zabika.ru 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение


"Детский сад №121" Октябрьского района г.Саратова

______________________________________________________________

Конспект

занятия по обучению грамоте
Тема: «Грамотейка»
подготовительная к школе группа


Воспитатель: Новикова Н.И.

1 квалификационная

категория

март 2011год

г.Саратов

Программное содержание: Закрепить знания детей о звуках- гласных, согласных(твёрдых, мягких); Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, продолжать учить различать гласные звуки. Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять умение делить слова на части (слоги).

Учить составлять слова из слогов. Упражнять в составлении предложения, членении простого предложения на слова с указанием их последовательности. Совершенствовать умения детей в постановке ударения в слове.

Развивать у детей логическое мышление, внимание, фонематический слух.

Развивать у детей правильную речь, совершенствовать её как средство общения.

Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте, быть доброжелательным собеседником, бережно относится к пособиям.
Материал и оборудование:

для детей:

для воспитателя: запись звуков природы, иллюстрация с изображением короля, макет полянки, изображение схемы движения, демонстрационный слоговой дом, карточки с силуэтами животных;колокольчик; мелкие игрушки для игры: кукла, лягушка, кубик, кот, щенок, медвежонок, утёнок, корова, паук, самолёт.
Методические приёмы:

игровой- использование сюрпризных моментов.

наглядный — использование карточек, игрушек.

словесный — вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и становятся полукругом.


Воспитатель, заходит здоровается и представляется.


  • Дети, посмотрите сколько у нас сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети отвечают.

  • Сегодня по электронной почте я получила письмо . Всех желающих приглашают в необыкновенное путешествие по стране Грамотейка, где можно не только узнать много интересного и занимательного, но и показать свои знания.

  • Дети, хотите отправиться вместе со мной в эту страну?(ответы детей).

  • Посмотрите на маршрут нашего путешествия (слайд №1)

  • Мы пойдём по дороге знаний, погостим у короля страны «Грамотейка», потом отправимся на «полянку звуков», пройдёмся по «Улице слогов», увидим «Город Волшебных кубиков». В конце путешествия вас ждёт сюрприз.

  • А чтобы попасть в эту страну, как вы думаете какими мы должны с вами быть?(ответы детей)

  • Умными, сообразительными, смелыми. На каждое сказанное вами слово делаем шаг вперёд.

  • Итак, мы на дороге знаний.

    Звучит музыка( приложение2)

  • Ребята, что вы слышите? ( звуки). Правильно, мы слышим звуки. Знаете,

    в стране Грамотейка есть свои звуки.

    Воспитатель читает стихотворение:

    « Гласные тянутся в песенке звонкой

    Могут заплакать и закричать

    В тёмном лесу звать и аукать

    И в колыбельке Алёнку качать,

    Но не умеют свистеть и ворчать».

    - О каких звуках это стихотворение?( о гласных звуках)

  • Правильно, это о гласных звуках, они умеют петь.

  • Подойдите к стульчикам, возьми букву и сядьте. (буквы лежат на стульчиках).
  • Подходите по одному ко мне и называйте звук который обозначает ваша буква.( Дети подходят к воспителю отдают букву, называют звук, а воспитатель выставляет буквы на доске).


  • Знаете, мы с вами сейчас написали слова одной песни. Послушайте я спою её. Воспитатель поёт попевку гласных под минусовку "Жили у бабуси..."

  • А теперь споём вместе ( поёт с детьми без музыкального сопровождения)

  • Молодцы, ребята, хорошо спели гласные звуки.

  • А какие звуки петь не умеют? (ответы детей: согласные).

  • -Правильно, согласные.

    Воспитатель читает стихотворение:

    « А согласные -согласны

    Шелестеть, шептать, свистеть

    Но не могут они петь».

  • Ну, что ж отправляемся дальше.

  • Нас встречает Король.(приложение №3)

    Давайте встанем и поприветствуем короля. (девочки делают реверанс, мальчики кланяются.)

  • С какого звука начинается слово «король»?(ответы детей)

  • Наш король любит ходить в туфлях и тапочках. Послушайте, как сейчас король идёт в туфлях.

    Воспитатель произносит твёрдо[К], топая пятками ног.

  • Как вы думаете, как звучит звук [К]?(твёрдо)

  • А теперь король одел тапочки, и шаги звучат мягко[К'].

    Воспитатель произносит мягко звук[К],наступая носками ног.

  • Давайте теперь все вместе покажем, как звучит твёрдый звук [К], и мягкий звук [К].

    Воспитатель вместе с детьми произносит то мягкий, то твёрдый звук [К] поочерёдно, передавая его в движениях. В процессе выполнения задания воспитатель следит за правильностью исполнения движений детей.

  • Любимоезанятие короля играть в игрушки на полянке ( приложение№4)

    Подойдите к полянке и сядьте около понравившейся игрушки.

    Ребята, а вы знаете, на полянке король играет только с теми игрушками в названии которых есть звук [К].

    Поставите на полянку игрушки, в названиях которых есть звук [К] и объясните , где находится этот звук : в начале, в середине или в конце слова.


    В процессе выполнения задания воспитатель спрашивает детей.


  • Почему ты взял эту игрушку?(потому что в названии игрушки есть звук [К].

  • Где находится звук [К]?

    Выбирая игрушку и ставя её на полянку, ребёнок объясняет свой выбор.

  • Саша, а почему ты не поставил свою игрушку? (потому что в слове «самолёт» нет звука [К].)

  • Верно!

  • Молодцы, королю понравилось выполнение этого задания, поэтому мы можем идти дальше.

  • Посмотрите, мы с вами пришли на «Улицу слогов».

    Присаживайтесь на скамейку.

  • Воспитатель читает стихотворение и раздаёт детям карточки с изображением животных

    «Звери грустные стоят,

    В дом попасть они хотят,

    Но не знают: Как? Куда?

    Помогите, детвора!»

    На этой улице много домов, но вот в этом доме никто пока не живёт.

    - Давайте, поможем расселить в этом домике животных по этажам так, чтобы на первом этаже находились животные, название которых состоят из одного слога, на втором- из двух слогов, на третьем- из трёх слогов.

  • Артём, кто нарисован на твоей карточке? Сколько слогов в слове «лев»? (ребёнок отвечает)

  • Как вы думаете, на какой этаж поселим этого животного?(1)

  • Почему?(в слове «лев» 1 слог).

    Затем каждый ребёнок подходит к дому со своей карточкой, располагает её на нужном этаже и комментирует свой выбор. В конце вместе с детьми подводим итог задания.

  • Ребята, а кто у нас живёт на 1этаже?(животные, название которых состоит из одного слога).А на 3 этаже?

  • Молодцы, ребята, правильно разместили животных по этажам.

  • Нам пора поторопится., нужно ещё познакомиться с волшебными кубиками.

Под музыку воспитатель предлагает детям:

- Присаживайтесь за столы.


На столах стоят кубики.


  • Посмотрите, перед вами по два кубика, чем они отличаются ?(ответы детей: цветом, размером)

  • Возьмите бежевый кубик и погремите им, а теперь возьмите голубой.

  • Какой из них звучит звонко? (ответы детей)

  • А какой глухо? (ответы детей)

  • Правильно, голубые кубики звучат звонко потому что слоги написанные на кубиках начинаются со звонкого согласного звука, бежевые - глухо, потому что слоги начинаются с глухого согласного звука.

  • Вот и пришли мы с вами к заветному сундучку.

  • Давайте произнесём заветные слова:

    «Сундук, сундук, откройся вдруг».

    Дети произносят слова

  • Ребята,сундук не открывается.

  • Как вы думаете, что нам поможет открыть замок?(ключ)

  • Замок у нашего сундучка кодовый и чтобы открыть его нам нужно набрать код , составить из кубиков предложение "Король любит грамоту".

  • Назовите первое слово в этом предложении. (Король)

  • Назовите второе слово в этом предложении. (любит)

  • Назовите третье слово в этом предложении. (грамоту)

    Дети находят необходимые слоги на кубиках, отдают воспитателю, а он выставляет слова на полке.

    Дети совместно с воспитателем из кубиков составляют предложение.

    После того, как дети составят его, звучит музыка и сундук открывается, воспитатель достаёт медали «Юным грамотеям».

    В конце воспитатель благодарит всех детей, за участие путешествии и хорошие знания, раздаёт медали и читывает стихотворение:

    «Как хорошо быть грамотным на свете,

    Всё знать и много так читать.

    Ведь грамота- это ступенька к свету,

    Которуя не нужно пропускать».