zabika.ru 1

Подходы к построению системы контроля и оценки качества образования в условиях изменения законодательства в области образования

Ермакова О.А., начальник отдела

контроля качества образования
На региональном уровне подходы к формированию системы контроля качества образования определены исходя из понятия «качество образования», закрепленного в проекте Закона «Об образовании». В соответствии со ст. 2 законопроекта качество образования – это комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.

Основные положения статьи 94 законопроекта определили задачи государственного контроля качества образования:

оценка соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям;

контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений.

Объектами государственного контроля качества образования являются:


  • дошкольные образовательные организации,

  • общеобразовательные организации,

  • профессиональные образовательные организации СПО.

Сегодня, порядок осуществления государственного контроля качества образования регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Постановление Правительства Российской Федерации «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;

Постановление администрации Тамбовской области «Об утверждении Положения об управлении образования и науки Тамбовской области»;

Постановление администрации Тамбовской области «Об утверждении временного административного регламента исполнения государственной функции «государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями»


Регламентация государственного контроля качества образования в общем виде представлена в статье 38 действующего Закона Российской Федерации «Об образовании», в статье 94 законопроекта. Концепция контроля качества только складывается: определяются подходы, формируются показатели, ставится вопрос о критериях.

Исходя из социального заказа на новое качество образования, учитывая современные подходы к отбору критериев и показателей качества образования, управление образования и науки Тамбовской области в 2010 году разработало региональный регламент и методику осуществления государственного контроля качества образования.

Кроме того, в целях обеспечения исполнения государственной функции был разработан инструментарий по контролю и оценке качества, включающий:

1. показатели оценки соответствия рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Тамбовской области в области образования;

2. показатели оценки соответствия расписания учебных занятий образовательного учреждения требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Тамбовской области в области образования;

3. показатели оценки соответствия учебного плана требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Тамбовской области в области образования;

4. методику оценки достижений предметных результатов по итогам государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (внешняя оценка);

5. методику оценки достижений предметных результатов по результатам единого государственного экзамена выпускников 11(12) классов (внешняя оценка);

6. методику оценки достижений предметных результатов по итогам мониторинга качества знаний обучающихся (внешняя оценка);

Основными мероприятиями при осуществлении государственного контроля качества образования являются:


1. оценка соответствия установленным требованиям документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса

2. оценка соответствия установленным требованиям использования в образовательном процессе:


  • объектов (зданий, сооружений, помещений),

  • учебно-методической документации,

  • учебной литературы,

  • библиотечно-информационных ресурсов;

3. оценка соответствия требованиям ФГОС, ФГТ качества освоения обучающимися образовательных программ

4. оценка соответствия требованиям ФГОС, ФГТ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников. В соответствии со статьей 66 законопроекта освоение образовательной программы начального общего образования завершается промежуточной аттестацией обучающихся и выборочной мониторинговой оценкой учебных достижений обучающихся; образовательных программ основного общего и среднего общего образования – итоговой аттестацией обучающихся по указанным образовательным программам.

В ходе проведения проверки рассматриваются следующие вопросы:

  • организация образовательного процесса (соответствие учредительных документов НПА, функционирование системы оценки качества образования (п.п. 13 ст. 28), наличие и реализация мероприятий по повышению качества образования);

  • реализация основных образовательных программ в образовательных учреждениях (полнота реализации ОП, соответствие качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС, ФГТ);
  • результативность образовательного процесса в образовательных учреждениях (сведения о результатах ЕГЭ, Г(И)А; мониторинг исследования достижений обучающихся, итоги промежуточной аттестации, итоги текущего контроля знаний, экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ)


В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений образовательной организацией обязательных требований принимаются меры в соответствии с законодательством РФ в области образования, а именно:

выдача предписания сроком исполнения до 6 месяцев;

приостановка действия свидетельства о государственного аккредитации сроком до 6 месяцев;

лишение образовательного учреждения свидетельства о государственной

аккредитации;

направление информации учредителю проверенного образовательного учреждения,

административные действия в рамках исполнения государственной функции, т.е. составление протоколов о совершении юридическими и должностными лицами административных правонарушений (части 2,3 ст. 19.20, ст. 19.30 КоАП РФ). В законопроекте изменена процедура государственного контроля качества образования в части принятия мер в случае неисполнения образовательной организацией обязательных требований: возбуждение дела об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, в момент обнаружения административного правонарушения, а не только в случае неисполнения предписания, как это было в действующем законодательстве.

Государственный контроль качества образования осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

В 1 полугодии 2011 года проведено 35 плановые проверки в отношении образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, из них:

выездных -31 (88%),

документарных – 4 (12%).

Всего проверено 59 объектов.

Выявлено нарушений - 75, направлено 18 (51,4%) предписаний об устранении нарушений в адрес образовательных организаций и учредителей.


Новый Закон более четко устанавливает ответственность за предоставление образования ненадлежащего качества, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов, дает понятие и порядок возмещения ущерба за предоставление образования ненадлежащего качества. Однако можно предположить, что возмещение ущерба за некачественное образование относится к образовательным организациям высшего образования.

На что направлено возмещение ущерба?

Во – первых, на прохождение повторного обучения в необходимом объеме в этой же организации;

во-вторых, на прохождение повторного обучения в необходимом объеме в другой организации, имеющей соответствующую лицензию и государственную аккредитацию и реализующей тождественные или близкие по содержанию образовательные программы в рамках одного и того же ФГОС;

в-третьих, на выплату соразмерной денежной компенсации без прохождения повторного обучения.

При этом обучающийся (родители (законные представители) вправе потребовать также полного возмещения убытков и морального вреда, причиненных некачественным образованием).

Безусловным плюсом законопроекта является то, что в нем вводится понятие государственной регламентации образовательной деятельности (ст. 91). Следуя логике законопроекта, государственная регламентация – это комплекс процедур, направленных на достижение четко фиксированной цели, а именно: установление единых требований осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Новый закон об образовании определяет 4 процедуры, направленные на установление и проверку соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Это:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

3) государственный контроль качества образования;


4) государственный надзор за соблюдением законодательства об образовании.

Однако, предлагаемая система государственной регламентации, на наш взгляд, не может быть адекватным инструментом установления единых требований к осуществлению образовательной деятельности. Законопроект не отражает, каким образом осуществляется взаимодействие этих процедур, в нем не урегулированы механизмы комплексного использования результатов этих процедур при оценке деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Однако необходимо подчеркнуть, что в контексте нового законопроекта, когда контроль качества провозглашается как федеральный государственный, возникает потребность в создании целостного подхода к контролю качества на федеральном уровне. К числу наиболее важных проблем, которые необходимо решать на федеральном уровне, относится формирование федерального банка контрольно-измерительных материалов, используемых при осуществлении контроля качества образования.

Чрезвычайно остро встает проблема сертификации контрольно-измерительных материалов, используемых в рамках государственного контроля качества образования. С целью информационно-методического обеспечения процесса контроля и оценки качества образования формируется региональный банк контрольно-измерительных материалов. На сегодняшний день сформирована региональная база тестовых заданий по 7 общеобразовательным предметам, направленных на установление уровня предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся. Однако остаётся открытым вопрос о сертификации банка измерительных и диагностических материалов, поэтапного перевода их спецификаций в открытый доступ;

Существует также проблема привлечения общества к активному диалогу и непосредственному участию в государственном контроле качества образования. В целях осуществления общественного контроля за качеством предоставляемых образовательных услуг необходимо привлечение граждан, общественных объединений родителей и педагогов к определению региональной политики в области образования; выдвижение гражданских инициатив, направленных на развитие системы оценки качества образования; непосредственное участие общественности в проведении независимой экспертизы качества образования. Такой шаг позволит снизить возможные риски искажения объективной картины, отражающей качество подготовки обучающихся и выпускников Тамбовской области, создаст условия для целенаправленных действий по достижению качества образования, способного удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг.


Указанный, далеко не полный перечень проблем, свидетельствует о том, что построение региональной модели контроля качества образования – процесс длительный, требующий поэтапного решения актуальных задач. Учитывая изложенное, к первоочередным задачам развития региональной системы контроля качества образования необходимо отнести:

1. Совершенствование системы критериев и показателей деятельности образовательного учреждения, диагностического инструментария, используемых в рамках государственного контроля качества образования, в соответствии с введением новых ФГОС.

2. Повышение качества разрабатываемых оценочных материалов и тестовых заданий путем проведения процедур их комплексной экспертизы и сертификации. Проведение экспертизы качества обучающихся с использованием информационных технологий.

3. Поэтапное размещение спецификаций используемых контрольно-измерительных материалов на сайте управления образования и науки Тамбовской области с целью реализации принципа открытости и прозрачности оценочных процедур.

4. Создание условий для расширения общественного участия в оценке качества образования, предоставляемого образовательной системой области.