zabika.ru 1

Как преодолеть трудности в обучении детей В последнее время система образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Выясняя причину трудностей, учитель испытывает сложности с определением круга возможных психологических причин, выбором необходимых в данный момент методик и упражнений. Психодиагностическая таблица для определения типичных трудностей в обучении


Трудности

Возможные причины

Методики

Рекоменда-ции

Неразвитость орфографической зоркости (19%)

- несформированность приемов учебной деятельности;

- низкий уровень объема и распреде-ления внимания;

- низкий уровень крат-ковременной памяти;

- слабое развитие фонематического слуха

- методика «Графи-ческий диктант»;

- методика «Узор»;

- методика «Опера-тивная память»;

- методика изучения объема и распределения внимания

упражнения

Невниматель-ность, рассеян-ность (17%)

- низкий уровень разви-тия произвольности;

- низкий уровень объема внимания;

- низкий уровень ус-тойчивости внимания

- методика «Графи-ческий диктант»;

- методика изучения объема внимания;

- методика изучения устойчивости внимания

упражнения

Трудности при решении математических задач(14,8%)

- низкий уровень развития общего интеллекта;

- низкий уровень об-разного мышления;

- слабое понимание грамматических конструкций

- методика Векслера;

- методика «Лабиринт»;

- методика изучения осмысления на основе слухового восприятия

упражнения

Трудно понимает объяснение с первого раза (12,7%)

- несформированность приемов учебной деятельности;


- слабая концентрация внимания;

- низкий уровень восприятия


- методика «Узор»;

- методика изучения восприятия;

- методика «Домик»

упражнения

Плохое знание таблицы сло-жения, умно-жения (10,2%)

- низкий уровень механической памяти;

- слабая концентрация внимания;

- несформированность приемов учебной деятельности

- методика «Узор»;

- методика изучения концентрации внима-ния;

- методика изучения логического и меха-нического запоми-нания

упражнения

Не справляется с заданиями самостоятельной работы (9,6%)

- несформированность приемов учебной дея-тельности;

- низкий уровень раз-вития произвольности


- методика «Узор»;

- методика «Графи-ческий диктант»

упражнения

Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%)

- низкий уровень раз-вития произвольности;

- низкий уровень кон-центрации и устойчи-вости внимания;

- несформированность умения выполнять задания по устной инструкции;

- методика «Узор»;

- методика «Графи-ческий диктант»;

- методика изучения концентрации и ус-тойчивости внимания

упражнения

Некоторые психодиагностические методики Методика «Долговременная память» Экспериментальный материал состоит из следующего задания. Экспериментатор сообщает:»Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить. Приготовьтесь и слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко». Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7 — 10 дней. Коэффициент долговременной памяти вычисляется по формуле: С = В/А 100%, где А — общее число слов, В — число запомнившихся слов, С — коэффициент долговременной памяти. Результаты: ниже 30% - очень низкий уровень; 30 — 50% - низкий уровень; 50 — 75% - средний уровень; 75 — 100% - высокий уровень Методика «Домик» Ученику предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Ученик может исправить неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия. Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл. Ошибками являются: - неправильно изображенный элемент; правая и левая часть забора оценивается отдельно; - замена одного элемента другим; - отсутствие элемента; - разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; - сильный перекос рисунка. Методика «Графический диктант» Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможности в области перцептивной и моторной организации пространства. Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых — тренировочный. 1. «Начнем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клеточка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой узор сами». 2. «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь продолжайте сами рисовать тот же узор». 3. «Внимание» Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки верх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь саами продолжайте рисовать этот узор». 4. «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево )слово «налево» опять выделяется голосом).Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор». Анализ результатов: Безошибочное воспроизведение узора — 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок — 2 балла. Если ошибок больше, то ставят 1 балл. Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения: 10 — 12 баллов — высокий; 6 — 9 баллов — средний; 3 — 5 баллов — низкий; 0 — 2 балла — очень низкий. Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. ПРИМЕР: Бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшатмашинапрстыюр... Упражнение, направленное на сособность устанавливать связи между элементами материала Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой. КНИГА ЦВЕТОК СОСИСКА МЫЛО Предложите им попробовать найти ассоциации, которые могли бы связывать эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история. Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выработать у детей устойчивый навык. Упражнение, направленное на развитие словесно-логического мышления «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ» «Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? САША, КОЛЯ, ЛЕНА, ОЛЯ, ИГОРЬ, НАТАША. Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак». Упражнение на формирование абстрактно-логического мышления «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОТДЕЛЯТЬ ФОРМУ ПОНЯТИЯ ОТ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ» «Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче. - Карандаш или карандашик: Какое короче? Почему? - Кот или кит? Какое больше? Почему? - Удав или червячок? Какое длиннее? Почему? - Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?» Можно придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше. Упражнение на формирование приемов самоконтроля ИГРА «ЧИСЛО — КОНТРОЛЕР» Ученики получают карточки с примерами: 2 — 1 = 3 — 1 = 0 + 3 = 9 — 9 = 1 + 1 = 7 — 7 = 5 — 3 = Решив данные примеры, они могут проконтролировать себя — сумма всех ответов равняется числу 10. Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.