zabika.ru   1 2 3 ... 7 8

Методическая диагностика, анкетирование и самодиагностика
Главным способом отслеживания качества преподавания остаётся экспертиза реального урока. Ещё одним способом оценки качества преподавания или качества педагогической деятельности в целом является самоанализ, или рефлексия, собственной деятельности. Однако педагогический самоанализ без внешней оценки ограничен в своих возможностях. Все виды диагностик педагогических компетентностей, проведённые в прошедшем учебном году, базировались на научно обоснованных моделях, отталкивались не от субъективно значимых для одного завуча критериев, а прежде всего от правовых норм и требований.

Всего заместителем директора по УВР было посещено 99 уроков. Цели посещения исходили из внутришкольного планирования:


  • развитие и поддержание высокой мотивации у учащихся на занятиях в условиях гуманизации образовательного процесса;

  • формирование общеучебных умений и навыков у учащихся 1, 5 классов в период адаптации на новой ступени обучения;

  • выявление и предупреждение развития профессиональных затруднений у учителей. Оказание методической помощи;

  • уровень технологической подготовленности педагогов;

  • соблюдение требований к современному уроку;

  • уроки в 1 классе. Успешность адаптации в школе.

В результате анализа данных были сделаны выводы о сильных и слабых сторонах преподавания педагогов: достаточно высокий уровень по мастерству отличаются уроки у учителей членов кафедры «Учитель-экспериментатор». Не высокую оценку получили уроки некоторых членов кафедры «Педагогические технологии». Педагоги-стажисты работают в основном со старым багажом методов обучения, не применяют дифференцированное обучение с учётом индивидуальных особенностей учащихся, пассивны в нововведениях на уроках (Таблица 8).

Таблица 8.

Код учителя


1

2

3

4

6

7

9

10

12

13

14

15

17

18

19

20

21

 

2        – требование выполнено; 1 – есть резервы; 0 – требование практически не выполнено

 

 

 

 

1.      Содержание урока

2

1

1,5

2

0,5

2


1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1,4

2.      Мотивация учащихся

2

1

2

1

0,5

1

1

1

1

0,5

1

1

1

0,5

1,5

1,5

1,5

1,1

3.      Структура урока

2

1

1,5

1

1


1

1

1

1

0,5

1

1

1

1

2

2

2

1,2

4.      Применение приёмов развивающего обучения

1

1

1

1

1

1,5

1

1

1

0,5

0,5

1

1

0,5

1,5

1,5

1,5

1,0

5.      Самостоятельная деятельность учащихся

1

1,5

1,5


1

1

1

1,5

1,5

1,5

1

0,5

1,5

1

0,5

1,5

2

2

1,3

6.      Организация этапа диагностики ЗУН

1

1,5

1

1

1

1

1

1

1

0,5

1

1

1

0,5

1,5

1,5

1,5

1,1

7.      ТСО

1


2

1

2

0,5

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0

1

2

2

1,1

8.      Стиль общения

2

2

2

1

1,5

2

2

2

2

0,5

1,5

2

1,5

1

1,5

2

2

1,7

9.      Результативность урока – по ученику


1,5

1

1,5

1

1

1

1,5

1,5

1,5

0,5

1

1,5

1

1

1

1,5

1,5

1,2

10.  Результативность урока – по учителю

2

1,5

2

1,5

1

1

1,5

1,5

1,5

0,5

1

2

1,5

1

1,5

1

1

1,4


Сумма баллов

15,5

13,5

15

12,5

9

12,5

12,5

12,5

12,5

6,5

9,5

13

10,5

7

15

17

17

12,4

Качество урока

77,5

67,5

75

62,5

45

62,5

62,5

62,5

62,5

32,5

47,5


65

52,5

35

75

85

85

62,1

Сумма баллов * 100%/20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100 – 85% - оптимальный уровень; 84 – 60% - допустимый уровень;

 

 

 


 

59 – 50% - критический уровень; менее 50% - недопустимый уровень

 

 

 

 


Были изучены наиболее популярные формы методической работы используемые педагогами школы.

Таблица 9




Формы методической работы

да/нет

%

1

Прикрепление к учителю-наставнику (или работа в качестве учителя-наставника).

2

9,5

2

Курсы в ИПКРО (или др.) по предметной дидактике.

8

38,1

3

Курсы в ИПКРО (или др.) по другим направлениям.

9

42,9

4

Годовая тема самообразования, с обобщением на кафедре, НМС, педсоветах, посвящённая проблемам качества образования.


7

33,3

5

Совершенствование своей компетентности в сфере медиа-технологий.

12

57,1

6

Организация и ведение кружка, элективного курса, факультативного курса с анализом результатов его ведения.

9

42,9

7

Система открытых уроков, классных часов, бесед по конкретной теме, внеклассных событий (со сдачей разработок в методический кабинет).

11

52,4

8

Работа в проблемно-творческой группе под руководством методиста, учёного.

8

38,1

9

Участие в тренингах, деловых играх, организованнных в школе.

12

57,1

10

Разработка комплектов развивающих заданий по предметам, систематизированных по этапам урока и особенностям учащихся.


9

42,9

11

Разработка нового дидактического обеспечения уроков и внеурочной учебно-познавательной работы - с компьютерной поддержкой.

11

52,4

12

Разработка и апробация авторских учебных программ с полным описанием и анализом результативности апробации.

0

0,0

13

Разработка и апробация учебно-методических комплексов (модулей) с полным дидактическим обеспечением, с анализом результативности апробации.

0

0,0

14

Годовая тема самообразования в области управленческой деятельности учителя с анализом проведённой работы (педагогический анализ результатов, ресурсов и процесса, целеполагания учителя и ученика, планирования учебного процесса - в виде комплектов технологических карт учебных тем, наборов информационных карт для ученика и т.д.)

1

4,8

15

Описание открытых уроков с максимальной дифференциацией деятельности учащихся (с индивидуальной педагогической подержкой).


2

9,5

16

Обобщение статей периодики с выступлением на кафедре, НМС, педсоветах.

8

38,1

17

Описание собственного опыта, наблюдений, индивидуальное изучение теории и практики педагогического эксперимента, обобщение на НМС, кафедре, педсовете.

9

42,9

18

Разработка программ экскурсионного сопровождения образовательного процесса, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.

0

0,0

19

Разработка и реализация программы совместной деятельности с детскими объединеними, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.

3

14,3

20

Разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.

0

0,0

21


Работа по проектированию здоровьесберегающей образовательной среды, анализ внедрения инноваций.

14

66,7


Анализ обобщённых данных показывает, что самыми востребованными формами индивидуальной методической работы в МОУ "Кеульская СОШ" в прошлом учебном году стали: 21. работа по проектированию здоровьесберегающей среды, анализ внедрения инноваций 914 чел из 21); 5. совершенствование своей компетентности в сфере медиа-технологий (12 чел из 21); 9. Участие в тренингах, деловых играх, организованных в школе (12 чел из 21); 11. разработка нового дидактического обеспечения уроков и внеурочной учебно-познавательной работы - с компьютерной поддержкой (11 чел из 21). Не используемыми формами стали: 12. Разработка и апробация авторских учебных программ с полным описанием и анализом результативности апробации; 13. Разработка и апробация УМК (модулей) с полным дидактическим обеспечением, с анализом результативности апробации; 18. Разработка программ экскурсионного сопровождения образовательного процесса, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций; 20. Разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций. Мало востребованными (1-2 педагога) стали формы такие как 1. прикрепление к учителю-наставнику; 14. Годовая тема самообразования в области управленческой деятельности учителя с анализом проведённой работы; 15. Описание открытых уроков с максимальной дифференциацией деятельности учащихся;19. Разработка и реализация программы совместной деятельности с детскими объединениями, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.

На основе изучения используемых форм методической работы по технологии Галеевой Н.Л. был выявлен уровень профессиональных компетенций педагогов школы.


В целом по коллективу самой западающей компетенцией стала компетентность в области валеологии образовательного процесса которая включает в себя владение педагогом теоретических знаний в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет), владение навыками использования ЗСТ, теоретические знания и умения организации учебного и воспитательного процесса для детей с ОВЗ. Проблемными оказались так же исследовательская компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций) и компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса, практическое владение методиками, приёмами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета; умение спроектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика, владение методиками и технологиями медиаобразования. Таким образом педколлективу необходимо работать используя следующие формы методической работы позволяющие развить эти компетентности: 6,8,17,1,3,5,7,9,12,13,15,16,18,19,20,21,2,10,11,14.

Таблица 10.





Формы методической работы

6

Организация и ведение кружка, элективного курса, факультативного курса с анализом результатов его ведения.

8

Работа в проблемно-творческой группе под руководством методиста, учёного.

17


Описание собственного опыта, наблюдений, индивидуальное изучение теории и практики педагогического эксперимента, обобщение на НМС, кафедре, педсовете.

1

Прикрепление к учителю-наставнику (или работа в качестве учителя-наставника).

3

Курсы в ИПКРО (или др.) по другим направлениям.

5

Совершенствование своей компетентности в сфере медиа-технологий.

7

Система открытых уроков, классных часов, бесед по конкретной теме, внеклассных событий (со сдачей разработок в методический кабинет).

9

Участие в тренингах, деловых играх, организованнных в школе.

12

Разработка и апробация авторских учебных программ с полным описанием и анализом результативности апробации.

13

Разработка и апробация учебно-методических комплексов (модулей) с полным дидактическим обеспечением, с анализом результативности апробации.

15


Описание открытых уроков с максимальной дифференциацией деятельности учащихся (с индивидуальной педагогической подержкой).

16

Обобщение статей периодики с выступлением на кафедре, НМС, педсоветах.

18

Разработка программ экскурсионного сопровождения образовательного процесса, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.

19

Разработка и реализация программы совместной деятельности с детскими объединеними, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.

20

Разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций.

21

Работа по проектированию здоровьесберегающей образовательной среды, анализ внедрения инноваций.


Оценка администрацией компетентностей педагогов по школе выявила, так же как и самоанализ педагогов наиболее проблемные компетенции в области медиа-технологий и исследовательской деятельности. Но в то же время самооценка завышена и выяснилось разногласие у администрации и того как оценивают себя педагоги в владении ими компетентности в области валеологии образовательного процесса.

Кроме того, было проведено анкетирование родителей и обучающихся с целью выявления, какие качества учителя приоритетны для них. Интересно отметить, что и родители и дети на второе и первое место поставили такие качества учителя, как «интересно, от души объясняет»,»всегда приходит на помощь в сложной ситуации». По остальным позициям анкеты можно отметить ярко выраженное расхождение во взглядах. Так, например, на первое место учащиеся поставили уже приведённое выше качество учителя, а для родителей важно знание предмета учителем. На втором месте у учащихся такое качество учителя, как весёлый характер, а на третьем – добрый и справедливый. У родителей же на третьем месте – добросовестное отношение к своим обязанностям. Из анализа данных, полученных в результате анкетирования, сделан вывод о том, что учащиеся хотят видеть в педагоге не только и не столько знающего свой предмет учителя, но и человека который не равнодушен к ним. Родители же пальму первенства отдают, прежде всего, профессиональному знанию того предмета, который учитель преподаёт. Анализ данных, полученный в результате анкетирования, позволил сделать вывод о том, чем же должен быть приоритет для педагога при общении его с учащимися, чего они ждут от него на уроке и во внеурочном общении.

Выводы:

Таблица 11.

Позитивные тенденции

Причины позитивных тенденций

1.Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии урока (ЗСТ, ИКТ и др)

Постоянное повышение квалификации педагогами как в рамках школы (теоретико-методические семинары), так и за её пределами

2.Больше половины педагогов школы владеют различными способами мотивации учащихся (обладают высоким уровнем педагогических компетенций) и готовы применять их на практике

Постоянная и целенаправленная работа над темами самообразования большинства педагогов, которые формулируются в связи с методической темой школы и находят своё воплощение в урочной деятельности.

3.Психологический климат в школе за последние годы достаточно стабилен и комфортен как для учеников, так и для учителей

Тесное сотрудничество многих педагогов школы друг с другом с учащимися как в урочной, так и во внеурочной деятельности.



<< предыдущая страница   следующая страница >>