zabika.ru 1

Воспитание речевого слуха у детей

Учитель-логопед Астафьева Т.Ю.
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнаёт ЧТО или О ЧЁМ говорится. Во-вторых, КТО говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). Наконец, КАК говорят, т.е. с каким эмоциональным отношением.

Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Многое способны также «рассказать» тембр голоса, манера говорить и интонации. С их помощью можно узнать о чувствах и характере говорящего: голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, твердый и торжествующий и ещё со множеством оттенков, выражающих самые различные чувства, настроения и мысли человека. Как правило, эмоциональный контекст речи созвучен её логическому смыслу и значительно его усиливает.

Таким образом, в процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребёнка.

Нарушение речи, осложненное минимальным снижением слуха, своевременно диагностировать сложно, так как коммуникативная функция речи имеет тенденцию к развитию, а явные симптомы снижения слуха часто отсутствуют. Аудиологические (аппаратурные) исследования слуха у большинства детей не проводятся, и ребенок, не имеющий острой симптоматики воспалительного процесса (при аденоидах, хроническом рините и т.д.), в течение длительного времени остается без адекватной медицинской помощи. В связи с этим возрастает роль логопедов, воспитателей и родителей, владеющих определенными знаниями о расстройствах речи и слуха: наблюдая детей в повседневной деятельности, они смогут своевременно заподозрить нарушения и обратиться за помощью к специалистам (лорврачу, сурдологу). Нужно следить за изменениями в речи и поведении ребенка (особенно во время или после простуды), которые смогут означать, что он стал хуже слышать:


- у ребенка изменился темп речи (стал говорить медленнее или быстрее обычного);

- ребенок стал говорить громче обычного, не реагировать на тихие звуки;

- не понимает отдельные слова, находясь в шумной комнате;

- стал чаще обычного переспрашивать в ответ на обращение к нему, прислушиваться;

- стал следить глазами за артикуляцией говорящего, его мимикой;

- речь ребенка монотонна, невыразительна;

- в ней отмечаются неустойчивые замены и смешения звуков, оглушение и озвончение звуков;

- ребенок опускает начало или конец слова;

- включает телевизор или магнитофон на большую громкость;

- по развитию речи отстает от других детей-сверстников.

Если замечены эти проявления, следует обратиться к врачу за консультацией. При обнаружении снижения слуха даже в минимальной степени ребенку должно быть назначено лечение. Восстановление слуховой функции обеспечивает полноценную способность слышать и слушать. Это особенно важно для нормального развития речи и других высших психических функций в первые годы жизни.

Овладение правильным произношением вызывает большие трудности у детей, особенно имеющих минимальное снижение слуха, так как у них страдает различение акустических признаков речевых звуков и слуховой контроль речи окружающих и собственной. Поэтому закрепление звукопроизносительных умений проводится параллельно с развитием фонематического и интонационного слуха. Поставленные логопедом звуки закрепляются воспитателем в слогах, словах, предложениях и автоматизируются в скороговорках, коротких текстах. При отработке правильного произношения и развития слухового контроля эффективными являются приёмы, направленные на усиление звука. Это позволяет ребенку лучше слышать голос говорящего и собственный, контролировать себя.

Также слуховой контроль активизируется, если ребенку предлагается исправить ответы товарищей, а затем свои высказывания, ранее записанные на пленку.


Одновременно с формированием звукопроизношения необходимо проводить развитие фонетического слуха, которое включает различение слогов и звукокомплексов по акустическим характеристикам (громкость, высота, длительность).

Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении:

- речевого темпа – выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов педагогом; воспроизведение слогов и коротких слов в различном темпе, скоординированном с темпом собственных движений или демонстрацией движений с помощью игрушек; воспроизведение в различном темпе доступного для правильного произнесения речевого материала;

- слогового ритма – отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога и с акцентированием его; отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием;

- тембра речевых звучаний – определение тембра мужского, женского и детского голосов, узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (ой, ну, ах, да и др.) и их демонстрация с помощью жестов; самостоятельное эмоциональное озвучивание различных состояний и настроений человека по иллюстрациям, словесной инструкции.

Дифференцированное восприятие различных признаков речевых звуков создает предпосылки для понимания смыслоразличительной роли их отдельных признаков, что способствует развитию фонематического восприятия.

Существенным моментом при формировании речевой деятельности и развитии слухового восприятия является профилактика простудных заболеваний, провоцирующих воспалительные процессы в ушах и носоглотке и негативно влияющих на состояние слуховой функции.

Родители и педагоги являются первыми, кто может заметить появление проблем со слухом и речью у ребенка. При подозрении на расстройства слуха и отклонения в речи не откладывайте визит к специалистам, чтобы свести к минимуму негативные последствия слухоречевых нарушений.