преподавателю рекомендуется учитывать также педагогические и психологические особенности развития смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте, в которых важную роль играют следующие факторы: активность субъекта в социально-нравственной деятельности; собственные усилия личности (рефлексия) в нравственном самопознании; творческая деятельность в контексте общечеловеческих ценностей; нравственно-ценностное содержание воспитания и обучения. Кроме того, преподавателю рекомендуется учитывать те проблемы, которые возникают при организации образовательно-воспитательной работы со студентами (у большинства первокурсников имеются только отрывочные знания о системе общечеловеческих ценностей; неадекватная самооценка, слабое осознание ценности жизни человека).

В методике преподавания курсов по выбору «Киноискусство» и «Жизнестроительство» прослеживается определенная логика деятельности преподавателя: индуктивная подача материала, переход от простого к более сложному; по мере развития умений, расширения словарного запаса усложняются задания для рефлексии, нравственное содержание текстов для чтения и перевода, обсуждаются более серьезные моральные проблемы. У студентов на начальном этапе формируются умения анализа и интерпретации нравственных ситуаций, черт характера (например, героев кинофильма или литературного произведения), различных точек зрения, мнений, жизненных позиций, мировоззрений; они знакомятся с общечеловеческими ценностями, осмысливают их и в конце обучения становятся способными уже, как с позиций общечеловеческих ценностей, так и личных, анализировать и интерпретировать свои поступки, характер, ценностные ориентации, личностные смыслы и смысл жизни, осознавать и корректировать свои смысложизненные ориентации, переносить себя в мыслимые ситуации с целью нравственного самоанализа.

Кроме того, одной из главных задач преподавателя при работе с данными курсами является установление межличностных отношений между преподавателем и студентами, студентами друг с другом. Это особенно важно в контексте обсуждения тем, связанных со смыслом жизни, счастьем, судьбой, устройством личной жизни и построением жизненного пути, что, безусловно, способствует более детальному их рассмотрению.


Решение вопроса развития смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка в образовательном процессе вуза не исчерпывает всей глубины и сложности поставленной проблемы. В дальнейшем могут быть исследованы возможности развития смысложизненных ориентаций студентов средствами других гуманитарных дисциплин в образовательном процессе вуза, развитие их средствами других видов искусства, в системе дополнительного образования.

По теме исследования опубликованы 10 работ общим объемом 21,3 п.л.:


  1. Логинов, В.В. Развитие смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка в образовательном процессе вуза / В.В. Логинов // Российский научный журнал. - 2008. - № 2 (3). - С. 98-102 (0,3 п.л.).

  2. Логинов, В.В. Проблема формирования смысложизненных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии / В.В. Логинов // Актуальные вопросы психологии глазами молодых исследователей: Материалы межрегиональной научно-практической студенческой конференции. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004.
    - С. 4-6 (0,15 п.л.).

  3. Логинов, В.В. Смысложизненные ориентации современной молодежи / В.В. Логинов // Психология здоровья: методология, теория и практика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2006. - С. 107-111 (0,3 п.л.).

  4. Логинов, В.В. Смысложизненные ориентации юношей и девушек: гендерный аспект / В.В. Логинов // Проблемы психологического и социального здоровья учащейся молодежи и студентов: Сборник статей / Под ред. О.Н. Комаровой.
    - Рязань, 2006. - С. 33-38 (0,3 п.л.).
  5. Логинов, В.В. Развитие смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка в системе дополнительного образования / В.В. Логинов // Управление качеством образования в системе учреждений дополнительного образования детей и подростков: Материалы Российской научно-методической конференции. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2007. - С. 190-194

    (0,3 п.л.).


  6. Логинов, В.В. Иностранный язык как средство развития смысложизненных ориентаций студентов и их духовно-культурного роста / В.В. Логинов // Человек в мире культуры: вызовы современности: сб. ст. / Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. - Рязань: Рельеф-Принт, 2008. - С. 177-181
    (0,3 п.л.).

  7. Логинов, В.В. Иностранный (немецкий) язык как средство развития смысложизненных ориентаций студентов и их духовно-культурного роста в системе высшего образования / В.В. Логинов // Язык и коммуникация в контексте культуры: Материалы третьей международной научно-практической конференции. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2008. - С. 133-137 (0,3 п.л.).

  8. Логинов, В.В. Киноискусство: Программа курса для студентов всех форм обучения, изучающих немецкий язык / В.В. Логинов. - Рязань, 2008. - 40 с.
    (2,5 п.л.).

  9. Логинов, В.В. Киноискусство. Часть 1: Учебно-методическое пособие по немецкому языку. Рабочая тетрадь / В.В. Логинов. - Рязань: 2008. - 132 с.
    (16,5 п.л.).

  10. Логинов, В.В. Образовательный потенциал иностранного языка как учебного предмета в процессе развития смысложизненных ориентаций студентов / В.В. Логинов // Язык и коммуникация в контексте культуры. Материалы IV международной научно-практической конференции. - Рязань: ООО «ПРИЗ-Р», 2009. - С. 241-246 (0,35 п.л.).



<< предыдущая страница