zabika.ru 1 2 3

Бизнес-план автомобильных гонок



1. Введение
На протяжении тысячелетий существования человечества потреб­ности людей постоянно менялись. По мере развития цивилизации, запросы человека возрастали и становились более изощренными. Удовлетворение потребностей человека, в большинстве случаев, стоит денег. Дайте людям "хлеба и зрелищ — это все, что им нужно" — так считали сенаторы Древнего Рима. Такой взгляд на потребности людей можно назвать циничным, но именно за это человек всегда готов платить.

На отечественном рынке услуг набор зрелищных мероприятий весьма ограничен. Бизнес развлечений в развитых зарубежных стра­нах имеет и больший ассортимент в предложении, и более широ­кую доступность для населения, и более высокую привлекатель­ность с точки зрения качества услуг.
Сегодня в России существует значительный вакуум в сфере проведения досуга, а то немногое, что присутствует на рынке раз­влечений, пришло из прошлого или сводится на нет недоступны­ми для большинства людей ценами и нашим "ненавязчивым сер­висом". Как известно, природа не терпит пустоты и этот вакуум объективно будет заполняться. Насыщение рынка пойдет по пу­тям: увеличения разнообразия предлагаемых услуг и повышения их качества.

Собственно, заполнение это уже началось. Мы являемся сви­детелями распространения ранее неизвестных и недоступных раз­влечений, таких как: ночные клубы, казино и гольф-клубы, таких состязаний как пейнтбол, соревновения по бодибиддингу, все большие аудитории собирают турниры по большому теннису, бо­евым искусствам борьбы и так далее.

Однако зарубежный опыт свидетельствует, что все эти раз­влечения по своей массовости (по числу зрителей и участников) не идут ни в какое сравнение с автомобильными гонками. Сорев­нования по автогонкам по количеству присутствующих зрителей значительно опережают такие массовые развлечения, как футбол, хоккей, теннис, концерты рок-музыкантов, различные театрали­зованные представления и т.д. Эти соревнования красочны, зре­лищны, азартны, на них царит атмосфера праздника и они одно­временно достаточно демократичны, чтобы собирать людей само­го разного благосостояния, положения, образования, интересов, возраста и пола. Эти соревнования настолько увлекательны, что способны удерживать на своих местах сотни тысяч людей в тече­ние 3-4 часов. Для одних — это азартное зрелище, для других — возможность сбросить стрессы, для кого-то — удобный случай провести с семьей выходной день, кто-то удовлетворяет жажду острых ощущений в ожидании катастрофы, а кто-то показывает сыну примеры человеческого мужества и мастерства.

Отсутствие подобного зрелища в России указывает на суще­ственную незаполненную нишу на рынке бизнеса развлечений, на потенциально огромную зрительскую аудиторию, ожидающую появления подобного зрелища.

Это то, о чем широкий зритель слышал и то, что всегда мечтал увидеть; то, чего у нас никогда не было; за что зритель готов платить свои деньги.

Задачей настоящего бизнес-плана является рассмотрение прак­тической возможности строительства в непосредственной близос­ти от Москвы спортивного комплекса для кольцевых автомобиль­ных гонок, например, типа "Nascar", в период 1996-1998 годы и эффективности его последующей эксплуатации.

2. Постановка задачи
Целью предлагаемого проекта является создание и развитие в России новой области в сфере бизнеса развлечений на базе спортив­ного комплекса для кольцевых автомобильных гонок и его эффек­тивная эксплуатация.

Для достижения этой цели представляется необходимым ре­шение следующих задач:

1. Создание нового предприятия, например акционерного об­щества, которое возьмет на себя координацию всех вопросов, свя­занных с проектированием, строительством и эксплуатацией спортивного комплекса (СК).

2. Покупка или приобретение в долгосрочную аренду этим пред­приятием участка земли для размещения СК.

3. Проектирование и строительство на полученном участке земли спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок.

4. Параллельно с выполнением п.п.1, 2 и 3 - решение органи­зационных задач, связанных с достижением максимальной эф­фективности последующей эксплуатации СК.

5. Плановая эксплуатация СК.

Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных задач.

1. Создаваемое предприятие по своему статусу может быть ак­ционерным обществом закрытого типа (АО). В состав его учреди­телей могут войти: Инвестор (инвесторы), Администрация Моск­вы и того округа или района, где будет располагаться СК.

2. Речь идет о конкретном участке земли площадью 100 га в районе Ново-Переделкино, расположенном в 6 км от Московс­кой кольцевой автомобильной дороги (МКАД) между Боровским шоссе и Киевской железной дорогой (рисунок 19-1). Владелец (соб­ственник) земли — Агрокомбинат "Московский" войдет в состав учредителей АО, внеся свою долю уставного капитала в виде ука­занного участка земли. Таким образом будут обеспечены все юриди­ческие гарантии на использование земли созданным АО.



Ситуационный план участка по предлагаемому проекту

Размеры и расположение указанного участка земли как нельзя лучше отвечают решению поставленных задач:

• непосредственная близость к огромному городу, что позво­лит тысячам зрителей легко добираться до С К;

• непосредственная близость к новому району Москвы Ново-Переделкино (86,0 тысяч жителей), что сводит к минимуму затраты на строительство инженерных коммуникаций и электро-, тепло-, газо-, водо-привязок. Для того чтобы попасть на территорию СК, жителям Ново-Переделкино достаточ­но будет перейти на другую сторону Лукинской улицы, что позволит превратить СК в зону отдыха района и значитель­но увеличит число зрителей и посетителей СК;

• удобное транспортное сообщение с Москвой и районами Ново-Переделкино, Солнцево, Кунцево, Очаково и Теп­лый Стан. По Мичуринскому проспекту и Боровскому шос­се проходят автобусные маршруты городского транспорта, а по железной дороге от Киевского вокзала до станций Пере­делкино или Мичуринец постоянно курсируют пригород­ные электрички.

3. Проектирование С К может взять на себя Центральный науч­но-исследовательский институт экспериментального проектиро­вания им. Б. С. Мезенцева (ЦНИИЭП), специализирующийся на проектировании спортивных сооружений. АО необходимо будет заключить договор с ЦНИИЭП, выдать техническое задание на проектирование СК и осуществлять контроль за выполнением за­дачи. По окончании проектных работ, АО проведет подбор на кон­курсной основе Генерального подрядчика на производство строи­тельных работ и будет осуществлять контроль за качеством и сро­ками выполнения работ.

4. Решение четвертой задачи представляется одним из важней­ших моментов в достижении максимальной эффективности эксп­луатации комплекса. На решение этой задачи должны быть бро­шены основные силы созданного АО.

Под решением организационных задач понимается:


Проведение длительной (2-3 года, то есть период строитель­ства) рекламной кампании в средствах массовой информации (те­левидение, радио, газеты, журналы), выпуск рекламной продук­ции (майки, кепочки, календари, открытки, объявления и т.д.) с информацией о будущей деятельности СК, стимулирование де­монстрации по каналам ЦТ трансляций зарубежных соревнова­ний по автогонкам, стимулирование ввоза на российский рынок зарубежной видео-продукции (художественных и документальных фильмов) о соревнованиях по автогонкам и об автогонщиках и т.п. Целью рекламной кампании должно быть формирование ус­тойчивого интереса к таким соревнованиям и их участникам у широких слоев населения, формирование заочной популярности автогонок (на уровне футбола, хоккея или большого тенниса) с таким расчетом, чтобы пик популярности и зрительского спроса на подобные соревнования пришелся на момент завершения стро­ительства СК.

Проведение работы с автомобилестроительными предприяти­ями России (АЗЛК, ВАЗ, ЗиЛ, ГАЗ, УАЗ, Ижмаш, КамАЗ и др.), заводами и НИИ шинной продукции, машинных топлив и масел, лакокрасочной продукции, предприятиями ВПК в плане созда­ния или модернизации существующего гоночного автомобиля и технических средств обеспечения, отвечающих требованиям про­ведения соревнований по кольцевым автомобильным гонкам и конкретно строящейся трассе.

Эта работа может проводиться как путем финансирования тре­буемых разработок, так и путем привлечения указанных предпри­ятий в число инвесторов проекта или акционеров-участников АО. На каком-то этапе возможно потребуется изменение правового статуса АО и превращение его, например, в акционерное обще­ство открытого типа, наделенное правом эмиссии своих акций на фондовый рынок. Привлечение средств от эмиссии акций АО по­зволит значительно снизить финансовую нагрузку на первоначаль­ного Инвестора, сократить его финансовые риски и популяризи­ровать соревнования по автогонкам.

На этом этапе представляется возможным: привлечение фи­нансовых средств крупных иностранных компаний, специализи­рующихся в автобизнесе или являющихся постоянными спонсо­рами соревнований по автогонкам (таких как Marlboro, Rothmans, Lucky Strike, Agip, Castrol, Elf, Bosch, Michelin, Texaco, Shell, Champion, Nokia, Basf, Mobil, Slik, Ford, Nissan, Honda, Toyota, BMW, Volvo, Renault, Citroen, Mersedes, Ferrary, Coca-Cola и т.д.;


проведение работ по приданию юридического статуса будущим соревнованиям по автогонкам, создание региональных структур, объединение создаваемых команд в ассоциацию, разработка пра­вил и условий проведения соревнований, работа с ФИА (Между­народная автомобильная ассоциация) и другими международны­ми организациями, под эгидой которых проводятся подобные со­ревнования в Европе и Америке.

5. Плановая эксплуатация СК — это период, отделенный от начального момента тремя годами проектирования и строитель­ства комплекса. Под эксплуатацией понимается прибыльная рабо­та всех звеньев, составляющих СК. Это проведение соревнований, собирающих полные трибуны, работа сети магазинов, рестора­нов, кафе, баров, бассейнов, теннисных кортов, гимнастических залов, бань, гостиниц, детских спортивных школ, аттракционов, мастерских по мелкому ремонту, обслуживанию и мойке автома­шин зрителей, платных стоянок автотранспорта и т.д. Это получе­ние доходов от продажи прав телевизионных трансляций сорев­нований и размещения коммерческой рекламы на территории комплекса. Это организация работы СК в период между соревно­ваниями в течение всей недели с утра до позднего вечера, ис­пользование его как зоны отдыха населения, как место проведе­ния досуга, спортивных занятий, обучения детей в спортивных школах, как место отдыха после работы, место проведения на­родных гуляний и т.д.

В случае успешного выполнения предыдущих задач (п.п.1, 2, 3 и 4), представляется вполне реальной такая организация работы СК, которая позволит полностью окупить все затраты на его со­здание в течение 1,5 лет.

Одной из задач настоящего бизнес-плана как раз и является доказательство возможности многосторонней эффективной эксп­луатации спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок.

3. Характеристика бизнеса

Традиционно сфере услуг в России уделялось второстепенное внимание. Не случайно определение "ненавязчивый сервис" ста­ло народной характеристикой этой области. Поскольку настоя­щий проект рассчитан на самую массовую аудиторию, необходи­мо предусмотреть удовлетворение спроса на максимально возмож­ное количество услуг, в условиях ограниченной территории и при обеспечении достаточно высокого качества этих услуг.


Из предыдущего описания понятно, что организация в России впервые соревнований по профессиональным автогонкам между­народного класса, в "принципе", рано или поздно безусловно окупит затраты на строительство трибун и специальной трассы. Обязанность разработчика проекта — максимально сократить срок окупаемости затрат до приемлемой для реальных инвестиций вели­чины и предусмотреть в проекте способы достижения этой цели.

Рассмотрим условия, в которых проходят автогонки этого клас­са, например в США.

Соревнования по кольцевым гонкам Nascar проходят на замк­нутой кольцевой трассе, имеющей от 2 до 4 наклонных виражей с левым поворотом. Длина трассы в среднем 2 мили (3,34 км), ши­рина от 15 до 22 м. Для определения победителя гонщики должны проехать расстояние в 500 миль (250 кругов или примерно 835 км). Средняя продолжительность соревнований - 3-3,5 часа. По усло­виям гонок допускается заезд в боксы для дозаправки топливом и замены резины. Трибуны для зрителей размещаются вдоль трассы по внешнему периметру. Зрители приезжают на стадион, обычно расположенный в пригороде, на личных автомашинах или на спе­циально курсирующих автобусах-экспрессах. Стоимость входных билетов, в зависимости от уровня соревнований и занимаемых мест, колеблется от 50 до 300 долларов. Для парковки личного автотранспорта, вокруг стадиона или внутри периметра трассы организуются платные охраняемые стоянки. Стоимость парковки одной автомашины составляет от 10 до 45 долларов, а стоимость проезда на автобусах-экспрессах — от 2 до 7 долларов.

Зрители, приезжающие издалека, имеют возможность остано­виться в гостинице, расположенной либо рядом со стадионом, либо входящей в комплекс стадионных построек. Плата за один номер в сутки от 18 до 33 долларов.

Соревнования обычно проводятся в выходные дни. Трениро­вочные и квалификационные заезды — в будни.

Существуют разные по вместимости стадионы. Например, три­буны стадиона в Индианаполисе, штат Индиана, вмещают до 500,0 тысяч зрителей. Однако обычно стадионы рассчитаны на 100,0 тысяч человек, как например, знаменитый стадион Дайтона, в штате Флорида.


Несмотря на увлекательность соревнований по автогонкам, человеку трудно провести, не поднимаясь с места, 3-3,5 часа. По­этому зрители имеют возможность, не покидая территории ста­диона, слегка перекусить, выпить прохладительные напитки, схо­дить в туалет, купить сувениры. За небольшую плату (до 35 долла­ров) зрители могут организованными группами совершить экс­курсию в боксы технического обслуживания гоночных автомоби­лей и на трассу соревнований.

Соревнования, организованные в Подмосковье, будут прохо­дить в другом, более суровом климатическом поясе. В связи с этим конструкция стадиона должна обеспечивать максимально комфор­тные условия для зрителей и в жаркий июль, и в холодные, дож­дливые апрель и октябрь.

Представляется возможным устраивать гонки на открытом треке в любую погоду, кроме тех месяцев, когда появляется устойчи­вый снежный покров. Это значит, что соревнования будут прохо­дить 7-8 месяцев в году, если не предпринимать дополнительных дорогостоящих мер по отоплению всей трехкилометровой трассы или строительству стадиона под крышей, площадью 90 гектаров.

В данном проекте рассматривается вариант стадиона с утеп­ленными закрытыми трибунами и открытым треком. Стадион та­кой конструкции будет состоять из одной трибуны вместимостью 48 тысяч зрителей, расположенной вдоль прямолинейного участ­ка трассы. Предусматривается возможность постройки в дальней­шем второй трибуны на 48 тысяч человек и третьей трибуны на 18 — 20 тысяч человек.

Трасса представляет собой замкнутую дорожную полосу дли­ной 3,34 км (2 мили), шириной 18 м и имеет три наклонных вира­жа. Все тактико-технические параметры трассы являются стандар­тными для проведения соревнований международного класса.

Каждый зритель с высоты трибуны получает возможность сво­бодно наблюдать ход гонки на всей протяженности трассы (коль­ца). Одновременно закрытая трибуна позволяет ему чувствовать себя максимально комфортно при любых погодных условиях.

Трибуна представляет собой здание длиной 1200 м, по одной стороне которого располагаются места для зрителей. Внутренняя часть здания трибуны (подтрибунные помещения) имеет 5 этажей по 8 м высотой каждый. Все основные службы и предприятия СК находятся в подтрибунных помещениях.

Прибыль от работы СК будет складываться из прибылей, по­лучаемых различными службами и предприятиями, входящими в комплекс.
Служба продаж

Служба будет заниматься продажей билетов на автомобильные гонки, продажей билетов на любые спортивные и культурные мероприятия, проводимые на СК, бронированием мест в гости­нице и т.д. Будет производиться также предварительная продажа билетов. Забронировать места на любые анонсированные соревно­вания можно будет как в кассах, так и по телефону. Продажу би­летов предполагается проводить на территории СК и в городе. В обязанность службы будет входить также анализ продаж по раз­личным категориям зрителей, по местам и по времени продаж.

Гостиница на 500 человек.

Должна обеспечивать условия проживания не ниже 3-х звездочной и быть доступной не только для участников и гостей соревнования, но и для любого желающего, как обычная городская гостиница.
Служба питания

В состав службы входят: ресторан, 17 кафе, равномерно рас­пределенных по трибуне, 63 стационарных прилавка, оборудо­ванных столиками для быстрого питания стоя, 480 подвижных лотков (тележек) для доставки самых необходимых продуктов и прохладительных напитков непосредственно на зрительские мес­та, специальная кухня, склад, отдел транспорта и администра­тивный аппарат службы.
Служба торговли

Служба торговли включает в себя: магазин-супермаркет (осу­ществляет торговлю продовольственными и промышленными то­варами с акцентом на сезонную верхнюю и нижнюю одежду и обувь, спортивную одежду и спорттовары, товары и предметы первой необходимости, оргтехнику, электронику, галантерею и сувениры), 63 палатки, равномерно распределенные по трибунам (осуществляют торговлю сувенирами, мелкой галантереей, пред­метами первой необходимости, а также продажу и прокат бинок­лей и подзорных труб), 480 подвижных лотков (тележек) для тор­говли самыми необходимыми товарами и сувенирами непосред­ственно в рядах зрителей, склада, отдела транспорта и админист­ративного аппарата службы.

Служба спортивных мероприятий

В ведении этой службы находятся: бассейн, летний пляж, пло­щадка с 10 открытыми теннисными кортами, площадка в подтрибунных помещениях с 5 теннисными кортами, зал для атлети­ческой гимнастики с тренажерами, универсальный спортивный зал, футбольное поле, хоккейная площадка, поле для гольфа и крокета, лыжная база, школа картинга со специальной трассой, школа верховой езды, баня и сауна.
Служба культурных мероприятий

В ее составе: открытая площадка с аттракционами, зал игровых автоматов и компьютерных игр, дискотека, библиотека и киноте­атр.
Служба охраны

Ее главной задачей будет контроль за порядком на всей терри­тории комплекса, охрана и инкассация отдельных объектов СК. В ведении службы будут также находиться платные стоянки автома­шин зрителей. Крытые стоянки будут располагаться в цокольном этаже трибуны по всей ее протяженности и должны быть рассчи­таны на 4500 автомашин. Открытые площадки для парковки автотранспорта, обеспеченные освещением, будут расположены на тер­ритории СК. Они смогут вместить около 30000 машин. Для удоб­ства парковки личного транспорта и обеспечения свободного подъезда к любой точке СК вокруг комплекса по внешнему пери­метру будет проложена автомобильная дорога, образующая замк­нутое кольцо, а существующая улица Лукинская замкнет это кольцо с юго-восточной стороны.
Техническая служба

В ее обязанности будет входить контроль за исправностью, об­служивание и ремонт трибун, инженерных коммуникаций и всех технических средств, обслуживающих СК. В ведении этой службы будут также находиться: автозаправочная станция, мастерские мелкого ремонта и технического обслуживания автомашин, мой­ка автомашин. Служба будет предоставлять гарантированные услу­ги по техническому обслуживанию и мойке автомашин как в при­сутствии заказчика, так и в его отсутствии, пока он, зритель, следит с трибун за ходом соревнований.
Врачебная служба

Врачи службы будут оказывать экстренную медицинскую по­мощь в случае травм или различных приступов, возможных при массовом скоплении людей. Помимо этого служба будет оказы­вать целый ряд платных услуг посетителям СК и жителям близле­жащих районов города. Служба будет располагать кабинетами ле­чебного массажа, зубоврачебным центром, диагностическим цен­тром на базе восточной медицины, аптекой, парикмахерской, залом лечебной гимнастики и шейпинга.

Служба технического обеспечения соревнований

Она будет заниматься обслуживанием боксов для гоночных ав­томобилей, следить за состоянием трека и технических средств безопасности. В ее обязанности входит также эвакуация повреж­денных на трассе гоночных машин и противопожарная безопас­ность.
Природоохранная служба

Служба будет следить за сохранностью озера и ручья, находя­щихся на территории СК, отвечать за содержание и чистоту лесо­парковой зоны и других уголков живой природы.
Служба уборки

Обязанность службы обеспечить чистоту на трибунах и на тер­ритории СК. Служба будет снабжена необходимыми технически­ми средствами.
Дирекция

Будет заниматься организацией соревнований и руководить деятельностью всех служб комплекса.

Разумеется, все эти службы станут необходимы в период эксп­луатации СК. На этапе проектирования и строительства все рабо­ты будет осуществлять аппарат АО в составе 17 человек.

Как ясно из вышеизложенного, СК начнет окупаться в период эксплуатации. Эффективность этой работы целиком и полностью зависит от количества зрителей и посетителей СК. На наш взгляд, следует выделить следующие основные направления, на которых надо сконцентрировать работу с тем, чтобы добиться максималь­ной посещаемости СК в течение всего года.

1. Продажа билетов на соревнования.

2. Продажа билетов на прочие спортивные и культурные ме­роприятия, организуемые на СК.

3. Обеспечение посещаемости ресторанов, кафе, магазинов и гостиницы не только в период проведения соревнований, но и в течение недели.

4. Организация телевизионных трансляций соревнований.

5. Размещение коммерческой службы рекламы на территории комплекса.

6. Обеспечение заполнения платных стоянок автотранспорта и посещаемости АЭС, мастерских по ремонту, техническому обслу­живанию и мойке автомашин.

7. Продажа тренировочного времени на треке, сдача в аренду боксов технического обслуживания гоночных автомобилей.


Успешная деятельность по перечисленным семи направлениям возможна лишь при соблюдении следующих необходимых условий:

• предварительное проведение продуманной рекламной кам­пании;

• высокое качество предоставляемых услуг.
На проведение соответствующей рекламной кампании в пер­воначальный период проектирования и строительства комплекса, то есть на первые три года, потребуется, по предварительным оценкам, 4,0 млн.долл.сша. Это позволит, выстроить рекламную кампанию таким образом, чтобы добиться пика зрительского ин­тереса к моменту открытия СК.

Высокое качество услуг, предоставляемых посетителям СК, будет обеспечено:

а) удачным, во всех отношениях, местом строительства СК в ближайшем Подмосковье;

б) высоким уровнем проектных и конструкторских решений, разрабатываемых ведущими специалистами ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева, который специализируется на проектировании крупных спортивных комплексов и сооружений;

в) качественным выполнением строительных работ, что будет достигнуто путем тщательного выбора Генерального подрядчика на конкурсной основе;

г) подбором ассортимента необходимых услуг и товаров с ак­центом на удовлетворение спроса жителей близлежащих микро­районов Ново-Переделкино;

д) тщательным подбором и расстановкой кадров рабочих и слу­жащих комплекса.

Следует отметить, что те государственные структуры, с кото­рыми уже проведены предварительные переговоры, проявили высокий интерес к созданию спортивного комплекса для кольце­вых автомобильных гонок. На наш взгляд, это, помимо всего про­чего, объясняется и тем, что данный проект будет социально по­лезен в наше время. Он обеспечит несколько тысяч новых рабочих мест, позволит создать на городском пустыре культурную зону отдыха, для детей и подростков района Ново-Переделкино и близ­лежащих районов будет организовано несколько спортивных школ для занятий во внеурочное время, а студенты и старшие школь­ники будут привлекаться для работы службами питания, торговли и уборки СК. Таким образом, будут решены многие социальные проблемы района, связанные с безработицей, проведением досу­га и т.д. Помимо этого в работе СК будет максимально задейство­ван потенциал сельскохозяйственных и промышленных предпри­ятий района, многие из которых испытывают сейчас значитель­ные трудности,


Можно с полной уверенностью сказать, что подобное взаимо­понимание будет найдено и в Администрации Московской обла­сти, и в Правительстве города Москвы.

4. Оценка рынка
На Западе профессиональные автогонки проводятся практи­чески с начала века, с момента появления серийных автомобилей. Традиция проведения соревнований в течение 90 лет сформиро­вала целую отрасль бизнеса развлечений. В силу того, что подоб­ные соревнования всегда притягивали к себе огромное число зри­телей, автогонки стали прекрасным местом, где автомобилестро­ительные фирмы могли демонстрировать потенциальным покупа­телям свои последние достижения: новые автомобили, авторези­ну, аксессуары и т.д. Фирма, выпустившая победивший в авто­гонках автомобиль, могла рассчитывать на значительный рост прибылей от продажи своих машин. В связи с этим автомобилестро­ительные фирмы и другие предприятия (часто далекие от автобиз­неса, но желающие разместить свою рекламу на бортах гоночных машин и прославиться вместе с победителем соревнований) не жа­лели и не жалеют денег на развитие автогонок.

Для проведения соревнований строятся огромные стадионы, вме­щающие до полумиллиона зрителей, прокладываются специальные трассы (например, трассы "Формула").

В СССР всякая конкуренция отсутствовала в принципе, не толь­ко в автоделе, поэтому не было стимулов для автомобилестроитель­ных заводов вкладывать деньги в организацию соревнований. Та­кую роскошь из альтруистических соображений могло позволить себе только государство. У нас получили некоторое развитие мото­спорт и автокросс. Но из-за плохой организации соревнований, от­сутствия специальных трасс, отсутствия нормальных помещений и трибун для зрителей, эти гонки никогда не собирали более или менее значительных аудиторий.

Можно было бы констатировать полное отсутствие рынка подоб­ных услуг, если бы два года назад в Крылатском не начали прово­дить так называемые "Гонки на выживание". Эти соревнования были организованы АО "Коррида-А" и начали регулярно проводиться с января 1994 года. В течение года проходит примерно 15 соревнований и к концу 1995 года было проведено 30 стартов.


Рублевая цена входного билета в пересчете на долларовый экви­валент составляет в среднем 4 доллара и растет в зависимости от роста валютного курса.

Трибуны стадиона для проведения "Гонок на выживание" рас­считаны на 8000 человек. Если на первые соревнования приходило не более 700 человек (январь-март 1994 г.), то уже в середине лет­него сезона 1994 г. (май-ноябрь) было 8000 зрителей. В летний пери­од маленький стадион не мог вместить всех желающих посмотреть соревнования и зрители располагались на холмах вокруг стадиона.
Необходимо отметить, что такое нарастание зрительского инте­реса — более чем в 10 раз за незначительный отрезок времени (5 месяцев), было достигнуто практически только за счет устной рек­ламы соревнований (по принципу: "Я там был, советую посмот­реть"). Популярность соревнований мгновенно выросла, несмотря на то, что:

а) полностью отсутствовала какая-либо системная рекламная кампания;

б) не были созданы сколько-нибудь комфортные условия для зрителей, участников соревнований и обслуживающего персонала (неудобные открытые трибуны, отсутствие обслуживания зрителей во время соревнований, подверженность зрителей капризам пого­ды, грязь на стадионе и т.д. и т.п.).
Эти соревнования, проводимые в экстремальных условиях (с точки зрения организации, с точки зрения удобств) с полным правом носят название "гонок на выживание" как для участников, так и для зрителей.
К концу летнего сезона 1994 года организаторы соревнований пришли к выводу, что для поддержания и развития достигнутого успеха необходимо:

а) организовать и регулярно проводить рекламную кампанию;

б) провести реконструкцию стадиона и трассы.

По свидетельству руководителей АО "Коррида-А" наибольший эффект, с точки зрения роста зрительской популярности, дают регулярные телевизионные передачи "Гонки на выживание" по мос­ковскому каналу, трансляция соревнований по кабельному телеви­дению, информация о соревнованиях в журнале "За рулем".

Фирма АО "Коррида-А" планирует построить в 1996-1998 годах новую трассу длиной 1 км, трибуны на 15-20 тысяч зрителей, гос­тиницу пятизвездного класса, рестораны, кафе, магазины. Общая сумма планируемых на развитие комплекса инвестиций достигнет 60 млн. долларов США.

Среди спонсоров и инвесторов проекта такие компании как:

ТВТ, Юникол-76, АО "Логоваз", "Сименс-Трик", Монтана, Тексако, Финансовая корпорация "Траст", банк "Метрополь", Уни­комбанк, Союзный банк развития, банк "Деловой кредит" и ряд коммерческих банков.
Соревнования планируется проводить в плане развлекательного шоу с элементами каскадерства. Ввиду низкой стоимости входных билетов, соревнования рассчитаны на широкую аудиторию, начи­ная от низкооплачиваемых служащих и студентов и кончая так на­зываемым "средним классом".

Оценивая потенциальную аудиторию предлагаемых соревнова­ний по кольцевым автомобильным гонкам, можно предположить, что определяющим посещаемость фактором станет цена входного билета. Цены на билеты будут дифференцированы в зависимости от занимаемого ряда, близости старта и боксов. Представляется целесо­образным установить диапазон цен на входные билеты в пределах 40-100 долл. США.
Учитывая пропорциональное соотношение дешевых и дорогих мест, можем принять для последующих расчетов среднюю стоимость входного билета — 50 долларов США.

По данным "Статистического обозрения" № 10 за 1995 год в структуре использования денежных доходов населения России 74% составляют расходы на покупку товаров и оплату услуг (эти расхо­ды не включают обязательные платежи и взносы, накопления в банках и покупку конвертируемой валюты в "чулок").

Согласно публикуемому Госкомстатом России обзору "Социаль­но-экономическое положение России", 11% населения Москвы имели на конец 1994 года среднедушевой доход свыше 1,2 млн. руб. или 343 долл. в месяц на человека (по курсу доллара на тот же момент). Это значит, что ежемесячные расходы этой категории лю­дей на приобретение товаров и оплату услуг составляли 254 долл. в месяц.


По данным Госкомстата население Москвы и Московской обла­сти составляет примерно 15,6 млн. человек, не считая приезжих. Несложные вычисления показывают, что наша потенциальная ауди­тория равна 1,7 млн. человек.
Этот же вывод косвенно подтверждают данные ГАИ Москвы. Согласно этим данным, на конец 1995 года в регионе Москвы и Московской области зарегистрировано 550 тысяч автомашин-ино­марок (европейского, американского и японского производства). Такие автомобили приобретаются людьми, имеющими достаточные средства на их содержание. Из расчета: один автомобиль на семью из 3-х человек, получается 1,65 млн. человек с доходом выше среднего.

Приведенные цифры отражают статистику по учтенным доходам. Ясно, что реальные доходы этой категории людей в 2-3 раза боль­ше официальных.

Кроме того, эта статистика не учитывает достаточно большой контингент мелких предпринимателей, не получающих зарплату по "ведомости" (например, распространенные в Москве "челноки" и др.).
Помимо этого, остался за пределами данных миллионный кон­тингент приезжих. Можно по-разному оценивать материальное по­ложение приезжающих в Москву людей. Особенно в последние годы среди них возросло количество беженцев и неимущих. Однако ос­новная масса "приезжих" всегда направлялась в Москву для того, чтобы что-то купить, чтобы потратить деньги.

Все вышесказанное позволяет оценить потенциальную аудито­рию соревнований по автомобильным гонкам в Москве и Москов­ской области в 2,0-2,5 млн. человек. Это те люди, которые имеют достаточный доход, чтобы тратить в год по три тысячи долларов и более на покупки и развлечения. Вполне реальной представляется вероятность, для таких людей, потратить небольшую сумму на не­виданное доселе развлечение один или два раза в год.
В течение года на СК может быть проведено примерно 30 сорев­нований. Определенный нами состав более чем достаточен, чтобы заполнять стадион на 48 тысяч зрителей в течение всего года.

Что же может побуждать этих людей покупать билеты на сорев­нования и посещать СК? Можно выделить следующие основные причины:


потребность в необычном, невиданном еще зрелище;

• желание опасного, рискованного, азартного зрелища;

• желание побывать в престижном месте в кругу известных лю­дей;

• желание интересно провести время с друзьями или с семьей;

• доступность, территориальная близость такого необычного со­ревнования;

• желание устроить детей в спортивную школу;

• желание заняться спортом самому;

• желание воспользоваться услугами какой-либо службы комп­лекса.

Очевидно, что работа СК должна быть направлена на расшире­ние охвата клиентов, на предоставление конкурентоспособных та­рифов на услуги, а также системы скидок, поощряющих приобре­тение билетов и оплату услуг.
В заключение необходимо отметить, что нестабильность эконо­мической, политической и социальной ситуации в стране, а также продолжающаяся инфляция не повлияют существенно отрицатель­но на работу СК. Эта уверенность продиктована следующими фак­торами:

1. Предприятие практически не имеет конкурентов в Москве, области, да и в России в целом.

2. При любом раскладе политических сил социальная направлен­ность проекта очевидна и полезна.

3. Идущие в стране реформы уже сформировали (особенно на­глядно это видно в Москве) достаточно большую прослойку лю­дей, имеющих хороший доход. Этот "средний класс" имеет возмож­ность и желание потратить свои деньги на необычное развлечение.

4. Политика Центрального Банка позволяет надеяться на ста­бильное, прогнозируемое движение курса доллара, что, в свою оче­редь, дает возможность достаточно точно выстроить финансовую политику СК.

5. Подобное предприятие является очевидно выгодным партне­рам для инвестирования средств как российских, так и зарубежных финансовых компаний.

6. Осуществление проекта в дальнейшем позволит дать толчок развитию отечественного автомобилестроения и всех смежных от­раслей.

Все это позволяет дать уверенно положительную оценку рынка подобных услуг в России.


5. Оценка конкурентов
Как уже упоминалось выше, спортивный комплекс для кольце­вых автомобильных гонок не имеет конкурентов и будет являться абсолютным монополистом в России, поскольку подобные сорев­нования пока нигде не проводятся. Однако ряд подразделений СК, таких как: службы питания, торговли, спортивных и культурных мероприятий, врачебная служба и другие несомненно будут иметь конкурентов в Москве и близлежащих районах города.
Поэтому необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

Соревнования по автогонкам будут проводиться в выходные дни один раз в неделю. В остальное время СК должен работать в основ­ном как торговый центр, зона отдыха, занятий спортом, проведе­ния досуга.

Таким образом, в дни проведения соревнований все службы СК работают со зрителями, приезжающими специально, чтобы посмот­реть автогонки, со всего Московского региона. Для них здесь пред­лагается не имеющее аналогов зрелище. Это не постоянная аудито­рия. Она меняется от соревнования к соревнованию в течение года. Прибыль, получаемая от проведения соревнований, является доми­нирующей статьей дохода


следующая страница >>