zabika.ru 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Магадана

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением

отдельных предметов № 14»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Магадана

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 14»


РФ, 685000, г. Магадан, ул. Карла Маркса, 62 – В

телефон (факс 4132) 65-25- 08, директор Калугина Наталья Александровна


ИНН 4909066133, КПП 490901001

Исх. № ____от «23» мая 2012 года

На факсограмму №52 от 18.05.2012 г.

Городской методический кабинет Управления

образования

мэрии г. Магадана


Башариной Л.Н.
Направляем в ваш адрес информацию о работе МБОУ «СОШ с УИОП № 14» по внедрению ФГОС НОО за 2010-2012 г.г


Приложение: на 6 листах
Директор МБОУ «СОШ с УИОП №14» Н.А. Калугина

Исп. Погонец З.В.

65-25-28

О работе МБОУ «СОШ с УИОП № 14»

по внедрению ФГОС НОО в 2010-2012 г.г.


  1. Создание условий для введения ФГОС начального общего образования.


В соответствии с приказом Департамента образования администрации Магаданской области № 421 от 10.06.2010 г. МБОУ «СОШ с УИОП № 14» был присвоен статус областной экспериментальной площадки по теме «Организация апробации введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»

(срок проведения эксперимента с 01.07.2010 по 01.07.2011 г.). В целях обеспечения деятельности образовательных учреждений по внедрению ФГОС НОО на базе школы был организован консультационный пункт (приказ управления образования мэрии г. Магадана № 309 от 06.05.2010 г.).

Для организации работы по подготовке к введению ФГОС НОО в школе была сформирована рабочая группа, в которую вошли заместители директора по УВР, НМР, педагоги-экспериментаторы, педагог-психолог (приказ № 93 от 13 мая 2010 г.). Членами рабочей группы были разработаны программа эксперимента и план-график эксперимента на 2010-2011 учебный год, план-график мероприятий по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в МБОУ «СОШ с УИОП № 14» на 2011-2012 учебный год.


В 2010-2011 учебном году были разработаны и утверждены Основная образовательная программа начального общего образования на основе примерной образовательной программы начального общего образования, Программа внеурочной деятельности учащихся.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно- полезная деятельность, проектная деятельность). Образовательное учреждение МОУ «СОШ с УИОП №14» представляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

При проведении занятий используются различные формы организации внеурочной деятельности, такие как экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, соревнования и т.д.

Занятия в кружке «Ноушата» направлены на:


  • развитие познавательных способностей младших школьников;

  • развитие внимания, памяти, воображения, логического и творческого мышления, оригинального подхода к решению сложных задач, способствуют расширению кругозора;

  • являются подготовительной базой для участия в предметных олимпиадах и научно- исследовательской деятельности.

Целью историко-литературного кружка является формирование любви к малой Родине, месту рождения и проживания ребёнка. Работая в данном кружке, педагог и ученики исследуют разные темы:

  • знакомятся с историей города, узнают новых людей, без которых город не мог бы существовать;

  • изучают памятники родного города, по которым можно проследить его историю, создают макеты и проекты памятников для города.

«Национальные виды спорта» представляют вариант программы организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся. Программа предусматривает ориентацию педагогов на следующие цели:
  • способствовать освоению учащимися основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы ведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;


  • способствовать развитию позитивного отношения учащихся к базовым ценностям современного российского общества – в первую очередь к таким ценностям, как человек, здоровье, природа, труд, семья, Отечество;

  • способствовать приобретению школьниками нового ценностно-окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.

Целью курса «Цветовая экология» является формирование у обучающихся в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.

Задачи программы:

- расширение общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса.

Кружок «В царстве слов» решает следующие образовательные задачи:

  • расширение представлений о лексическом и грамматическом значении слов, многозначности, прямом и переносном значении, сложных и сложносокращённых словах, омонимах, синонимах, профессиональных, заимствованных, устаревших и новых словах;

  • углубление знаний о типах словарей, структуре словарной статьи;

  • формирование умения давать толкование того лексического значения, в котором слово использовано в тексте;

  • формирование умения пользоваться словарём.

Курс «Английский для малышей» направлен на:

  • приобретение умения ориентироваться в простейших грамматических формах английского языка;

  • развитие языковой догадки через использование активных методов подачи материала - игр, песен, загадок, просмотр мультфильмов;

  • развитие умения работать в группах, парах, уважать мнение своего партнёра;

  • приобретение начального опыта использования английского языка как средства межкультурного общения;
  • развитие коммуникативных навыков.


Классные комнаты, в которых проходят занятия 1-2 классов оборудованы мультимедийной техникой, которую учителя активно используют на уроках и внеурочных занятиях. В 2011 г. в рамках областной целевой программы в школу поступило и установлено оборудование для интерактивного класса, которое значительно расширило возможности учителя по использованию разнообразных форм работы с классом.

Школа имеет опыт сотрудничества с учреждениями дополнительного образования и воспитания и опыт организации внеурочной занятости учащихся, предполагаемый в условиях отработки ФГОС. Работа кафедры начальных класов проходит под научным руководством Жавнеровой М.А., методиста МОАУ ДПО ИПК ПК.

Школа дважды (в период с 24 января по 01 февраля 2011г. И с 01мая по 20 мая 2011 г.) принимала участие в мониторинге готовности общеобразовательных учреждений к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


    МБОУ «СОШ с УИОП №14» соответствует критериям готовности образовательного учреждения к введению стандарта, определенным Министерством образования и науки в условиях перехода на стандарты второго поколения, имеет опыт экспериментальной деятельности, необходимые материально-технические и кадровые ресурсы.




  1. Управленческая деятельность администрации по введению ФГОС НОО.



В 2010-2011 учебном году разработана нормативно-правовая база введения ФГОС НОО:

Положения о заместителе директора, курирующем начальную школу, Положение об учителе начальных классов, Положение о внутришкольном контроле, Положение о системе оценки, формах и порядке проведения промежуточной аттестации и переовде обучающихся по новым ФГОС НОО, должностные инструкции учителя начальных классов и заместителя директора, приказы, регламентирующие деятельность школы в условиях введения ФГОС НОО, внесены изменения в локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работникам МБОУ «СОШ с УИОП № 14»- Положение о премировании, Положение об установлении стимулирующих выплат.


Приведены в соответствии с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников МБОУ «СОШ с УИОП № 14».

Нормативно-правовая база введения ФГОС НОО:


  • Положение об учителе начальных классов

  • Положение о заместителе директора, курирующем начальную школу

  • Положение о внутришкольном контроле

  • Положение о системе оценок, форме и порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся по новым ФГОС НОО

  • Положение о рабочей группе по введению ФГОС НОО

  • Должностная инструкция учителя начальных классов

  • Должностная инструкция заместителя директора по УВР, курирующего начальную школу

  • Приказ о переходе на ФГОС НОО

  • Приказ об утверждени основной образовательной программы ФГОС НОО

  • Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО

  • Приказ о распределении обязанностей между членами рабочей группы по введению ФГОС НОО

  • Приказ об утверждении списка учебников

  • Приказ о внутришкольном контроле

  • Приказ об утверждении должностных инструкций учителя начальных классов и заместителя директора

  • Приказ об утверждении формы договора с родителями (законными представителями) обучающихся




  1. Методическое сопровождение

Члены рабочей группы в течение 2010-2011 и 2011-2012 г.г. проводили разъяснительную работу среди участников образовательного процесса (выступления на родительских собраниях в школе, МДОУ №№ 66,38; размещение информации на сайте МБОУ «СОШ с УИОП № 14», индивидуальные консультации родителей (законных представителей) обучающися и будущих первоклассников»).


В 2010-2012 г.г. проведены
заседания научно-методического совета школы:


  • «Концепция ФГОС начального общего образования» (май 2010 г.)

  • «Анализ метапердметных результатов первого года эксперимента по введению ФГОС НОО» (май 2011 г.);

проблемные семинары для педагогов школы:

«Структура основнойобразовательной программы начального общего образования и требования к результатм её освоения» (октябрь 2010 г.)

«Диагностика предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» (декабрь 2010 г.).

«Формы и методы мониторинга личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» (март 2011 г.).

«Анализ и самоанализ урока по ФГОС НОО» (сентябрь 2011 г.)

круглый стол

«Итоги работы в условиях перехода на ФГОС НОО.Преемственность между I и II ступенями обучения как необходимое условие повышения качества обученности учащихся: проблемы и пути их решения».

В декабре 2011 г. на базе школы была организована работа областной дискуссионной площадки В 2011-2012 учебном году на базе школы была организована работа дискуссионной площадки «Реализация новых стандартов в начальной школе» в рамках областной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы перехода начальной школы на работу по новым образовательным стандартам». Для участников дискуссионной площадки была подготовлена стендовая выставка «Итоги работы пилотной площадки МБОУ «СОШ с УИОП № 14» по введению ФГОС НОО». В ходе работы педагоги школы провели открытые мероприятия:


  • Открытый урок во 2 в классе по предмету «окружающий мир»- «Экономика».

(Фостенко Лариса Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с УИОП № 14»).

  • Мастер-класс «Учебная ситуация как форма актуализации деятельностного подхода в учебном процессе в условиях реализации ФГОС НОО»

(Яковлева Ольга Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с УИОП № 14»;

Москалёва Ирина Фёдоровна, учитель начальных классов; и.о. заместителя директора по УВР МБОУ «СОШ с УИОП № 14»).





В марте 2011 г. членами рабочей группы был проведён семинар для учителей города «Управленческая деятельность заместителя директора по введению Федерального государственного образовательного стандарта II поколения начального общего образования» в ходе которого были представлены доклады:

  • "Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС II поколения начального общего образования"- Погонец Зоя Викторовна, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «СОШ с УИОП № 14»
  • "Управленческая деятельность заместителя директора, курирующего начальную школу, по подготовке к введению ФГОС II поколения начального общего образования"- Москалёва Ирина Федоровна, и.о., заместителя директора по УВР МБОУ «СОШ с УИОП № 14»


  • «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования" - Яковлева Ольга Викторовна, учитель начальных классов, зав. кафедрой начальных классов МБОУ «СОШ с УИОП № 14»

  • "Система работы учителя по формированию ключевых компетенций учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Анализ урока по методике ФГОС"- Фостенко Лариса Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с УИОП № 14».

  • Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС"- Фисун Лариса Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с УИОП № 14», Заслуженный учитель РФ.

  • "Психолого-педагогическое сопровождение работы по внедрению ФГОС второго поколения на первой ступени общего образования "-Антипова Анна Александровна, педагог-психолог МБОУ «СОШ с УИОП № 14».










Особое внимание было уделено переподготовке учительского корпуса.

В 2010-2012 г.г. 6 учителей начальных классов прошли курсы повышения квалификации по проблемам внедрения стандарта второго поколения, по организации внеурочной деятельности школьников. Частично проблема подготовки специалистов для работы в условиях введения ФГОС НОО была решена за счёт использования ресурсов сети Интернет, доступ к которым имеется в учреждении – обучение на дистанционных курсах Центра развития молодёжи «CERM”-Школа «ЛУЧ», в которой прошли обучение 3 учителя начальных классов). В 2011-2012 учебном году в системе МОАУ ДПО ИПК ПК прошёл обучение по данной проблеме 1 учитель английского языка.


Методическим советом школы разработана и успешно внедряется в практику «Перспективная программа повышения квалификации педагогов по ФГОС II поколения на 2010-2016 г.г.», в рамках которой пройдут повышение квалификации не только педагоги начальной школы, но и педагог-психолог, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС, учителя английского языка, музыки, физической культуры.

Учитель начальных классов Яковлева Ольга Викторовна вошла в состав городского координационного совета по введению ФГОС НОО и оказывает методическую поддержку коллегам их школ города.



              1. Проведение различных видов мониторинга

В период с сентября 2010 по май 2012 года были проведены
внутри школы


  • Мониторинг уровня готовности учащихся 1-х классов к школьному обучению (сентябрь 2010 г.-1а,б классы: сентябрь 2011 г. -1а,б,в классы)

  • Диагностика метапредметных результатов освоения лсновной образовательной программы в 1а,б,в, классах -январь 2012 г.

  • Комплексная проверочная работа по определению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы во 2а,б классах- сентябрь 2011 г.; декабрь 2011 г.

  • Диагностика предметных результатов освоения основной образователньой программы по русскому языку и математике в 1а,б,в классах — май 2012 г.


внешние мониторинги


  • Мониторинг готовности школы к введению ФГОС НОО (февраль 2011 г., май 2011 г.)

  • Итоговая комплексная проверочная работа в 1а,б классах — май 2011 г.

  • Итоговая комплексная проверочная работа в 1а,1б,1в классах — май 21012 г.
  • Итоговая комплексная проверочная работа во 2а,б классах -май 2012 г.



Результаты как внешних, так и внутренних мониторингов свидетельствуют о готовности школы к работе по ФГОС НОО, о достаточно высоком уровне подготовки учащихся и сформированности у них предметных и метапредметных компетенций.

      1. Выводы и проблемы

В МБОУ «СОШ с УИОП № 14» проведена целенаправленная организационно-методическая работа по подготовке к переходу на ФГОС НОО и в настоящее время работа ведётся в штатном режиме. Школа обладает достаточными кадровыми и материально-техническими ресурсами для работы по новым образовательным стандартам. Научно-методическим советом школы организовано методическое сопровождение работы по введению ФГОС НОО, разработан переспективный план повышения квалификации специалистов I и II ступеней обучения по ФГОС II поколения. Все специалисты имеют возможность повысить квалификацию без отрыва от производства на дистанционных курсах.

Результаты мониторингов свидетельствуют о целенаправленной работе учителей начальных классов по формированию у учащихся предметных и метапредметных компетенций.

Основными проблемами в организации работы по ФГОС НОО являются:


  1. Недостаточная материально-техническая оснащённость кабинетов (1 класс не имеет даже мультимедийного оборудования).

  2. Неприятие некоторыми учителями старшего поколения требований ФГОС НОО и необходимости кардинального изменения стиля работы.
  3. Отсутствие свободных помещений в школе для организации внеурочной деятельности учащихся II смены. С переходом всех классов I ступени обучения на ФГОС проблема станет наиболее остро. Учреждения дополнительного образования детей г. Магадана (ДЭЦ, ДДиЮТ, клубы по месту жительства) данную проблему не решат, т.к. Не в состоянии принять всё возрастающий поток учащихся начальной школы.