zabika.ru 1 2 3 4

Третий параграф «Изучение и анализ уровня проявления профессионально-этического потенциала студента» посвящен разработке критериев профессионально-этического потенциала студента и характеристике уровней его проявления. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что не нашли своего освещения вопросы, связанные с критериями, показателями и уровнями проявления профессионально-этического потенциала студента.

На основе педагогической рефлексии идей ученых-исследователей И.В. Дрыгиной, В.В. Игнатовой, С.Н. Мартыновской, Э.А. Мулявиной, Е.А. Мухамедвалеевой, А.А. Нагорняк, Н.В. Увариной и других, связанных с актуализацией личностных потенциалов, разработаны критерии профессионально-этического потенциала студента: познавательно-ценностный, морально-регулятивный, нравственно-коммуникативный. Каждый критерий характеризуется основными показателями, отражающими сущность исследуемого понятия и указывающими на его функции:


  • познавательно-ценностный характеризуется освоением знаний в области этики о нормах, принципах и ориентированностью на их обогащение; вниманием к информации ценностно-нравственного характера; осознанием профессионально-этических норм и принципов; пониманием ценностей профессионального сообщества, ориентацией на них в действиях в ситуациях нравственного выбора;

  • морально-регулятивный выражается в профессиональных действиях в ситуациях нравственного выбора посредством осмысления образа «идеальной» профессионально-этической личности и профессионально-этических знаний; рефлексии и самооценки собственных профессионально-этических норм, принципов, ценностей; осмыслении значимости актуализации профессионально-этического потенциала для достижения целей деятельности и эффективного взаимодействия с профессиональным сообществом;
  • нравственно-коммуникативный отражает готовность к нравственному общению с окружающими, установление нравственно-делового контакта в процессе деятельности, осуществление нравственного выбора; способность поддерживать профессионально-этические взаимоотношения; ориентированность на принятие другого человека и взаимопонимание; владение нравственными коммуникативными стратегиями и применение их в деятельности, поведении в ситуациях нравственного выбора.


В качестве уровней проявления профессионально-этического потенциала студента выделены профессионально-нормативный (характеризуется постоянным проявлением потенциала в модусе полного владения профессионально-этическими характеристиками, отраженными в компетенциях), избирательно-проективный (характеризуется ситуативным проявлением потенциала в модусе недостаточно полного владения профессионально-этическими характеристиками, отраженными в компетенциях), утилитарно-прагматический (характеризуется проявлением потенциала в модусе недостаточно полного владения профессионально-этическими характеристиками, отраженными в компетенциях, с ориентацией исключительно на практическую пользу и выгоду).

На основе разработанных критериев, их показателей и характеристик уровней проявления профессионально-этического потенциала определен уровень его проявления у студентов, что представлено на рисунке.

Рисунок – Распределение студентов по уровням проявления профессионально-этического потенциала на начало экспериментальной работы

Данные, представленные на рисунке, показывают, что профессионально-нормативный уровень проявления профессионально-этического потенциала по познавательно-ценностному критерию характерен для 3,5% от числа студентов экспериментальной работы, по морально-регулятивному и нравственно-коммуникативному – для 1,3% и 3% соответственно. Избирательно-проективный уровень свойственен для 51,7% по познавательно-ценностному и морально-регулятивному критериям и для 57,6% – по нравственно-коммуникативному критерию. Утилитарно-прагматический уровень имеют 44,8% по познавательно ценностному критерию, по морально-регулятивному и нравственно-коммуникативному – 47% и 39,4% соответственно, что свидетельствует об актуальности исследования, необходимости разработки и реализации стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза.

Вторая глава диссертации «Реализация стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза» посвящена описанию экспериментальной работы по последовательно-поэтапной реализации теоретически обоснованных стратегических условий за счет их педагогического и методического обеспечения.


В первом параграфе «Обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовки» показана реализация данного условия, направленного на: приумножение профессионально-этических знаний студента, востребованных в его будущей профессиональной деятельности; формирование у него ценностного осознания профессионально-этического потенциала как профессионально-значимого; появление обоснованной уверенности в необходимости и потребности в его актуализации. При реализации данного условия особое внимание уделяется актуализации профессионально-этического потенциала студента по познавательно-ценностному критерию, что связывается с учебно-воспитательной подпрограммой «Профессионально-этический потенциал», которая органично интегрирована в качестве дополнительного модуля в основные рабочие программы учебных дисциплин подготовки бакалавров и специалистов. Учебно-воспитательная подпрограмма в своем содержательном наполнении ориентирована, с одной стороны, на профессиональные функции будущего выпускника и, с другой стороны, на ту предметную область, которую осваивают студенты в процессе изучения учебных дисциплин. Подпрограмма не подменяет содержание рабочих программ учебных дисциплин, она направлена на педагогическое обеспечение актуализации профессионально-этического потенциала студента посредством соответствующих педагогических технологий. Данная подпрограмма состоит из трех модульных единиц: «Познавательно-ценностный аспект профессионально-этического потенциала», «Морально-регулятивный аспект профессионально-этического потенциала» и «Нравственно-коммуникативно-деятельностный аспект профессионально-этического потенциала». В качестве дидактических средств, способствующих освоению предложенной подпрограммы, используются мини-лекции информационного характера с элементами проблемного диалога (6 часов), практико-этические занятия (12 часов) и самостоятельная работа студентов (18 часов). Всего подпрограмма рассчитана на 36 часов.

При реализации данного стратегического условия в качестве основного педагогического метода избран дискуссионный. Суть дискуссии состоит в том, что ее участникам предлагается профессионально-этическая ситуация, позволяющая понять причину ее возникновения и предполагающая уважительное отношение к различным вариантам ее профессионально-этического разрешения. Вспомогательными методами выступают: метод кооперативного (совместного) обучения; моделирование будущей профессиональной деятельности студентов; «погружение».

О результативности стратегического условия «Обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовки» свидетельствуют положительные изменения в уровне проявления профессионально-этического потенциала по познавательно-ценностному критерию: количество студентов с профессионально-нормативным уровнем его проявления возросло с 3,5% до 13,9%, с избирательно-проективным и утилитарно-прагматическим уменьшилось с 51,7% до 43,5% и с 44,8% до 42,6% соответственно. При этом по морально-регулятивному: количество студентов с профессионально-нормативным уровнем возросло с 1,3% до 8,6%, с избирательно-проективным и утилитарно-прагматическим уменьшилось с 51,7% до 47,5% и с 47% до 43,9% соответственно. По нравственно-коммуникативному: количество студентов с профессионально-нормативным уровнем возросло с 3% до 11,1%, с избирательно-проективным и утилитарно-прагматическим уменьшилось с 57,6% до 51,7% и с 39,4% до 37,2% соответственно.

Второй параграф «Ориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциала» посвящен реализации данного условия, предполагающего осмысление студентом ценностного содержания основных компонентов профессионально-этического потенциала и формирование ценностного отношения к ним. При реализации данного условия особое внимание уделяется актуализации профессионально-этического потенциала студента по морально-регулятивному критерию, что связывается с разработкой и реализацией пролонгированного образовательного профессионально-этического тренинга, состоящего из последовательных взаимосвязанных между собой этапов: «Изучение основ нравственного поведения» (2 часа); «Моделирование ситуаций деловых отношений» (2 часа), «Разработка профессионально-этического кодекса студента» (12 часов), «Организация олимпиады «Мое профессионально-этическое знание»» (2 часа). Всего разработанный тренинг рассчитан на 18 часов.


Поэтапная реализация осмысления студентом ценностного содержания основных компонентов профессионально-этического потенциала и формирование ценностного отношения к ним обеспечивается методом «погружения» студентов как основным методом реализации разработанного тренинга. В качестве дополнительных методов используются: на первом этапе тренинга – методы инсценирования, свободной импровизации по заданным параметрам ситуаций профессионально-этического характера, конструирования правил, беседы с элементами дискуссий; на втором – метод моделирования; на третьем – метод проектирования; на четвертом – практические методы, предполагающие решение тестовых заданий профессионально-этического характера, анализ и решение имитационных упражнений.

О результативности стратегического условия «Ориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциала» свидетельствуют положительные изменения в уровне проявления профессионально-этического потенциала по познавательно-ценностному критерию: количество студентов с профессионально-нормативным уровнем его проявления возросло до 23,4%, с избирательно-проективным и утилитарно-прагматическим уменьшилось до 36,94% и 39,7% соответственно. По морально-регулятивному: количество студентов с профессионально-нормативным уровнем возросло до 27,1%, с избирательно-проективным и утилитарно-прагматическим уменьшилось до 36,8% и 36,7% соответственно. По нравственно-коммуникативному: количество студентов с профессионально-нормативным уровнем возросло до 20,2%, с избирательно-проективным и утилитарно-прагматическим уменьшилось до 45,8% и 34,0% соответственно в сравнении с результатами на окончание познавательно-ценностного этапа экспериментальной работы. Выявленные изменения свидетельствуют о результативности данного условия.

В третьем параграфе «Приобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления» описывается реализация условия, способствующего овладению профессионально-этических образцов поведения и самостоятельному практическому применению правил их осуществления в образовательных ситуациях, приближенных к будущей профессиональной деятельности студента. При реализации данного условия особое внимание уделяется актуализации профессионально-этического потенциала студента по нравственно-коммуникативному критерию, что связывается с включением студента в культурные практики, отражающие специфику его будущей профессиональной деятельности.


На основе идей ученых, рассматривающих культурные практики (М.Н. Берулава, В.В. Игнатова, М. Коул, Н.Б. Крылова, Г.И. Румынина, М.Г. Янова и другие), рассматриваются возможности приобщения студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления в процессе производственной практики, предусмотренной рабочими учебными планами подготовки бакалавров и специалистов.

Педагогическим средством реализации данного условия является ведение «Дневника производственной практики», дополненного разделом «Профессионально-этические аспекты профессиональной деятельности», в котором выделены подразделы «Наблюдение и анализ профессионально-этических образцов поведения и способов в профессиональной деятельности»; «Самонаблюдение и анализ профессионально-этических образцов поведения и способов в профессиональной деятельности».

Осмысление студентами процессов овладения профессионально-этическими образцами поведения и самостоятельного практического применения правил их осуществления в образовательных ситуациях, приближенных к будущей профессиональной деятельности, обеспечивается следующей совокупностью методов: инструктирование, консультирование, комментирование, анализ, наблюдение, самонаблюдение, эвристические и исследовательские.

Результативность данного стратегического условия подтверждается позитивными изменениями в уровне проявления профессионально-этического потенциала по познавательно-ценностному критерию: количество студентов с профессионально-нормативным уровнем его проявления возросло до 36,10%, с избирательно-проективным и утилитарно-прагматическим уменьшилось до 32,8% и 35,6% соответственно. По морально-регулятивному: количество студентов с профессионально-нормативным уровнем возросло до 36,40%, с избирательно-проективным и утилитарно-прагматическим уменьшилось до 32,2% и 31,4% соответственно. По нравственно-коммуникативному: количество студентов с профессионально-нормативным уровнем возросло до 36,6%, с избирательно-проективным и утилитарно-прагматическим уменьшилось до 38,5% и 24,9% соответственно на окончание экспериментальной работы.


Результаты экспериментальной работы отражены в таблице, которая показывает, что к концу экспериментальной работы снизилось количество студентов с утилитарно-прагматическим уровнем проявления профессионально-этического потенциала: по познавательно-ценностному критерию – до 35,6%; морально-регулятивному– до 31,4%; нравственно-коммуникативному – до 24,9%. Одновременно уменьшилось количество студентов с избирательно-проективным уровнем проявления: по познавательно-ценностному критерию – до 32,8%; морально-регулятивному – до 32,2%; нравственно-коммуникативному – до 38,5%.

Таблица – Динамика уровней проявления профессионально-этического потенциала по критериям у студентов экспериментальных групп (%) в процессе реализации стратегических условий

Критерии

профессионально-этического

потенциала

Контрольные срезы

Уровни проявления профессионально-этического потенциала (П-Н – профессионально-нормативный, И-П – избирательно-проективный, У-П – утилитарно-прагматический)

П-Н

И-П

У-П

Познавательно-ценностный

I срез

3,5

51,7

44,8

II срез

13,9

43,5

42,6

III срез


23,4

36,94

39,7

IV срез

31,6

32,8

35,6

Морально-регулятивный

I срез

1,3

51,7

47,0

II срез

8,6

47,8

43,9

III срез

27,1

36,8

36,7

IV срез

36,40

32,2

31,4

Нравственно-коммуникативный

I срез

3,0

57,6

39,4

II срез

11,1

51,7

37,2

III срез

20,2

45,8

34,0

IV срез


36,6

38,5

24,9


Это связано увеличением количества студентов с профессионально-нормативным уровнем проявления: по познавательно-ценностному – до 31,6%; морально-регулятивному – до 36,4%; нравственно-коммуникативному – до 36,6%. Таким образом, проявление профессионально-этического потенциала стало более выражено: на окончание экспериментальной работы количество студентов с профессионально-нормативным уровнем составило 34,8%, с избирательно-проективным – 34,5%, с утилитарно-прагматическим – 30,6%, в сравнении с ее началом: профессионально-нормативный уровень – 2,6%, избирательно-проективный – 53,7%, утилитарно-прагматическим – 43,7%.

Достоверность сдвига оценивалась с помощью многофункционального критерия Фишера. Согласно полученным результатам, можно утверждать на уровне значимости об эффектном влиянии стратегических условий на актуализацию профессионально-этического потенциала студента в учебно-воспитательном процессе вуза. Зарегистрированная позитивная динамика проявления профессионально-этического потенциала студентов в целом и по каждому критерию подтверждают результативность проведенной экспериментальной работы и позволяет считать доказанной гипотезу исследования.



<< предыдущая страница   следующая страница >>