zabika.ru 1

По тропинкам Эколандии.


Цель: активизировать знания учащихся о животных и растениях, рассмотреть экологические взаимосвязи в природе, повторить правила поведения в природе,. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, музыкальный и эстетический вкус, воспитывать бережное отношение к природе.


  1. Вступление.

Есть на свете старичок,

Старичок Лесовичок,

Носит он из пестрых листьев

Разноцветный колпачок.

Сапоги берестяные,

Шаровары расписные.

Сам в зеленом армяке

Посошок в его руке.

Как по узеньким тропинкам,

Ходит — бродит по травинкам,

Старичок — Лесовичок,

Разноцветный колпачок.

Каждый день и в дождь, и в зной

Сторожит он мир лесной/

(на доске рисунок с изображение Старичка-Лесовичка от него идут тропинки, а по тропинкам размещены задания и игры)

  1. Разминка: Загадки Лесовичка.

    Растет она вниз головою,

    Не летом растет, а зимою.

    На солнце ее припечет-

    Заплачет она и умрет. (Сосулька)

    Какой это мастер

    На стекла нанес

    И листья, и травы,

    И заросли роз? (Мороз)

    Кто всю ночь по крыши бьет,

    Да постукивает,

    И бормочет , и поет,

    Убаюкивает? (Дождь)

    Вот он деревце качает

    И разбойников свистит,

    Вот последний лист срывает

    И кружит его , кружит. (Ветер)

    Без крыл летит,

    Без ног бежит,

    Без огня горит. (Солнце)

    Прилетела пава,

    Села на лаву,

    Распустила перья

    Для всякого зелья. (Весна)

    Зоря-зорянка

    Ключи потеряла.

    Месяц пошел-

    Не нашел,

    Солнце пошло-

    ключи нашло. (Роса)

    Сперва блеск,

    За блеском треск,

    За треском плеск. (Молния)


    Мягок, а не пух,

    Зелен, а не трава. (Мох)


  2. Проверка домашнего задания.

1класс-вывешивают на доску рисунки с изображением леса.

2класс-читают стихи о лесе.

3класс-исполняют песню о лесе.

4класс-инсценируют сказку.

Ведущий: А вот и лес-страна чудес!

В лесу растут деревья. Они стоят тесно, как солдаты в строю и все они дружно тянутся к солнышку. Но деревья-это только часть леса . Кроме них есть в лесу ещё кустарники, травы, грибы, лишайники и конечно, в любом лесу водятся животные. Они тоже жители леса. Без грибов, зверей, птиц и лес не лес.

Отправляемся по тропинке и вот первое задание каждому классу.

Ведущий: Кто пораньше встаёт, тот грибов наберёт, а сонливы да ленивы идут после за крапивой.

Игра «По грибы»

Нужно как можно больше одной рукой с завязанными глазами собрать грибы в корзинку.

Игра для хитрых грибников.

1человек из каждого класса грибник. Ему нужно найти среди ребят спрятанные грибы(ребята прячут грибы в одежду, в портфели , в карманы и т. д.)
Ведущий: Нам нужно ребята отправляться дальше.

4. Задание «Поляна цветов».

Вот поляна цветов, давайте отдохнём немножко.

На доске прикреплена «Ромашка» на лепестках загадки о цветах. Каждый класс выбирает лепесток и отгадывает загадку.

На верхушке стебелька-

Солнышко и облака.

(Ромашка)

С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты.

(Одуванчик)

Что за травка угощает

на лугах, в лесной глуши

Человека-добрым чаем,

Пчел-нектаром от души?

(Иван-чай)

Колосится в поле рожь,

Там, во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль , что не душистый.

(Василек)

Эх, звоночки, синий цвет,


С язычком , а звону нет.

(Колокольчик)

На зелененьком шнурочке

Белые звоночки.

(Ландыши)

Ранним утром распускает

Лепестки своих цветков,

А как вечер наступает,

Гасит красный огонек.

Погляди-ка, погляди,

Что за красный веерок?

Это яркая.........(Гвоздика)

Нам каждому весенняя природа дорога,

Ручьями распускаются холодные снега.

От снега очищается и хвоя,и волежник,

И первый появляется в проталине........(Подснежник)
Ведущий: Колокольчики! Ромашки!

Незабудки! Васильки!

Босиком и без рубашки

Ходим мы,плетем венки.

Исполняется русская народная игровая песенка «Заинька»

Заинька, войди в садик,

Серенький, войди в садик,

Вот так, вот так, войди в садик.

Заинька, рви цветочки,

Серенький, рви цветочки,

Вот так, вот так, рви цветочки.

Заинька , вей веночек,

Серенький, вей веночек,

Вот так, вот так, вей веночек.

Заинька ,на головку,

Серенький , на головку,

Вот так, вот так, на головку.

Заинька, скинь с головки,

Серенький, скинь с головки,

Вот так, вот так, скинь с головки.

Заинька, попляши-ка,

Серенький, поскачи-ка,

Вот так, вот так, поскачи-ка.

Заинька, махни лапкой,

Серенький, махни лапкой,

Вот так, вот так, махни лапкой.

Заинька, потанцуй,

Серенький, потанцуй,

Вот так, вот так, потанцуй.

Заинька, повернись,

Серенький,покружись,

Вот так, вот так, покружись.

Заинька, не ленись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот так, поклонись.
5. Задание.

Двигаемся дальше по тропинке.

Ведущий: Ребята, а вы любите животных?


Послушайте рассказ Н.Сладкова «Загадочный зверь» и постарайтесь угадать этого зверька.

Кошка ловит мышей,чайка ест рыбу, мухоловка — мух.

Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

И я слышу голосок:

-Угадай, кто я? А я ем жуков и мура вьёв!

Я подумал и твёрдо сказал:

-Дятел!

-Вот и не угадал!Ещё я ем ос и шмелей.

-Ага! Ты птица — осоед!

-Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

-Гусениц и личинок любят дрозды.

-А я не дрозд. Ещё я грызу сброшенные лосями рога.

-Тогда ты,. Наверное, лесная мышь.

-И совсем не мышь. Бывает, я сама ем мышей!

-Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

-То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

-Покажись!- крикнул я. И стал вглядываться в темную ель, откуда слышался голосок.

-Покажусь, только ты признай себя побежденным.

-Рано,-ответил я.

-Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

-Может, ты цапля?

-Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

-Похоже , что ты куница.

-Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

Я рассердился и крикнул:

-Скорей всего, ты-свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

-Сдаешься?- спросил голосок.

Ветки качнулись, раздвинулись, и я увидел...........(белку)!

-Запомни!-сказала она.-Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не одни орешки.
Игра-соревнование.

-Кто последним назовет животных на букву «к»?

(козел, кабан, крокодил,косуля и т. д.)
Игра в движениях.

Меж еловых мягких лап,

Дождик кап, кап, кап!

(дети щелкают пальцами)

Где сучок давно засох

Серый мох, мох, мох!
(дети трут ладошками)

Где листок к листку прилип

Вырос гриб, гриб, гриб!
(дети медленно поднимаются)
Кто нашел его друзья?

Это я! Я! Я!
(дети пальчиком показывают на себя)
Двигаемся дальше по тропинке.
6.Задание «Попробуй посчитай!»Мы в стране экологических задач.

Задачи для 1класса.

Зайчонок пересек полянку за 5 одинаковых прыжков,,. А лягушонок-за 4. У кого длиннее прыжок, если расстояние они пропрыгали одно и то же?

(ответ: у лягушонка. Ему потребовалось меньше прыжков, чтобы пропрыгать одинаковое расстояние.)
Лиса имеет такую же массу, как и два зайца; Заяц имеет такую же массу, как и две белки; Белка имеет такую же массу, как и две мышки. Сколько мышей имеет такую же массу, как лиса?

(ответ: 8 мышек. Каждого более тяжелого животного нужно последовательно заменять более легкими с тем же суммарной массой. 1 лиса=2зайцам=(2+2)белки=(2+2+2+2)мышки.)
Задачи для 2класса.

Дятел выдолбил весной 2 дупла. На строительство каждого ушло по 3 дня. Сколько дней строил гнезда дятел?

(ответ:6дней)
Папа дятел и мама дятел принесли своим птенцам по 8 жуков короедов. Сколько короедов принесли за раз родители дятлы?

(ответ:16 жуков)
Задачи для 3 класса.

В посадке растет 747 сосенок, елочек на 286 больше, а кедровых саженцев столько, сколько еловых и сосновых вместе. Сколько всего саженцев растет в посадке?

(ответ:1780 саженцев)
Три синички- сестрички спасают дерево от555 гусениц. Первая склевала 185 штук, вторая-167. Сколько гусениц нужно склевать третьей синичке, чтобы их не осталось вовсе?

(ответ:203 гусеницы)

Задачи для 4класса.
Солнышко решило покрасить реснички. У Солнышка два глаза, на каждом20369 верхних и 70550 нижних ресничек. Сколько ресничек нужно покрасить Солнышку?

(ответ:181 838 ресничек)

Медведь в лесу работает налоговым инспектором. Каждая лесная пчела обязана принести ему 1 г. меда. В лесу три пчелиные семьи. В первой семье 4565 пчел, во второй 3154 пчел. Сколько пчел в третьей семье, если медведь от всех пчел получил 10 кг. Меда?


(ответ:2281 пчела в третьей семье)

Физминутка.

По дорожке, по дорожке.

Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежали,

До лужайки добежали.

(бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(прыжки на месте)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(ходьба на месте)
Игра «Да — Нет»

Я буду задавать вопросы , а вы слушайте внимательно, если вы согласны говорите «да», если не согласны говорите «нет».
1.Может ли сазан забраться в океан? (нет-речная рыба)

2.Может ли дрозд отморозить хвост? (нет-он зимует на юге)

3.Может ли оса взлететь на небеса? (да)

4.Может ли барсук залезть за шишками на сук? (нет-по деревьям не лазает)

5.Может ли кулик прикусить себе язык? (нет-у птиц нет зубов)

6.Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)

7.Может ли синица на крыше поселиться? (да)

8.Могут ли собаки отодрать всем ракам баки? (нет-раки живут на дне водоемов)

9.Может ли медведь зимою потолстеть? (нет-он спит всю зиму).

Игра в движениях. Представьте себе что вы какие-то звери и вы знаете, что звери могут выполнять различные движения. Вот мы сейчас с вами попробуем их выполнить.(поем песенку)

Вместе с нами топайте ногами,

Вместе с нами топайте ногами,

Вместе будем танцевать.

Вместе с нами двигайте плечами,

Вместе с нами двигайте плечами,

Вместе будем танцевать.

Вместе с нами головой качаем,

Вместе с нами головой качаем,

Вместе будем танцевать.

Шагаем по тропинке дальше. И что же мы видим.

7.Задание «Ребусы» (о животных, о растениях, о грибах)

Игра «И я» После моих слов нужно говорить и я .

Сегодня я проснулся,..........(и я)

Умылся,.............(и я)

Почистил зубы,...............(и я)

Позавтракал, …...............(и я)

Пошел в кино,.................(и я)

Потом пошел в зоопарк,.......(и я)

Там я видел полосатых тигров,.........(и я)

Посмеялся над мартышкой,..............(и я)

Стоял перед клеткой со слоном,.........(и я)

Слон похож на крокодила...............(......).


Ведущий: Лопоухий лопушок

Вышел в дождик на лужок.

Пробегающих прохожих

Под листок собрал в кружок.

Вот мы с вами на лужке. Давайте посмотрим кого собрал лопух под свои широкие листья.

Нужно буквы превратить в насекомых.

а б к х э о

8.Задание . Ребятам раздаются картинки.

1класс- «Мы отдыхаем на берегу реки»

2класс- «Мы на экскурсии в лесу»

3класс- «Мы туристы»

4класс- «У костра»

На каждой картинке есть ошибки. Исправьте их, как нужно правильно вести себя.

Ведущий: Как не петляет, где не бродит-

Все ж к морю синему приходит.

Пускай дорога далека,

Но не заблудится ….(река).

Мы шли, шли, шли и к речки пришли. Здесь нас ждет плот. На нем мы поплывем дальше по реке.

Игра «Кто живет в реке?»

1.Какая рыба помогает нам чистить бутылки?(Ерш)

2.Какой город носит название рыбы? (Судак)

3.Какая рыба носит имя человека? (Карп)

4.Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу» (Сельдь)

5.Какая рыба вооружена лучше всех? (Рыба-меч)

6.Кровь пью, а жизнь даю. (Пиявка)

7.В воде родилась, а в ней мало бываю. (Лягушка)

8.Глаза на рогах , домок на спине. (Улитка)

9.Голый, а с поясами. (Червяк)


10.Сапожник-не сапожник,

портной-не портной,,

во рту держит щетинку,

в руках ножницы. (Рак)

11..Нога в земле, голова на воздухе, туловище в воде. (Камыш)

Ведущий: Подозревали ли вы, что у нас под ногами столько жизней?

Но вот наш плот ткнулся в берег. Путешествие закончено . Можно почувствовать себя человеком в полный человеческий рост. Нужно только не забыть, что слово человек родственное слову человечить. А это значит, что настоящий человек всегда должен вести себя по-человечески: стараясь всегда и везде беречь и любить свой большой и красивый дом-Землю со всеми её маленькими и большими обитателями.