zabika.ru   1 ... 3 4 5 6

 (англ. continuous linked settlement) представляет собой международную систему конверсионных валютных операций

В июне на саммитах стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), прошедших в Екатеринбурге, участники переговоров высказывали разные предложения по совершенствовании финансовой системы, среди которых можно выделить два основных направления взаимодействия. Первое направление исходит из увеличения доли расчетов в национальных валютах, что позволит избежать проблем, связанных с нестабильностью доллара. По мнению участников саммитов, целесообразно усиливать национальные валюты за счет роста торговых и экономических отношений. Еще одним инструментом усиления национальных валют может стать взаимное размещение резервов в инструментах стран, входящих в ШОС и БРИК. По словам помощника Президента РФ А.Дворковича, продолжается обсуждение своп-соглашений между странами. Второй блок предложений основывается на идее новой наднациональной валюты для расчетов и кредитования в рамках ШОС. Подобные предложения в различных формах выдвигались Россией, Китаем и Казахстаном. По словам президента Казахстана Н. Назарбаева, такая валюта может быть привязана к «корзине» национальных валют стран— участниц организации. Однако пока это направление реформирования финансовой системы носит теоретический характер и еще далеко от практической реализации. В заключение подчеркнем, что становление рубля как валюты международных расчетов — задача долгосрочная, предполагающая широкое использование рубля во внешнеторговых операциях, повышение надежности функционирования валютного рынка и платежной системы. Использование рубля в качестве резервной валюты зарубежными национальными и центральными банками невозможно без их высокой оценки российской денежно-кредитной политики, уровня развития экономики, надежности банковской системы и привлекательности российского финансового рынка.

3.3 Государственные программы стимулирования экспорта за рубли

В контексте рассмотрения вопроса об использовании рубля в международных расчетах следует отметить, что некоторое сокращение поступлений экспортной выручки в долларах и евро не приведет к ухудшению платежного баланса. Для России необходимость накопления запасов в долларах и евро становится менее актуальной при значительном объеме золотовалютных (международных) резервов Российской Федерации (свыше 460 млрд. дол. на 1.05.2010 г.; третье место в мире по этому показателю). Для российских импортеров не составляет труда приобрести доллары или евро за рубли, а обменный курс рубля не выглядит заниженным (как это было в начале 90-х годов). При рассмотрении реальных проблем российской внешней торговли значительно более важным для нас является достижение качественных изменений в структуре внешнеторгового баланса и прежде всего номенклатуры нашего экспорта за счет повышения доли продукции с высокой степенью обработки, снижения доли топливно-энергетических и сырьевых товаров. Государственные программы стимулирования экспорта за рубли – предоставление кредитов или гарантий в российских рублях – во многом могут повлиять именно на объем российского экспорта высокотехнологичных товаров. Ведь при экспорте нефти, газа или других сырьевых товаров производители, как правило, ориентируются на мировые цены в долларах США, да и финансирование этих операций легко организовать с помощью международных банков за счет выхода на глобальный рынок капиталов. В практике зарубежных стран в настоящее время сформировались и эффективно действуют системы мер стимулирования национального экспорта за счет средств государственного бюджета. Главной целью данной системы является обеспечение национальным экспортерам конкурентных преимуществ за счет предоставления относительно дешевого финансирования проектов на длительные сроки. Денежные средства, выделяемые из государственного бюджета, направляются через специально созданные организации (экспортно-импортные банки, агентства, фонды).

Приведенные ниже некоторые данные об использовании этих институтов любезно предоставлены автору специалистами Внешэкономбанка. Например, в США ежегодно из федерального бюджета значительные средства выделяются организациям, содействующим развитию американского экспорта. Совокупные ежегодные перечисления на финансирование экспортных контрактов Эксимбанком США составляют порядка 15 млрд. дол., большая часть которых приходится на экспортные кредиты. В Японии в 2009 г. Японскому банку международного сотрудничества (JBIC) были выделены 1,1 млрд. дол. для льготного кредитования экспортных поставок японских компаний. В Аргентине в 2009 г. центральный банк предоставил местным специализированным банкам 1 млрд. дол. для финансирования экспортных поставок и 80 млн. дол. для поддержки малых предприятий – экспортеров рыбной продукции. В начале 2010 г. Резервный банк Индии открыл кредитную линию на 1 млрд. дол. для Экспортно- импортного банка Индии с целью обеспечения экспортеров кредитными ресурсами по конкурентным ставкам. Во Франции банки могут рефинансировать от 60 до 90% суммы экспортного кредита у центрального банка по ставке учетного процента. В России подобная практика отсутствует, хотя экспортеры, не связанные с ТЭК, испытывают острую потребность в финансировании своей продукции на условиях, обеспечивающих их конкурентоспособность. Необходимо отметить, что система поддержки национального экспорта в России еще только формируется. С учетом опыта проведения антикризисных мер по поддержке российских промышленных пред-

приятий роль инфраструктурной организации по распределению финансирования экспорта в случае принятия соответствующей государственной программы, на наш взгляд, мог бы взять на себя Внешэкономбанк. С учетом вышесказанного было бы правильным, в первую очередь, предусмотреть открытие кредитных линий на развитие экспорта в рублях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование доступных статистических материалов показывает, что использование российского рубля в качестве валюты расчетов - явление не новое. Но по масштабам и по распространенности выполнения этой функции российской национальной валютой находится на начальной стадии своего развития. Лишь четыре страны за пределами России дают информацию об использовании российского рубля в качестве валюты международных расчетов и только одна страна - в качестве валюты резервов. Из этих стран, входящих в сообщество ЕврАзЭС, лишь Белоруссия серьезно, на законодательном уровне отнеслась к идее использования российского рубля как валюты международных расчетов. Другие участники, ориентируясь, в первую очередь, на свободно конвертируемые валюты, прибегали к использованию рубля, стихийно, эпизодически, как к второстепенному элементу валютного оборота. 

Столь скромные результаты, не в последнюю очередь, являются следствием формального, по существу безразличного отношения российской стороны к этой проблеме. Заключив двусторонние соглашения (даже с некоторыми странами дальнего зарубежья - Монголией, Вьетнамом) о возможности использования национальных валют во взаимных расчетах, российские власти фактически отстранились от практического участия в решении задачи внедрения рубля, отдав ее на усмотрение частных структур, действующих в рамках названных соглашений. Никаких специальных мер и договоренностей, которые бы поощряли использование российской национальной валюты в обслуживании международного валютного оборота, предпринято не было, и эта положение сохраняется до сих пор, несмотря на словесные рассуждения о расширении роли рубля в качестве региональной резервной валюты. 
Если мы по-настоящему хотим видеть российский рубль в ранге ключевой валюты международных расчетов, нынешнее отношение к проблеме должно быть серьезнейшим образом изменено. Имеющийся самотек задачу никоим образом не решит, требуется активное вмешательство соответствующих государственных властей, в том числе на коллективной межстрановой основе. По крайней мере, уже обнародованные по этому поводу намерения (создание российского Межведомственного совета по усилению роли рубля, заключение Соглашения о согласованных принципах валютной политики в рамках Таможенного союза) должны вылиться в конкретные практические мероприятия. 

По логике вещей, должна быть составлена и задействована долгосрочная (не менее, чем на 10 лет) государственная, а лучше - межгосударственная (с заинтересованными странами) программа усиления роли рубля с обозначением промежуточных этапов и географического охвата в увязке с мерами общеэкономического и финансового характера. Думается, что оптимальной целью программы должно быть достижение, по крайней мере, 20-25-процентной доли рубля в обслуживании российского товарооборота вместо нынешних 4 процентов. Кстати, никакой международный финансовый центр в Москве не получится, если подобная цель не будет достигнута. 

При любых вариантах разработки и осуществления названной программы начинать, видимо, надо с организации добротной статистической информации. То, что мы имеем на сегодняшний день, страдает многими недостатками, и их необходимо устранить, чтобы располагать достоверной и объективной картиной реального состояния дел в рассматриваемой области. 
Отметим главные из этих недостатков: сбором и публикацией статистических данных об использовании российского рубля занимается, мелкомасштабный и по существу мало авторитетный Межгосударственыый банк, чья информация мало известна и практически не используется в деловых и научных кругах; публикуемые данные о рублевых расчетах, равно как и о расчетах в других валютах, ограничиваются лишь оборотом по внешней торговле товарами.

В стороне остается оказание международных услуг, не говоря уже о других видах текущих операций и операций, связанных с движением капиталов; нет единой методологии в предоставлении первичных данных о совершаемых операциях, и каждая страна по-своему определяет состав исходящей от нее информации. Из-за этого возникает двойственность в отражении итогов расчетов (с точки зрения отправителей и с точки зрения получателей платежей), что осложняет реальную оценку состояния и динамики происходящих процессов; странно, но российская сторона как эмитент расчетной валюты до сих пор не публикует самостоятельную статистику ее использования другими странами. Подробнейшие материалы о платежном балансе России, тем не менее, не содержат ни сводных, ни «географических» данных о распределении поступлений и платежей по отдельным видам валют, включая российский рубль, хотя в Межгосударственный банк такие сведения поступают; в этом отношении единственным исключением являются, как известно, публикации платежного баланса Белоруссии, но и там распределение платежей по отдельным видам валют приводится только в сводном виде. А в отдельно публикуемом платежном балансе с Россией такое распределение вообще отсутствует. 

Если Россия официально провозгласила курс на превращение рубля в одну из валют международных расчетов и резервов, ей следовало бы взять на себя роль центра по сбору и распространению соответствующей статистической информации. Таким центром, скорее всего, должен стать Банк России, поскольку именно он заключил и заключает по этому вопросу двусторонние соглашения с банками-партнерами других стран. 
Как будет организована работа такого центра - сейчас сказать трудно, но конечным практическим результатом должна стать регулярная публикация, видимо, в рамках платежного баланса сведении о динамике и географическом распределении международных расчетов с участием российского рубля. Важно при этом выработать и согласовать процедуру координации действий с банками-партнерами, чтобы их информация об использовании рубля не расходилась, как это происходит до сих пор, с российской информацией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Борисов С.М. Российский рубль в международных расчетах: новейшие данные // Деньги и кредит 9/2012 С.18-23.

    2. Буторина О.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция - М.: Деловая литература, 2003.- 368с.

    3. Кандратов Д.И. Перспективы становления Российского рубля как международной валюты // ЕЭИ- №1(18) Февраль 2013

    4. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и Статистика, 2000.- 608с.

    5. Мишина В.Ю. Станет ли рубль валютой международного расчета? // Банковское дело №1 2011

    6. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М.:ЮРАЙТ, 2013. - 885с.



<< предыдущая страница