zabika.ru 1


Использование СПО в образовательном процессе педагогического вуза



Маняхина Валентина Геннадьевна, МПГУ

ст. преп. каф. ТИДМ
В последнее время свободное программное обеспечение приобретает все большую популярность. Сейчас, когда происходит легализация программного обеспечения, на государственном уровне идёт активное движение в сторону свободного ПО, делаются определенные шаги в направлении использования свободного ПО в образовании. Однако, успех в этом деле напрямую зависит от готовности педагогических кадров перестроить налаженный учебный процесс и перейти на свободное ПО. В этой связи встает вопрос корректировки системы подготовки будущих учителей, особенно будущих учителей информатики. Действующие стандарты по информатике и программному обеспечению ориентированы на использование коммерческих программных продуктов. Современное свободное ПО вполне может конкурировать с коммерческим. Практически для каждого коммерческого программного продукта, используемого в учебном процессе, можно найти эквивалентный программный продукт в секторе свободного ПО, исключения достаточно редки. Поэтому мы считаем целесообразным переход на использование свободного ПО в образовательном процессе педагогического вуза. Это не только повысит информационную компетентность будущих учителей, но и подготовит их к использованию свободного ПО в педагогической деятельности.

Мы пересмотрели подходы к преподаванию дисциплин предметной подготовки студентов, обучающихся на математическом факультете МПГУ, по специальностям 030100 Информатика и 030100.21 Информатика с дополнительной специальностью Математика. Так, в частности, нами были разработаны новые рабочие программы дисциплины «ПО ЭВМ» для студентов этих специальностей. Одна из них представлена на конкурсе.

Обычно в курсе «ПО ЭВМ» студенты знакомятся с наиболее популярным и используемым программным обеспечением: операционной системой MS Windows, пакетом MS Office, системами компьютерной математики MathCad и Mathematika, графическими редакторами Corel и Adobe Photoshop и пр. Как правило, это наиболее дорогое программное обеспечение, имеющееся на рынке. Мы считаем, что в курсе «ПО ЭВМ» необходимо познакомить будущих учителей информатики со свободными программными продуктами в каждом классе программного обеспечения. Более того, нужно научить студентов ориентироваться среди вновь появляющихся в секторе свободного ПО программ, делать сравнительный анализ преимуществ и недостатков тех или иных программных продуктов, выбирать наиболее эффективные для решения прикладных задач. Эти умения лежат в основе профессиональной компетентности будущих учителей информатики.


Нами разработаны учебно-методические материалы для проведения теоретических и практических занятий по курсу «ПО ЭВМ», которые легли в основу создаваемого в настоящее время электронного курса. На конкурс мы представляем фрагмент электронного курса. Это несколько практических занятий по теме «Командный интерпретатор ОС Linux».
Приложения:


  1. Рабочая программа дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ» для специальности 030100.21 – Информатика с дополнительной специальностью Математика (файл: Manyahina_PO).

  2. Отрывок электронного курса «ПО ЭВМ», тема «Командный интерпретатор ОС Linux» (файл: Manyahina_shell_HTML.zip).