zabika.ru 1

Казенное муниципальное образовательное учреждение


"Кормиловская средняя общеобразовательная школа №1"

Уроки здоровья в начальной школе

1-2 класс


данная программа по внеурочной деятельности в рамках стандартов второго поколения составлена на основе примерной программы автора Э.Н. Петлякова "Уроки здоровья в начальной школе"-Ростов н/Д:Феникс, 2011 г.

Рабочую учебную программу по внеурочной деятельности составила учитель иностранного языка Линдигрин Е.В.


1-й класс

Курс: "Лаборатория юных здоровячков, исследователей нашего тела"
Цели, задачи, содержание и методика проведения занятий
Пояснительная записка
Уроки здоровья - как путь к улучшению функционального состояния организма учащихся. Программа "Уроки здоровья" изучается в начальной школе. В первом классе вводится курс во внеурочную деятельность "Лаборатория юных здоровячков, исследователей нашего тела", во втором классе программа представлена курсом "Уроки здоровячков".

Особое их значение заключается в формировании у детей 6-10 лет валеологической культуры школьников. Это определяет цель курсов- становление валеологической культуры школьников как путь к осознанию в младшем школьном возрасте необходимости ведения здорового образа жизни.
Задачи, содержание, и методика проведения занятий
1. Формирование первичных представлений об организме человека в тесной связи с развивающими его упражнениями.

Изучение функций организма дает большие возможности довести до сведения учащихся пути совершенствования своего уровня здоровья через систему упражнений, направленную на профилактику от заболеваний, повышение возможности организма.

2. Гигиеническое воспитание младших школьников

Глубина раскрываемых в курсе окружающего мира анатомо-физиологических основ гигиены переходит из формально-назидательной информации в рекомендуемые практические работы, на которые на уроках окружающего мира практически не хватает времени.


А возможности факультатива расширяют их.

3. Формирование практических навыков.

Через непосредственное восприятие учащимися конкретных комплексов упражнений, основ самомассажа формирует навык использования в жизни возможностей совершенствования функционирования своего организма не за счет лекарств извне, а посредством улучшения его функционального состояния.

В результате освоения курса "Лаборатория юных здоровячков, исследователей нашего тела" обучающиеся должны иметь первичное представление о следующем:


  • Устройстве своего организма Элементарные сведения об анатомии человеческого тела).

  • Роли природы в восстановлении и поддержании здорового человека.

  • Технологии безлекарственного оздоровления.

В результате освоения курса "Уроков здоровья" формируются универсальные умения обучающихся:

  • Ведения дневника здоровья.

  • Выполнение дыхательных упражнений.

  • Выполнение комплекса упражнений по профилактике близорукости.

  • Правильно питаться.

  • Заботиться об осанке.

  • Пользоваться фиточаем.

  • Выполнение профилактического массажа.


Планирование уроков факультативного курса "Уроки здоровья". В первом классе курс уроков здоровья для детей во внеурочной деятельности можно назвать: "Лаборатория юных здоровячков, исследователей нашего тела".

Факультативный курс для первого класса рассчитан на 34 часа: один час в неделю.




п/п

Тема занятия

Кол- во часов

Рекомендации

1

Беседа по теме "Знаешь ли ты свое тело?"


1 час

Рекомендуется завести тетрадь "Тетрадь здоровячков", завести в нее антропометрические данные ребенка (вес, рост, возраст)

2

Экскурсия в медкабинет. Любимые доктора

1 час

Презентация "Доктора здоровячков"

3

Невидимки, живущие в нашем теле. Сердце

1 час

Дети обводят контур своего тела на ватмане или обоях и вырезают модель своего тела. На нее в виде аппликации наносится модель сердца.

4

Невидимки, живущие в нашем теле. Легкие

1 час

На моделях тел выполняется аппликации модели легких

5

Зачем делать зарядку?

1 час

Разучивается комплекс утренней зарядки

6

Невидимки, живущие в нашем теле. Кровообращение

1 час

Рисуются на моделях тел основные кровеносные сосуды и подписываются их названия

7

Невидимки, живущие в нашем теле. Путешествие пищи

1 час

Наносится на модели тел пищеварительная система человека.

8


Невидимки, живущие в нашем теле. Желудочно-кишечный тракт

1 час




9

Невидимки, живущие в нашем теле. Желудочно-кишечный тракт

1 час




10

Невидимки, живущие в нашем теле. Скелет

1 час

Отмечаются на моделях тел части скелета

11

Загадки нашего тела. Кости, суставы

1 час




12

Силачи нашего тела. Мышцы

1 час

Отмечаются мышцы на моделях тел

13

Телохранители нашего тела. Органы чувств. Головной мозг

1 час

Модель головного мозга наносится на модель тела

14

Телохранители нашего тела. Органы чувств. Зрение

1 час

Подписываются органы чувств на моделях тел

15

Помощники и друзья нашего тела. Слух

1 час


16


Помощники и друзья нашего тела. Вкус и обоняние

1 час




17

Помощники и друзья нашего тела. Осязание и боль

1 час




18

Помощники и друзья нашего тела. Мышление

1 час




19

Здоровые привычки

1 час

Презентация "Здоровье"- о вредных и полезных привычках

20

Здоровое питание

1 час

Презентация "Витамины"

21

Здоровое питание

1 час

Презентация "Исследование вредных продуктов"

22

Наши помощники-закалка и тренировка

1 час




23

Как победить простуду?

1 час




24

Как стать самим собой?

1 час


25

Как побороть страх?

1 час




26

Как быть стройным?

1 час




27

Массаж. Пальчиковая гимнастика

1 час

Песня "Повертели головами"

28

Доктора фитоаптеки

1 час




29

Создание творческих проектов. Журнал "Мое здоровье"

1 час




30

Пословицы, поговорки и загадки о здоровье

1 час




31

Театр сказок о здоровье. Сказка "Лень и ее друзья"

1 час

Театр сказки подготовка к инсценированию

32

Театр сказок о здоровье. Сказка "Лень и ее друзья"

1 час




33

Театр сказок о здоровье. Сказка "Лень и ее друзья"


1 час

Инсценировка постановки

34

Деловая игра "Азбука здоровья"

1 час

Итоговое занятие в виде игры-опроса по всем темам курса.


2-й класс

Уроки здоровья для второго класса в рамках внеурочной деятельности стандартов второго поколения
Курс:"Уроки здоровячков"


Факультативный курс для второго класса рассчитан на 32 часа: один час в неделю. в течении курса заполняется учениками "Дневник здоровья".

Цель курса: формирование практических навыков заботы о собственном здоровье у младших школьников.


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Рекомендация

1

Введение. Твой организм

1 час

Рекомендуется завести тетрадь на печатной основе, занести в нее антропометрические данные ребенка (вес, рост, возраст).

2

Твое здоровье

1 час

Занятие проводится в форме путешествия по стране Здоровья Учащиеся знакомятся с жителями страны "Сеньором Бегом", "Сеньерой Зарядкой", "Сеньерой Закалкой".

3

В красивом теле-здоровый дух

1 час


Разучивается комплекс упражнений "Мой рост".

4

Твоя опора тела и движения

1 час

Заполняется схема опоры по темам "Скелет человека", "Мышцы".

5

Скелет и мышцы человека

1 час

Рекомендуется вырезать из бумаги модель человека. На ней дети в виде аппликаций отмечают позвоночник, подписывают части скелета и различные виды мышц.

6

Осанка

1 час

Разучивается комплекс упражнений для вырабатывания правильной осанки.

7

Утренняя зарядка

1 час

Выводится памятка: "Моя зарядка". Дети читают стихи о здоровье различных авторов.

8

Твой комплекс упражнений для укрепления мышц

1 час

Выполняются упражнения против плоскостопия.

9

Твоя кожа

1 час

Рассматриваются темы "Закаливание", "Основы массажа", "Гигиена кожи".

10

Кожа и закаливание. Массаж

1 час

Рассматривается закаливание воздухом, солнцем.


11

Массаж. Гигиена кожи

1 час

Разучивается система массажа для профилактики простудных заболеваний по А. Уманской .

12

Твое питание

1 час

Составляется таблица "Состав пищи".

13

Язык-орган вкуса

1 час




14

Витамины и их роль

1 час

Подробно рассматриваются "водорастворимые витамины", "жирорастворимые витамины". Дети записывают список полезных продуктов для каждого органа человеческого организма.

15

Зубы и уход за ними

1 час

Дети приносят на урок зубную пасту и щетку, учатся правильно чистить зубы. Разучивают 10 правил сохранения зубов (по С. В. Мартынову).

16

Твое любимое блюдо

1 час

Дети составляют здоровое меню.

17

Твое любимое блюдо

1 час

Готовят простейшие полезные блюда.

18

Твои продукты-твоя энергия


1 час

День полезных овощей и фруктов. Дети готовят представление на овощ или фрукт: загадку, частушку; можно приготовить из них сок, салат.

19

Твое дыхание

1 час

Дети отмечают на модели человека органы дыхания. Знакомятся с пользой каждого из них.

20

Значение дыхания

1 час

На занятии учимся полному брюшному и грудному дыханию. Разучиваем закаливающее носовое дыхание.

21

Система упражнений на развитие дыхания

1 час

Для длительно болеющих детей предлагается разучить комплекс дыхательной гимнастики .

22

Твоя кровь

1 час

Дети отмечают сердце на своих моделях человека, измеряется детский пульс.

23

Жизнь без болезней, борьба с микробами

1 час

Проводится практическая работа. Из пластилина выполняется модель "эритроцита", "лейкоцита".

24

Твои органы чувств

1 час

Проводится беседа по теме "Органы чувств". Они наносятся на модель человека.

25


Гигиена органов чувств

1 час

Разучивается комплекс офтальмолога Э.С. Аветитова (профилактика близорукости)

26

Нервная система. Темперамент

1 час

Определения вида темперамента у детей.

27

Сон. Профилактика близорукости

1 час

Проводится дискуссия на тему: "Здоровый сон-полноценный отдых"

28

Как тренировать память, внимание

1 час

Разучиваются физические упражнения для развития памяти.

29

Твое рождение

1 час

Зачитывается отрывок из книги Г.Н. Юдина "Чудо рождения "

30

Будущие мамы и папы

1 час

Можно провести конкурс-соревнование "Папа, мама, я - спортивная семья"

31

Охрана твоего здоровья. Здоровые привычки

1 час

Каждый ребенок готовит рассказ о здоровых привычках. Можно разучить русские игры: городки, лапту.

32

Итоговое занятие: "Какое у меня хорошее здоровье и почему?"

1 час

Предлагается написать сочинение на тему: "Какое у меня хорошее здоровье и почему?"