zabika.ru 1 ... 2 3 4

В заключении диссертации подведены итоги проведенного исследования и представлены основные выводы.

Введены в соответствии с основной идеей исследуемой проблемы измененные трактовки дефиниций понятий посредством:


  • выявления сущности и уточнения содержания понятия «профессионально-этический потенциал личности» как сложного интегрированного образования, представляющего собой совокупность реальных профессионально-нравственных потребностей, возможностей личности, средств их реализации, осознанных профессиональных действий в ситуациях морального выбора. Основные компоненты данного потенциала контекстно отражают его основные функции: познавательно-ценностную, морально-регулятивную, нравственно-коммуникативную;

  • конкретизации педагогического смысла актуализации профессионально-этического потенциала студента как целенаправленно организованной педагогической деятельности, направленной на перевод из потенциального состояния в реальное профессионально-нравственных потребностей студента, его возможностей, средств реализации в ситуациях морального выбора на основе овладения им профессионально-этическими образцами поведения и способами их осознанного осуществления.

Разработаны критерии профессионально-этического потенциала студента: познавательно-ценностный, морально-регулятивный, нравственно-коммуникативный, которые раскрываются через показатели проявления данного потенциала.

Раскрыты и охарактеризованы уровни и признаки проявления профессионально-этического потенциала студента: профессионально-нормативный, избирательно-проективный, утилитарно-прагматический.

Обоснованы, разработаны и реализованы стратегические условия актуализации профессионально-этического потенциала студента: обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе профессиональной подготовки; ориентирование студента на рефлексию ценностного содержания профессионально-этического потенциала; приобщение студента к деятельности по освоению профессионально-этических образцов поведения и правил их осуществления. Данные условия реализуются последовательно-поэтапно в учебно-воспитательном процессе вуза.


Доказана результативность стратегических условий актуализации профессионально-этического потенциала студента: на начало экспериментальной работы большая часть студентов имела утилитарно-прагматический уровень проявления профессионально-этического потенциала (46,4% от числа участников экспериментальной работы), на ее окончание значительно снизилось количество студентов с данным уровнем до 22,97% и увеличилось их количество с профессионально-нормативным – с 2,6% до 20,25%.

Таким образом, задачи исследования выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, гипотеза доказана, выводы не претендуют на исчерпывающее решение исследуемой проблемы, предлагается лишь один из путей ее решения. Исследование может быть продолжено в направлении выявления других условий и факторов, способствующих актуализации профессионально-этического потенциала студента.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ


  1. Шендель Т.В. Моделирование педагогических условий профессионального становления личности менеджера / Т.В. Шендель // Сибирский педагогический журнал. Научно-практическое издание. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2008. №15. С. 220 – 225 (0,375 п.л).

  2. Шендель Т.В. Организационная культура как интегративный фактор педагогической технологии / Т.В. Шендель // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: аспирантские тетради. Научный журнал. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. №36(77). С. 425 – 428 (0,19 п.л.).

  3. Шендель Т.В. Этический потенциал специалиста в области управления персоналом: общетеоретический аспект / В.В. Игнатова, Т.В. Шендель // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2011. № 3 (17). Т. 1. С. 124 – 128 (0,31 п.л.).
  4. Шендель Т.В. Об изучении профессионально-этического потенциала студента / Т.В. Шендель // Научное обозрение: гуманитарные исследования. Москва, 2011. № 4. С. 99 – 104 (0,375 п.л.).


  5. Шендель Т.В. Стратегические условия актуализации профессионально-этического потенциала студента / В.В. Игнатова, Т.В. Шендель // Фундаментальные исследования. М.: ИД «Академия естествознания», 2012. № 3. С. 29 – 32 (0,25 п. л.);

в учебных пособиях, монографиях, журналах, методических рекомендациях

  1. Шендель Т.В. Профессионально-этический потенциал: учебно-воспитательная подпрограмма рабочих программ учебных дисциплин гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов для студентов различных направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения. Красноярск: СибГТУ, 2012. 29 с. (1,813 п.л.);

в сборниках Международных и Всероссийских научно-практических конференций

  1. Шендель Т.В. Личностные и деловые качества современного менеджера / Т.В. Шендель // Международные и национальные особенности прикладной экономики (II Международная научно-практическая конференция). Пенза: Приволжский дом знаний, 2008. С. 175 – 177 (0,12 п.л.).

  2. Шендель Т.В. Влияние организационной культуры на эффективность учебного процесса / Т.В. Шендель // Институциональные проблемы государственно-частного партнерства на региональном уровне (Международная научно-практическая конференция). Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. С. 58 – 60 (0,12 п.л.).

  3. Шендель Т.В. Мониторинг инновационных педагогических технологий в ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» / Г.В. Панасенко, Т.В. Шендель // Образование и культура в развитии современного общества (Международная научно-практическая конференция). Новосибирск: ООО «БАК», 2009. Ч. 1. С. 351 – 356 (0,31 п.л.).
  4. Шендель Т.В. Этические компетенции в структуре деятельности специалиста в области управления персоналом / В.В. Игнатова, Т.В. Шендель // Человек. Культура. Общество (III Международная научно-практическая конференция). Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. С. 79 – 81 (0,125 п.л.).


  5. Шендель Т.В. Профессионально-этический потенциал в контексте компетентностного подхода / Т.В. Шендель // Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии (Международная заочная научно-практическая конференция). Новосибирск: Издательство «Априори», 2011. Ч. 2. С. 127 – 135 (0,437 п.л.).

  6. Шендель Т.В. Тренинг – эффективный метод обучения персонала / Т.В. Шендель // Молодежь Сибири – науке России (Межрегиональная научно - практическая конференция). Красноярск: СИБУП, 2008. Ч. II. С. 304 – 309 (0,375 п.л.).

  7. Шендель Т.В. Деловые игры как эффективный инструмент педагогической технологии / Т.В. Шендель // Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика (Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием). Красноярск: СибГТУ, 2009. С. 71 – 75 (0,31 п.л.).

  8. Шендель Т.В. Актуализация этического потенциала специалиста в области управления персоналом / В.В. Игнатова, Т.В. Шендель // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения (IV Всероссийская научно-практическая конференция). Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2011. Ч. 1. С. 38 – 43 (0,312 п.л.).

  9. Шендель Т.В. Профессионально-этический потенциал студента: критерии и признаки его актуализации / Т.В. Шендель // Научные проблемы образования третьего тысячелетия (V Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция). Самара: ЦДК «F1»; издательство «Инсома-Пресс», 2011. С. 272 – 277 (0,312 п.л.).

  10. Шендель Т.В. Структурно-процессуальная модель актуализации профессионально-этического потенциала студента в процессе профессиональной подготовки / В.В. Игнатова, Т.В. Шендель // Педагогический журнал. Ногинск: Издательство «АНАЛИТИКА РОДИС», 2012. № 1. С. 102 – 108 (0,312 п.л.);

в сборниках региональных, областных научно-практических конференций
  1. Шендель Т.В. Основные условия эффективной командной работы / С. Тереск, Т.В. Шендель // Этика и бизнес: философские, методологические и мировоззренческие аспекты (IX Межвузовская научно-практическая конференция). Красноярск: СибГТУ, 2008. С. 233 – 238 (0,31 п.л.).


  2. Шендель Т.В. Этический потенциал как психолого-педагогический феномен / Т.В. Шендель // Мир человека: научно-информационное издание. Красноярск: СибГТУ, 2011. № 1 (36). С. 126 – 132 (0,41 п.л.).

  3. Шендель Т.В. Обогащение профессионально-этических знаний студента в процессе актуализации его профессионально-этического потенциала / Т.В. Шендель // Мир человека: научно-информационное издание. Красноярск: СибГТУ, 2012. № 1 (38). С. 108 – 113 (0,375 п.л.).



<< предыдущая страница