zabika.ru 1

Лицензирование и государственная аккредитация:


проблемы и механизмы совершенствования.
Колкозева Е.И., начальник отдела лицензирования и государственной аккредитации
Государственное регулирование деятельности образовательных учреждений на основе процедур лицензирования и государственной аккредитации определено российским законодательством с 1992 года, когда был принят Закон РФ «Об образовании».

За этот период процедуры лицензирования и государственной аккредитации прочно вошли в систему образования Российской Федерации как механизм управления образованием и регламентации образовательной деятельности.

Однако за период с 1992 г. в сфере совершенствования системы нормативного регулирования процедур лицензирования и государственной аккредитации произошли существенные изменения.

Начиная с 2011 года совершенствование процедур лицензирования и государственной аккредитации осуществляется в направлении устранения излишних административных барьеров, упрощения, как самих процедур, так и процессов принятия решения.

В проекте Федерального закона «Об образовании» нормы действующего законодательства при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации сохранены и усовершенствованы.

Четко определены и существенно уменьшены сроки проведения процедур: (лицензирование-45 дней вместо ранее установленного 60 дней, государственная аккредитация-105 дней вместо ранее не установленного срока).

Заявление на лицензирование и заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к ним документы теперь могут быть предоставлены заявителем и в форме электронного документа.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности стала бессрочной, исключено проведение лицензионной экспертизы, лицензирование осуществляется на основании представленных документов без выезда в образовательное учреждение.

При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии, временной лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти.


Такой подход к выдаче лицензий уравновешен обязательным лицензионным контролем, введением наказаний за нарушения условий лицензирования и для повышения ответственности образовательных учреждений ужесточены штрафные санкции.
В проекте Федерального закона «Об образовании» в нормы действующего законодательства при государственной аккредитации внесены следующие изменения:

- изменена цель государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность (исключено установление государственного статуса образовательного учреждения);

- исключена аккредитационная экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида;

- увеличены сроки действия свидетельства о государственной аккредитации до 6 лет для образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации; до 12 лет для иного образовательного учреждения.

Проект Федерального закона «Об образовании» дополнен статьями, конкретизирующими понятия: общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
Для обеспечения современных подходов к проведению процедур лицензирования и государственной аккредитации управлением образования:

- разработаны административные регламенты;

- заключены соглашения о межведомственном взаимодействии при проведении лицензирования образовательной деятельности;

- осуществляется работа по переводу названных услуг в электронный формат;

- переведены в электронный формат реестры выданных лицензий и свидетельств о государственной аккредитации, размещены на официальном сайте управления для обеспечения открытости и доступности.

Проделанная работа позволила обеспечить достижение следующих показателей:

По состоянию на 15.08.2011 на территории области без лицензий функционируют 13 муниципальных образовательных учреждений, из них : 4 дошкольных образовательных учреждения; 7 учреждений дополнительного образования детей; 2 общеобразовательных учреждения).

Доля образовательных учреждений имеющих лицензию составляет 98%.
Не имеют свидетельство о государственной аккредитации два муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных учреждения при ФСИН России (г.Тамбов и Рассказовский район).

Доля образовательных учреждений имеющих государственную аккредитацию составляет 99,7%.

На современном этапе проблемы при проведении процедур лицензирования и государственной аккредитацией связаны с введением в действие на федеральном уровне подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с лицензированием образовательной деятельности и государственной аккредитацией образовательных учреждений, в соответствии с изменениями в законодательстве в сфере образования:

- не определены механизмы учета результатов общественной и профессионально-общественной аккредитации при принятии решения о государственной аккредитации организаций.

- отсутствуют критерии установления соответствия/несоответствия федеральным государственным образовательным стандартам качества образования по реализуемым основным образовательным программам.
С целью совершенствования работы по осуществлению переданных полномочий в части лицензирования и государственной аккредитации, перед управлением образования стоят следующие задачи:

- своевременно приводить подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с лицензированием образовательной деятельности и государственной аккредитацией образовательных учреждений в соответствии с изменениями в законодательстве;

- совершенствовать механизмы лицензионного контроля;

-разработать инструментарий установления соответствия/ несоответствия федеральным государственным образовательным стандартам качества образования по реализуемым основным образовательным программам.
Указанные механизмы должны обеспечивать 100 % наличие лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации, что является государственной гарантией качества образования.