zabika.ru 1 2 3 4


На правах рукописи

Шендель Татьяна Владимировна

Актуализация профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза


13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Красноярск – 2012

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном

образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Сибирский государственный технологический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Игнатова Валентина Владимировна
Официальные оппоненты:
Фуряева Татьяна Васильевна, доктор педагогических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», заведующая кафедрой социальной педагогики и

социальной работы
Ищенко Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент,

КГАОУ ДПО (ПК) «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», заведующая кафедрой педагогики и психологии
Ведущая организация – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Защита состоится 20 ноября 2012 г. на заседании диссертационного совета ДМ 212.097.04 при ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» по адресу: 660049, Красноярск, пр. Мира, 83, ауд. 1-08.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» по адресу: 660049, Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.
Автореферат разослан _________

Ученый секретарь диссертационного совета


кандидат педагогических наук, доцент Бочарова Юлия Юрьевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в российском обществе достаточно часто затрагивается проблема морального «банкротства» современных молодых людей, связанная с признанием ими приоритетности экономических и технологических ценностей над духовными. Суть данной проблемы состоит в том, в какой мере они способны превратить цивилизационный прогресс в собственное нравственное и профессиональное саморазвитие. В этой связи значимым является профессионально-этическое становление молодых людей, что отражено в задачах, поставленных перед современным российским образованием.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, преодолеть которые представляется возможным благодаря профессиональным кадрам посредством актуализации их личностных потенциалов, в том числе профессионально-этического. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, нацеленных на удовлетворение запроса общества и работодателя к качеству подготовки кадров, посредством освоения компетенций, отражены этические характеристики основных видов будущей профессиональной деятельности обучающихся. Выбор ими нравственно оправданных способов их осуществления как атрибутов профессии: конкурентоспособности на рынке труда, нравственной стойкости, организованности, соблюдения правил этикета и такта в общении с клиентами и сослуживцами, способности противостоять коррупции, взяткам, осознано осуществлять моральный выбор в критических ситуациях, обусловлен становлением профессионально-этического потенциала личности.

Предпосылки для решения задачи становления профессионально этического потенциала личности студента как будущего специалиста раскрываются в научной литературе. Понятие «потенциал» рассматривается учеными как полинаучный феномен в рамках следующих направлений: философское (К.А. Абульханова, И.И. Ашмарин, И.О. Генисаретский, М.С. Каган и другие); психологическое (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.И. Слободчиков, Н.И. Шевандрин и другие); педагогическое (М.Н. Аплетаев, В.В. Игнатова, В.Г. Рындак и другие).


В трудах отечественных ученых изучаются различные виды потенциала: трудовой (А.А. Погорадзе, О.В. Стаканова), образовательный (А.А. Гордон, А.К. Назимова), педагогический (А.М. Боднар, Г.Н. Манасова, И.П. Подласый, Л.А. Шестакова), воспитательный (Н.Н. Беспалова, А.В. Волохов, И.В. Герлах, Г.В. Дербенева), дидактический (С.А. Грязнов, С.А. Сушков), обучающий (И.А. Орехова), духовный (Л.И. Иванько, Б.Д. Парыгин), духовно-творческий (Г.М. Гладышев, В.В. Игнатова, В.В. Расстрыгин, С.В. Тимофеева), духовно-интеллектуальный (Н.А. Репина), интеллектуальный (Н.А. Грищенко, Н.А. Кудрявцева), культурный (Е.В. Руденский), лидерский (И.В. Дрыгина), профессионально-культурный (Е.А. Мухамедвалеева, О.А. Шушерина), профессиональный (Э.Н. Григорьева, В.Ф. Мамонтова, В.Н. Марков), этический (М.Н. Аплетаев) и другие.

В современных педагогических исследованиях компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах В.А. Адольфа, В.И. Байденко, В.И. Воротилова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.А. Исаева, А.П. Петрова, Н.А. Селезневой, А.В. Хуторского и многих других ученых.

Учебно-воспитательный процесс вуза исследовался учеными Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеером, Ю.В. Сенько, В.В. Сериковым, Н.В. Чекалевой и другими.

Психолого-педагогическим и методическим аспектам актуализации личностных потенциалов посвящены работы И.В. Дрыгиной, В.В. Игнатовой, С.Н. Мартыновской, Э.А. Мулявиной, Е.А. Мухамедвалеевой, А.А. Нагорняк, Н.В. Увариной и других ученых. При этом теоретический анализ научных источников, образовательной практики вуза показал, что актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза уделяется недостаточное внимание и мало работ, в которых рассматривается данный процесс. В этой связи актуальность исследования определяется противоречиями между:

  • требованиями государства и общества к будущему специалисту как носителю профессионально-этического потенциала и недостаточной разработанностью педагогических стратегий, способствующих его становлению в учебно-воспитательном процессе вуза;


  • осознанием педагогическим сообществом необходимости актуализации профессионально-этического потенциала студентов и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения данного процесса в вузе;

  • необходимостью подготовки студентов к успешному решению профессиональных задач на этическом уровне и недостаточным вниманием с их стороны к саморазвитию профессионально-этического потенциала в учебно-воспитательном процессе вуза.

Исходя из этого, проблема исследования состоит в поиске и выборе педагогических стратегий, разработке стратегических условий, педагогического и методического обеспечения актуализации профессионально-этического потенциала студента, что требует педагогического анализа, осмысления и их реализации в учебно-воспитательном процессе вуза. Необходимость решения данной проблемы на педагогическом уровне определяет тему исследования: «Актуализация профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс вуза.

Предмет исследования: стратегические условия актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать педагогическое и методическое обеспечение реализации стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза и проверить экспериментальным путем их результативность.

Гипотеза исследования: актуализация профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза будет результативна, если:

  • выявлена сущность и уточнено содержание профессионально-этического потенциала личности;

  • конкретизирован педагогический смысл его актуализации у студента как будущего специалиста;
  • разработаны критерии профессионально-этического потенциала студента и охарактеризованы уровни его проявления;


  • обоснованы стратегические условия актуализации профессионально-этического потенциала студента, разработано их педагогическое и методическое обеспечение, последовательно-поэтапно реализованы в учебно-воспитательном процессе вуза и экспериментально проверена их результативность.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи диссертационного исследования:

    1. Выявить сущность, уточнить содержание понятия «профессионально-этический потенциал личности».

    2. Конкретизировать педагогический смысл актуализации профессионально-этического потенциала студента.

    3. Разработать критерии профессионально-этического потенциала студента и охарактеризовать уровни его проявления.

    4. Обосновать стратегические условия актуализации профессионально-этического потенциала студента, разработать их педагогическое и методическое обеспечение, последовательно-поэтапно реализовать в учебно-воспитательном процессе вуза и экспериментальным путем проверить их результативность.

Методологическую основу исследования составляют:

  • компетентностный подход, позволяющий усилить практическую ориентацию исследуемого процесса в условиях реализации современных образовательных программ (В.А. Адольф, В.И. Байденко, В.И. Воротилов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Исаев, А.П. Петров, Н.А. Селезнева, А.В. Хуторской и другие ученые);

  • субъектно-деятельностный подход, позволяющий определить учебно-воспитательный процесс вуза в качестве функционального пространства актуализации профессионально-этического потенциала студента (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие ученые);
  • аксиологический подход, ориентирующий студента на формирование ценностного сознания и ценностного отношения к профессионально-этическому потенциалу и его принятия как профессионально-значимого в профессиональной деятельности (И.Ф. Исаев, М.С. Каган, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов и другие ученые);


  • системно-диагностический подход, позволяющий разработать диагностическую методику изучения уровня проявления профессионально-этического потенциала студента (В.П. Беспалько, В.В. Игнатова, М.И. Шилова и другие ученые).

Теоретическими основами исследования являются: Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг.; работы ученых, исследующих: образовательное пространство как феномен (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Н.Б. Крылова, Н.Л. Селиванова, Д.И. Фельдштейн, И.Д. Фрумин и другие); учебно-воспитательный процесс (Е.В. Бондаревская, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, Н.В. Чекалева и другие); понятие «потенциал» (В.В. Игнатова, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.И. Слободчиков, Н.И. Шевандрин и другие), его структуру (М.С. Каган, Л.Д. Столяренко, Н.И. Шевандрин и другие), виды (Г.М. Гладышев, И.В. Дрыгина, В.В. Игнатова, И.А. Орехова, Б.Д. Парыгин, И.П. Подласый, Е.В. Руденский и другие); актуализацию личностных потенциалов (И.В. Дрыгина, В.В. Игнатова, С.Н. Мартыновская, Э.А. Мулявина, Е.А. Мухамедвалеева, А.А. Нагорняк, Н.В. Уварина и другие).

Методы педагогического исследования: общетеоретическиеанализ и синтез философской, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта и научно-методической литературы по проблеме исследования, построение гипотез, педагогическое моделирование; эмпирические – анкетирование, тестирование, экспертные сравнения и наблюдения, взаимооценка, самооценка, независимые характеристики, диагностика уровня проявления профессионально-этического потенциала; статистические – вычисление комплексного показателя проявления профессионально-этического потенциала, угловое преобразование Фишера.

Экспериментальной базой исследования был ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» и его Лесосибирский филиал. В исследовании приняли участие студенты в количестве 627 человек, обучающиеся по направлениям подготовки и специальностям «Менеджмент» (172 человека), «Информатика и вычислительная техника» (138 человек), «Технологические машины и оборудование» (113 человек), «Ландшафтная архитектура» (91 человек), «Управление персоналом» (113 человек), эксперты (20 преподавателей СибГТУ).


Личное участие соискателя в исследовании и получении результатов состоит в выявлении теоретических предпосылок актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза; разработке стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента; разработке диагностических материалов по выявлению уровня проявления данного потенциала у студента; организации экспериментальной работы по проверке результативности выявленных стратегических условий в учебно-воспитательном процессе вуза; подготовке методических материалов по проблеме исследования.

Основные этапы исследования: первый этап (2006 – 2007 гг.): осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза; разрабатывались категориальный аппарат, ключевые идеи экспериментальной работы; второй этап (2007 – 2010 гг.) был связан с разработкой и реализацией стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента и экспериментальной проверкой их результативности в учебно-воспитательном процессе вуза; третий этап (2010 – 2012 гг.) предполагал завершение экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученной информации, формулирование выводов, оформление текста диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования определяется основными результатами, полученными в ходе исследования:

разработана идея актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза с учетом методологических подходов (компетентностного, субъектно-деятельностного, аксиологического и системно-диагностического) как целенаправленно организованной педагогической деятельности стратегического характера, направленной на перевод из потенциального состояния в реальное профессионально-нравственных потребностей студента, его возможностей, средств реализации в ситуациях морального выбора на основе овладения профессионально-этическими образцами поведения и способами их осознанного осуществления, что расширяет представления о профессиональном воспитании и обогащает идею профессиональной подготовки бакалавров, специалистов, магистров в высших учебных заведениях;


введены в соответствии с основной идеей исследуемой проблемы измененные трактовки дефиниций понятий: «профессионально-этический потенциал личности», «актуализация профессионально-этического потенциала студента»;

обоснована и доказана перспективность стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза за счет их последовательно-поэтапной реализации, что способствует результативности данного процесса: обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовки; ориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциала; приобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления.



следующая страница >>