zabika.ru 1

Задание для 9 классов


Проверяющий: Игнатенко Юлия Анатольевна

Задание 1

Расставьте ударения.

Агент, досыта, инструмент, красивее, обеспечение, партер, процент, планер, средства, столяр, хвоя, цемент, центнер, щавель.

Задание 2

Из следующего предложения выпишите глаголы и произведите их фонетический разбор.

Прочесть хорошую книгу — что встретиться с добрым другом. (Пословица.)

Задание 3

Какие звуки обозначены выделенными буквами.

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мн
е шум твой величавый,
И твой п
окой, и блеск небес
На
д головой твоей кудрявой...
(И. Никитин.)

Задание 4

Выпишите слова в таком порядке: а) количество звуков и букв одинаковое; б) звуков больше, чем букв; в) звуков меньше, чем букв.


Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи. (Н. Гоголь.)

Словообразование”


Задание 1

Найдите самое трудное слово для разбора по составу и разберите его.

Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непременно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... язык идет вместе с жизнью народа. (В. Белинский.)

Задание 2

Определите значение приставок и суффиксов в следующих словах. Выделенные слова разберите по составу.

Лингвист, писатель, ленинградец, ответственность, реченька, галчонок, выползти, ввести., пришить, прекрасный, антифашист, надводный, подводный, безжалостный, недобрый.

Назовите синонимичные и антонимичные приставки.

Задание 3

Образуйте от слова вода его формы и однокоренные слова. (Определите способы образования этих однокоренных слов.

Задание 4

Найдите слова с чередующимися гласными и согласными. Разберите одно из них по составу, определите способ образования.

Мать мужает вместе с детьми. И благословенна мать, которая умеет вовремя отпустить руку ребенка и не выказывает страха, когда он делает первые шаги в жизни на своих еще не окрепших ногах.

Вырастают дети и выбирают себе дороги, но дети никогда не идут по проторенным дорогам отцов, а продолжают их или ищут свои, новые и всегда неожиданные для матери.

Лексика”


Задание 1

Пользуясь школьным словарем иностранных слов, определите происхождение следующих слов: класс, каникулы, календарь, коллектив, директор, ветеран.

Приведите примеры заимствованных слов.

Задание 2

Найдите в толковом словаре три однозначных и три многозначных слова. Придумайте с ними предложения.


Задание 3

Запишите текст. Вместо слова красный подберите и вставьте подходящие по смыслу синонимы. (Разрешается пользоваться словарем синонимов.)

За ягодами
Давно мы собирались пойти в лес за ягодами. И вот долгожданный день наступил. Мы просыпаемся рано. На востоке краснеет узкая полоска зари. Медленно поднимается из-за горизонта красное солнце.
И вот мы на чудесной лесной поляне. Краснеют в невысокой траве красные ягоды земляники. Ребята набрасываются на эти красные огонечки; и вот уже в руке самой проворной девочки букетик крупных красных ягод.
Наш проводник, мальчонка в красной майке, зовет нас идти скорее к нему. Мы гурьбой выбегаем на лесную просеку. Она вся залита солнцем, и в его ярких золотых лучах красным огнем горит россыпь красных ягод. Кажется, вся просека залита красным пламенем. Мы останавливаемся, как завороженные.

Задание 4

Объясните значение фразеологизмов (разрешается пользоваться фразеологическим словарем). Укажите, какие из них относятся к книжному стилю, какие – к разговорному.

1) Семи пядей во лбу; 2) пялить глаза; 3) перейти рубикон; 4) где раки зимуют; 5) вносить свою лепту; 6) разрубить гордиев узел; 7) рыцарь без страха и упрека; 8) родимые пятна; 9) со щитом или на щите; 10) вавилонское столпотворение; 11) с боку припека.

*Для справки.

Книжные выражения: 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10; их значение: 3) решиться на что-либо; 5) помогать; 6) решить трудную задачу; 7) безупречный человек; 8) недостатки, являющиеся, пережитком; 9) победить или умереть; 10) беспорядок, суматоха.

Разговорные выражения: 1, 2, 4, 11; их значение: 1) очень умный; 2) смотреть пристально; 4) очень далеко; 11) посторонний.

Морфология”

Задание 1


По каким признакам слова делятся на части речи. Определите части речи.

Чистота, чистый, чистить, (в комнате) чисто, чистивший, вычистив.

Задание 2

Выпишите имена существительные. Сделайте морфологический разбор существительного I склонения.

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами...
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
(М. Матусовский.)

Задание 3

1. Употребите имена существительные в форме именительного падежа множественного числа.

Директор, доктор, профессор, сторож, катер, китель, тополь, ордер, отпуск, бухгалтер, инженер, торт, шофер, редактор, лектор, офицер.

2. Употребите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Апельсины, помидоры, граммы, носки, чулки, ботинки, метры, гектары, башкиры, цыгане, оладьи, мандарины, судьи, блюдца, яблоки, кольца, ружье, полотенца, места, дела, облака, стекла.

Орфография”


Задание 1

Подчеркните орфограммы. Обозначьте их в глаголах.

Есть один-единственный язык на Земле, который понимают все народы. Большие и малые. Это язык правды. И именно на этом языке написаны все лучшие произведения мирового искусства. Потому-то они доступны всем, и потому они не умирают. (Ф. Абрамов.)

Задание 2

Составьте табличку “ь после шипящих”.

Задание3

Назовите орфограммы, в которых правильный выбор букв зависит от умения находить а) корень в слове (и подбирать однокоренные слова); б) приставку; в) суффикс; г) окончание; определять часть речи.

Задание 4

Вставьте пропущенные буквы. Сгруппируйте слова по орфограммам.


Ц..тата, ж..лудь, уд..вительный, р..стение, в..ст..бюль, прил..гательное, ар..мат, ш..рох, прик..сновение, ж..ри, тяж..лый.

Синтаксис”


Задание 1

Замените простое предложение синонимическими конструкциями.

Ветеран войны рассказывал ребятам о действиях белорусских партизан в тылу врага.

Задание 2

Исправьте предложения.

1) Метелица перед самым носом мальчишки осадил коня. Тот от испуга едва перевел дух.

2) Портрет написан известным художником. Я недавно видел его на выставке.

Объясните, чем вызвана двусмысленность предложений.

Задание 3

Сделайте синтаксический разбор предложения.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
(А. Пушкин.)

Задание 4

Составьте схему предложения.

Еще была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек. (Л. Толстой.)

Пунктуация”

Задание 1

Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку условными обозначениями на полях (о/ч – однородные члены, о – обращение, в/с – вводное слово, п/о – причастный оборот, д/о – деепричастный оборот, сл/п – сложное предложение).
Мужество
Мы знаем что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь

Не горько остаться без крова

И мы сохраним тебя русская речь
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова.)


Задание 2

Оформите цитату различными способами.

Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. (М. Горький.)

Задание 3

Приведите примеры на разные случаи употребления тире в простых и сложных предложениях.

Задание 4

Приведите примеры на разные случаи употребления двоеточия в простых и сложных предложениях.