zabika.ru 1

Новоюрьевская средняя общеобразовательная школа


Классный час
на тему:
Война и дети.

Учитель начальных классов Донских Т.М.


Цель: воспитание чувства любви к Родине, стремление её защищать, воспитание чувства патриотизма на примере подвигов детей-сверстников, прививать любовь к книге.

Оборудование: портреты пионеров - героев, картина "Связной".

Вступительное слово учителя:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

(А. Твардовский).

Ученик: Война! А что это значит война?

Кому она нужна и зачем?

Война – это ад!

Война – это трупов застывших толпа.

Скелеты и остовы бывших домов

И тысячи тысяч могильных холмов.
Учитель: 9 мая 2005 года шестидесятый раз День Победы отпраздновала наша страна. И сегодня, так же как и шестьдесят лет назад, в далёком уже сорок пятом, этот праздник остаётся радостным и трагическим: никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую победу, память о страшной цене, которой мы за неё заплатили.

-Прочитайте название нашего классного часа. Что такое война? Знаете ли вы участников войны?

-22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Длилась она 4 долгих года. Завершилась 9 мая 1945 года. Сражались на фронтах Великой Отечественной войны и наши земляки, жители села Новоюрьева. Из нашего села на фронт ушло 855 человек, возвратились домой только 248 воинов. Остальные пали на полях сражений или пропали без вести. Их имена навечно записаны в Тамбовской областной «Книге памяти». 560 фамилий погибших односельчан отлиты на плитах памятника, находящегося в центре нашего села.

Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. Во время войны дети наравне со взрослыми защищали Родину.

Когда над страной гроза прогремела,

Когда от пожаров земля пылала-

Рядом с отцами сражались смело

Ровесники наши в галстуках алых!

В те горькие годы, подобно мужчинам,

Подростки вставали к станкам и машинам!
Это были сыновья полков, юнги кораблей, разведчики и связные. Они пробирались в тыл врага записывали сколько боевой техники они имеют и место её расположения. А связные держали связь с партизанскими отрядами. Распространяли листовки, подрывали воинские эшелоны врага. Посмотрите внимательно на картину. Что вы увидели?
За героизм и отвагу при защите Родины 4 пионера были удостоены звания Героя Советского Союза.

(на доске портреты пионеров-героев).

Лёня Голиков из деревни Лукино Новгородской области стал партизаном в 1941 году. Он участвовал в 26 боевых операциях. Лёня вёл разведку,взрывал с товарищами мосты, уничтожил 78 фашистов. Однажды, находясь в засаде, он подорвал гранатой немецкую легковую машину, в которой ехал гитлеровский генерал, и захватив важные документы – карту оборонительных сооружений и чертёж новой мины. Они были переданы командованию. В январе 1943 года в бою у села Станки Псковской области Лёня погиб.

Марат Казей родился в белорусской деревне Станьково. Его мать фашисты повесили за связь с партизанами. Марат стал разведчиком партизанской бригады. Однажды бригада была окружена эсэсовцами, но мальчик сумел пробраться к партизанам соседней бригады, и они помогли выйти из окружения. В мае 1944 года Марат попал в засаду. Он стрелял до последнего патрона, а потом подорвал себя и врагов гранатой.

Валя Котик, пионер из украинского города Шепетовки, в 11 лет стал подпольщиком. Он распространял листовки, добывал оружие, гранатой уничтожил группу офицеров жандармерии. Однажды Валя неожиданно наткнулась на отряд карателей, тайно пробиравшихся к партизанской базе. Он бросил гранату, но сам был при этом тяжело ранен. В феврале 1944 года, при освобождении города Изяславля, юный партизан пал смертью храбрых.


Ленинградскую пионерку Зину Портнову война застала в Белоруссии. Она стала членом подпольной комсомольской организации «Юные мстители». Поступив на работу в офицерскую столовую Зина передавала партизанам через сестрёнку ценные сведения. Затем её переправили в партизанский отряд. Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в гестапо она сумела застрелить начальника и дежурного офицера.

Мы познакомились с некоторыми из тех кто мужественно сражался с фашистами. Мы должны всегда помнить о них.

В городах наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары, проверяли светомаскировку в жилых домах.

Вот что вспоминает Вова Иванов:

-Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг услышал шум самолёта, потом какой-то свист, и совсем рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними ещё и ещё! Я сперва растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул её в бочку с водой. Зашипела она, как змея и погасла. В бочку я бросил ещё штуки три, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришёл Вова Крашилин. С ним мы погасили последние четыре бомбы. Справились! Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много ни мало – двенадцать зажигательных бомб.
В далёком тревожном военном году

Под гром батарей, у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрыта тетрадь

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

Дети вместе со взрослыми рыли окопы, собирали цветной металлолом. Девочки вязали варежки, носки свитера для фронтовиков. Бойцы получили сотни сердечных писем и посылок от школьников с тёплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами.

Вот выдержка из письма четвероклассницы:
-Дорогой боец советский

Я письмо тебе пишу.

Очень, очень, очень крепко


Об одном тебя прошу:

Не скучай, не унывай

Больше немцев убивай!

Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсёстрам: мыли полы, убирали палаты.

Даже в жутких условиях военного времени, когда не хватало еды, дров, одежды дети продолжали учиться в школе. Зимой в классе было так холодно, что замерзали чернила, коченели руки. Сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах.

Тысячи юных жизней оборвала война, но не поколебала веру в победу над фашистской гадиной.

Учащиеся хором: ПОМНИТЕ!!!

ЧЕРЕЗ ВЕКА, ЧЕРЕЗ ГОДА – ПОМНИТЕ!

О ТЕХ, КТО УЖЕ НЕ ПРИДЕТ НИКОГДА, –

ПОМНИТЕ!!!

Учитель:Почтим минутой молчания память всех юных героев, погибших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Ученик: Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,

Все, кто кровью собственной породнился с ней.

Шла война великая, шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Ученик:Нас война отметила метиной особою,

В жизни нет и не было ничего трудней,

Метиной особою, самой высшей пробою –

Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Ученик:Наградила нас она фронтовым содружеством,

Не было содружества крепче и родней,

Под огнем, под пулями закалялось мужество

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Ученик: Сколько горя вынесло наше поколение,

Каждый день теряли мы фронтовых друзей,

Каждый день, задумайтесь, день поминовения,

Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Ученик: Как я это выдюжил, до сих пор не ведаю,

Самому мне встретилась тысяча смертей,

Только майский светлый день увенчал Победою

Тысячу четыреста восемнадцать дней.

Вот вы сегодня послушали как жили дети ваши ровесники во время войны. Сравните своё детство с детством тех детей. Нужна ли нам война?


Ученик: Я не знаю войны. Да зачем это мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Понаслышке лишь знали бы мы о войне.
В каждой деревне

И в каждом селе

В городе каждом

И в каждой стране

Есть ребятишки-

Девчонки, мальчишки-
Дети планеты должны все дружить,

Войнам должны мы конец положить

Чтобы на нашей огромной планете,

Счастливыми были все дети!