zabika.ru 1

Конспект организации и проведения открытого занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе № 8 МДОУ ЦРР «Солнышко»


Воспитатель: Попова Т.В

Дата проведения:_29.10.08_______
Название занятия: Поход за знаниями

Время проведения: 9.35 – 10.05

Место проведения: Групповая комната

Длительность: 30 мин.
Программное содержание:


  1. Развивать умение доказывать и защищать свои идеи, исследовать слова.

  2. Развивать умение слышать определённые звуки в слове, самостоятельно находить слова с заданным звукам, выкладывать звуковую схему слова.

  3. Совершенствовать представления о слоговом строении слова, о составе предложения.

  4. Развивать у детей мышление.

  5. Формировать навыки самостоятельной и коллективной работы.


Материал к заданию:

карточки с изображением:

  1. Лошади, тигра, пчелы;

  2. кролика, кузнечика, леопарда, осла;

  3. зайца, комара, козы;

плоскостное изображение домиков 3-х видов, 3 мольберта, предметные картинки с изображением ежа, бабочки, петуха, лисы, стрекозы, белки, медведя, слона, ужа, комара, волка, коровы, карточки с цепочками слов.
Подготовка к занятию:

Обращаюсь к играющим детям: «Дети, подошло время занятий. Приводим в порядок себя и групповую комнату. Сегодня к нам в гости пришли ваши мамы и папы (учителя из школы №3 и школы№4). Они хотят посмотреть, как мы готовимся к поступлению в школу. Сегодня со мной в первой подгруппе будут заниматься Данил С., Алёша, Лера, Аня и т.д. Остальные дети пойдут на занятие в изостудию».

Ход занятия

Говорю детям: «У русского народа есть пословица «Сила орла в размахе его крыльев, сила человека в глубине его знаний». Вы хотите стать сильными? Тогда отправляемся в поход за знаниями. Подхожу к коромыслу, дети становятся на свои рабочие места. на коромысле размещены карточки с изображением животных и насекомых (лошадь, кролик, осёл, коза, леопард, тигр, заяц, пчела, кузнечик, комар) – 3 карточки по 3-4 предмета.


- Дети, кто изображён на карточках? (животные и насекомые). Скажите, какие насекомые и животные имеют в своём названии звук [л]? (лошадь, пчела, осёл).

В случае необходимости напоминаю: дети, не забывайте правило: произнося слово, нужный звук выделяем голосом. Если дети не назовут какое либо слово, говорю: «Давайте внимательно рассмотрим карточки, вдруг ещё отыщется животное или насекомое, в названии которого есть звук [л].

Аналогично работаем со звуками [р], [п], [з].

А теперь, дети, давайте посмотрим на изображение козы и вспомним всё –всё, что мы можем сказать о ней. Какая она бывает? Но… внимание в этих словах-определениях обязательно должен быть звук [р] (рогатая, быстрая, шустрая, пёстрая и т.д.). Если ребёнок называет слово неправильно, напоминаю: «Какой звук обязательно должен быть в слове? Произноси слово так, чтобы мы все этот звук услышали и т.д.».

Назовите слова-определения к слову «заяц». Но помните, в этих словах должен быть звук [с] (слабый, трусливый, серый и т.д.)

Молодцы! С этими заданиями вы справились прекрасно! А дорога за знаниями ведёт нас за столы. Вас ожидает работа по составлению звуковой схемы слова. На ваших столах лежат карточки-картинки с изображением животных и насекомых. Выложите схему этого слова с помощью фишек. (карточки разложены в соответствии с уровнем развития детей:


  1. Алёша, Ваня, Ярослав, Паша С., Саша(медведь, носорог, леопард, кузнечик);

  2. Полина Н., Настя К., Лера, Костя (крот, петух, пчела, комар);

  3. Никита, Данил П., Паша Б. (крот, слон, коза).


При составлении схемы слова дети обозначают красными фишками гласные звуки, синими – твёрдые согласные, зелёными – мягкие согласные.

Проверяя выполнение задания, спрашиваю: «Какое слово можно прочитать по твоей схеме? Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук. Что можно сказать про него? У тебя этот звук обозначен синей фишкой. Что это значит? Какой звук обозначен красной фишкой? Чем гласный звук отличается от согласного? А зачем нам нужна зелёная фишка? Какой звук ты обозначил зелёной фишкой? Почему? Назови его».


Размещаю на дорожке картинку с изображением насекомых: «Напомните мне, дети, как мы всё это называем одним словом? (насекомые). Назовите первую часть этого слова (на-). Назовите вторую часть? (се-). Какой первый звук в этой части? (с). Назовите 3-ю часть слова (ко-). Назовите следующую часть слова (мы-). И последняя часть (е). Сколько всего частей в этом слове?

Воспитатель: - Дети, а теперь привал. Пора отдохнуть. Выполним упражнения на офтальмотренажёре.

Подхожу к столу, где лежат карточки с изображением животных и насекомых. (еж, бабочка, петух, лиса, стрекоза, белка, медведь, слон, крот, уж, комар, рысь).Рядом на мольбертах изображения трёх домиков.


А сейчас, дети, давайте рассмотрим вот эти картинки и домики. В этих домиках нужно расселить животных. А вот какие животные будут жить в каком домике вам нужно догадаться. Как ты, Ваня считаешь, какие животные должны жить в первом домике? (В названии которых одна часть). В случае затруднения спрашиваю у детей: чем отличаются домики? (одно окно, два окна, три окна). Чему это может соответствовать? (одна часть в слове, две части, три части).

А теперь команда диких животных заселяет первый домик, домашних животных – второй домик, насекомых – третий домик. Настя, какое животное ты селишь во 2-ой домик? Раздели это слово на части. Маша, почему ты решила поселить ужа в первый домик? Ярослав, в третьем домике живёт бабочка. Почему? Проверь, три ли части в этом слове.

И опять мы на тропинке и направляемся к экологическому букварю. А здесь нас ждут наши животные и насекомые. И сейчас девочки составят предложения из 2-х слов про зайца, а мальчики про стрекозу из 3-х слов. В предложении из 3-х слов определяется количество слов, называется их очерёдность. Схемы этих предложений размещены по всей групповой комнате. Найдите их, принесите мне и составьте схему вашего предложения.

Дети, а на столах нас ждут новые знания. Займите свои места, при этом не забудьте поменяться местами и проследить за своей осанкой.

Берём карточку. В маленьких домиках-кружочках живут буквы. Видите их? Найдите все слова в цепочке и пошепчите мне их на ушко. Карточки имеют три уровня сложности и размещены на столах в соответствии с уровнем развития детей.

Наш поход заканчивается. Какие знания мы приобрели в походе, чему научились? Как вы думаете сегодня мы стали сильнее? Почему?