zabika.ru 1 2 3 4

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

разработан критериально-оценочный аппарат, включающий применительно к проблематике диссертации базовые критерии профессионально-этического потенциала студента: познавательно-ценностный, морально-регулятивный, нравственно-коммуникативный, которые раскрываются через показатели проявления данного потенциала;

раскрыты и охарактеризованы уровни и признаки проявления профессионально-этического потенциала студента: профессионально-нормативный, избирательно-проективный, утилитарно-прагматический;

изложено доказательство актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза за счет педагогических действий, соорганизуемых в последовательно-поэтапную реализацию стратегических условий: обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовки; ориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциала; приобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и способов их осуществления;

разработаны: «Информационно-структурная модель формирования профессионально-этического потенциала личности», «Структурно-процессуальная модель актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза», что является вкладом в теорию и методику профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

реализован в образовательной практике критериально-оценочный инструментарий изучения уровня проявления профессионально-этического потенциала студента;

представлены педагогическое и методическое обеспечение в виде: учебно-воспитательной подпрограммы «Профессионально-этический потенциал»; пролонгированного образовательного профессионально-этического тренинга; «Дневника производственной практики», дополненного разделом «Профессионально-этические аспекты профессиональной деятельности»;


определены пределы и перспективы практического использования материалов исследования посредством систематизации общекультурных и профессиональных компетенций студентов, отражающих профессионально-этический аспект направлений их подготовки и представленных в новых образовательных стандартах профессионального образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечены: опорой на концептуальные положения аксиологического, субъектно-деятельностного, компетентностного и системно-диагностического подходов к актуализации профессионально-этического потенциала студента; использованием современных педагогических методов сбора и обработки исходной информации, адекватных задачам, логике, предмету, цели исследования; представительной выборочной совокупностью с обоснованием подбора объектов наблюдения; длительным характером экспериментальной работы; устойчивой повторяемостью положительных результатов, их воспроизводимостью в различных условиях и подтверждением статистической обработкой с помощью критерия Фишера.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения на заседаниях кафедры «Психология и педагогика» Сибирского государственного технологического университета; выступлений на методологических семинарах аспирантов и соискателей СибГТУ, научных конференциях, семинарах по проблемам образования и профессиональной подготовки; участия в конкурсах: «Индивидуальные гранты для молодых ученых» (ККФН 2008 г., 18G191), «Популяризация научных знаний информационное обеспечение в сфере науки и образования «Популярные лекции по современным вопросам науки и техники для молодежи» (ККФПН и НТД 2009 г.).

Результаты исследования докладывались на конференциях разного уровня:

на международных: «Международные и национальные особенности прикладной экономики» (Пенза, 2008), «Институциональные проблемы государственно-частного партнерства на региональном уровне» (Абакан, 2008), «Образование и культура в развитии современного общества» (Новосибирск, 2009), «Человек. Культура. Общество» (Пенза, 2011), «Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии» (Новосибирск, 2011);


на всероссийских: «Молодежь Сибири – науке России» (Красноярск, 2008), «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика» (Красноярск, 2009), «Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения» (Славянск-на-Кубани, 2011), «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (Самара, 2011), «Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы» (Красноярск, 2012);

на региональных: «Этика и бизнес: философские, методологические и мировоззренческие аспекты» (Красноярск, 2007), «Мир человека» (Красноярск, 2011 – 2012).

Результаты исследования отражены в публикациях: «Сибирский педагогический журнал» (Новосибирск, 2008), «Известия РГПУ им. А.И. Герцена: аспирантские тетради» (Санкт-Петербург, 2008), «Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева» (Красноярск, 2011), «Научное обозрение: гуманитарные исследования» (Москва, 2011), «Фундаментальные исследования» (Москва, 2012), «Педагогический журнал» (Ногинск, 2012).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Профессионально-этический потенциал личности – это сложное интегрированное образование, представляющее собой совокупность реальных профессионально-нравственных потребностей, возможностей личности, средств их реализации, осознанных профессиональных действий в ситуациях морального выбора. В качестве структурных компонентов профессионально-этического потенциала личности выделены: потребности, возможности, средства, профессиональная деятельность, ситуации морального выбора, которые образуют его целостность и единство. Структурные компоненты контекстно отражают основные функции данного потенциала: познавательно-ценностную, морально-регулятивную, нравственно-коммуникативную. Актуализация профессионально-этического потенциала студента как целенаправленно организованная педагогическая деятельность направлена на перевод из потенциального состояния в реальное профессионально-нравственных потребностей студента, его возможностей, средств реализации в ситуациях морального выбора на основе овладения им профессионально-этическими образцами поведения и способами их осознанного осуществления.


  2. Критериями профессионально-этического потенциала студента выступают:

  • познавательно-ценностный – характеризуется освоением знаний в области этики о нормах, принципах и ориентированностью на их обогащение; вниманием к информации ценностно-нравственного характера; осознанием профессионально-этических норм и принципов; пониманием ценностей профессионального сообщества, ориентацией на них в действиях в ситуациях нравственного выбора;

  • морально-регулятивный – выражается в профессиональных действиях в ситуациях нравственного выбора посредством осмысления образа «идеальной» профессионально-этической личности и профессионально-этических знаний; рефлексии и самооценки собственных профессионально-этических норм, принципов, ценностей; осмыслении значимости актуализации профессионально-этического потенциала для достижения целей деятельности и эффективного взаимодействия с профессиональным сообществом;

  • нравственно-коммуникативный – отражает готовность к нравственному общению с окружающими, установлению нравственно-делового контакта в процессе деятельности, осуществлению нравственного выбора; способность поддерживать профессионально-этические взаимоотношения; ориентированность на принятие другого человека и взаимопонимание; владение нравственными коммуникативными стратегиями и применение их в ситуациях нравственного выбора.

  1. Актуализации профессионально-этического потенциала студента способствуют стратегические условия:

  • обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовки, направленное на приумножение профессионально-этических знаний студента, формирование у него ценностного осознания профессионально-этического потенциала как профессионально-значимого, появление обоснованной уверенности в необходимости и потребности в его актуализации;
  • ориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциала, предполагающее осмысление студентом ценностного содержания основных компонентов профессионально-этического потенциала и формирование ценностного отношения к ним;


  • приобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления, способствующее овладению профессионально-этических образцов поведения и самостоятельному практическому применению правил их осуществления в образовательных ситуациях, приближенных к будущей профессиональной деятельности студента.

Выделенные условия в учебно-воспитательном процессе вуза реализуются последовательно-поэтапно: от познавательно-ценностного к морально-регулятивному и далее к нравственно-коммуникативному этапу посредством педагогического и методического обеспечения: учебно-воспитательной подпрограммы «Профессионально-этический потенциал», разработанного пролонгированного образовательного профессионально-этического тренинга и «Дневника производственной практики», дополненного разделом «Профессионально-этические аспекты профессиональной деятельности».

В качестве уровней их проявления выделены профессионально-нормативный, избирательно-проективный, утилитарно-прагматический.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 167 источников. В работе приведено 7 таблиц, 21 рисунок и 11 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении диссертации: обосновывается актуальность выбранной темы; определяются объект, предмет, цель и задачи исследования; выдвигается гипотеза; характеризуются методологические и теоретические предпосылки организации экспериментальной работы; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; отражаются достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов, сфера их апробации и внедрения; формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические предпосылки актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза» представлена тремя параграфами. В первом параграфе «Профессионально-этический потенциал личности как полинаучный феномен» проанализированы понятия «потенциал личности», «профессиональный» и «этический» потенциалы личности, в результате чего выявлена сущность и уточнено содержание понятия «профессионально-этический потенциал личности».


Анализ исследований на предмет сущности «потенциала» показал, что они группируются по направлениям: в философском (К.А. Абульханова, И.И. Ашмарин, И.О. Генисаретский, М.С. Каган) – связывается данное понятие с категориями «возможность» и «действительность»; в психологическом (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.И. Слободчиков, Н.И. Шевандрин) – определяется как: определенный уровень психических возможностей и внутренней энергии личности, направленных на ее творческое самовыражение и самоутверждение; запас жизненной энергии, задатки, способности; в педагогическом (М.Н. Аплетаев, В.В. Игнатова, В.Г. Рындак) – трактуется как сущностная видовая характеристика человека, заключающаяся в совокупности врожденных и приобретенных способностей субъекта относиться к окружающей действительности, определяющих норму его возможного реагирования на социально-педагогические условия, имеющая объективную направленность в зависимости от потребностей личности и ценностных ориентаций и реализующаяся в деятельности. В результате научного анализа потенциал личности определяется как совокупность реальных внутренних потребностей, возможностей личности, средств их реализации, осознанных действий в различных ситуациях.

Изучение понятия «профессионально-этический потенциал» основано на содержательном анализе и синтезе понятий «профессиональный» и «этический» потенциалы личности. Прилагательное «профессиональный» относительно потенциала подчеркивает его связь с профессиональной деятельностью. Профессиональный потенциал изучают Э.Н. Григорьева, В.Ф. Мамонтова, В.Н. Марков и другие ученые, связывая его с ресурсными возможностями человека в профессиональной деятельности, возможностью его карьерного роста, реализацией его профессиональных знаний и умений, характеризуя как предмет определенного типа профессиональной деятельности, направленной на его развитие. В исследованиях М.Н. Аплетаева и других ученых интерпретация смыслового содержания понятия «этический» относительно потенциала основывается на рассмотрении этики как философской науки, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни.


На основе теоретического анализа в параграфе представлена информационно-структурная модель формирования профессионально-этического потенциала личности. В форме сферы изображено профессионально-этическое пространство, внутри которого – основные компоненты модели. На базе профессионально-этического знания, освоения норм и принципов происходит формирование этических ценностей и ценностного отношения к профессиональной деятельности. Их рефлексия способствует актуализации профессионально-этического потенциала, представленного в виде ромба, каждая грань которого – его базовые компоненты: потребности, возможности, средства, профессиональная деятельность. Актуализация профессионально-этического потенциала происходит в ситуациях морального выбора (представлены в виде овала), чем подчеркивается, что они являются механизмом, который «запускает» процесс его актуализации.

Таким образом, данная модель отражает профессионально-этический потенциал личности в его содержательном аспекте как сложное интегрированное образование, представляющее собой совокупность реальных профессионально-нравственных потребностей, возможностей личности, средств их реализации, осознанных профессиональных действий в ситуациях морального выбора. В определении контекстно отражены основные функции данного потенциала: познавательно-ценностная, морально-регулятивная, нравственно-коммуникативная.

Во втором параграфе «Актуализация профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза как предмет педагогического анализа» конкретизирован педагогический смысл актуализации профессионально-этического потенциала студента, выявлены и обоснованы стратегические условия, способствующие результативной актуализации данного потенциала у студента в учебно-воспитательном процессе вуза.

Изучение различных аспектов учебно-воспитательного процесса вуза (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, Н.В. Чекалева и другие ученые) позволило утверждать, что его возможности неисчерпаемы, и представить его как образовательное пространство, в котором возможно актуализировать профессионально-этический потенциал студента.


Опираясь на идеи А.С. Белкина, Е.В. Гнидан, Я.С. Гончаровой, И.В. Дрыгиной, И.А. Зимней, В.В. Игнатовой, Н.А. Красноперовой, Е.А. Мухамедвалеевой, В.С. Нургалеева, О.А. Шушериной и других ученых, конкретизирован педагогический смысл актуализации профессионально-этического потенциала студента как целенаправленно организованной педагогической деятельности, направленной на перевод из потенциального состояния в реальное профессионально-нравственных потребностей студента, его возможностей, средств реализации в ситуациях морального выбора на основе овладения им профессионально-этическими образцами поведения и способами их осознанного осуществления.

Представленный в параграфе теоретический анализ научных исследований по проблемам актуализации личностных потенциалов (И.В. Дрыгина, В.В. Игнатова, С.Н. Мартыновская, Э.А. Мулявина, Е.А. Мухамедвалеева, А.А. Нагорняк, Н.В. Уварина и другие ученые) показал, что педагогические стратегии: обогащение, ориентирование, приобщение составляют основу педагогического обеспечения актуализации профессионально-этического потенциала студента. В качестве стратегических условий исследуемого процесса выделены: обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовки; ориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциала; приобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления.

В результате осмысления идеи, что актуализация профессионально-этического потенциала студента – поэтапная реализация стратегических условий, способствующих его развертыванию в учебно-воспитательном процессе вуза, в параграфе представлена структурно-процессуальная модель данного процесса в виде пирамиды. В ее основание положены структурные компоненты профессионально-этического потенциала личности, выделены этапы (познавательно-ценностный, морально-регулятивный, нравственно-коммуникативный), каждому из которых соответствует одно из стратегических условий. Вершина «С», в которой сходятся грани пирамиды (структурные компоненты профессионально-этического потенциала), указывает на незавершенность и переход процесса актуализации профессионально-этического потенциала студента в новое качество – самоактуализацию.


<< предыдущая страница   следующая страница >>