zabika.ru 1

Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди»




Программное содержание:


  • Продолжать учить детей решать арифметические задачи, логические задачи на нахождение недостающих фигур путем сочетания практических и мыслительных проб, воссоздавать фигуру по схеме, делать предположения и анализировать возможные пути решения

  • Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов

  • Закрепить счет в пределах 10 (прямой, порядковый)

  • Закрепить знания о составе числа 9 из двух меньших чисел

  • Развивать логическое мышление и комбинаторные способности

  • Воспитывать стойкий интерес к математике, умение работать в парах, умение сопереживать героям сказки.

 Раздаточный материал: счетные палочки, цветные фишки, лабиринт на каждого ребенка, простой карандаш, схема, палочки Кюизинера, ножницы.

 Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», игра «Воротца», рассматривание иллюстраций к сказке.

 Ход занятия

Мотивация .

Ребята, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие вы знаете сказки? (Дети перечисляют).

 А могли бы узнать сказку по иллюстрации? (показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Кто помнит, как называется эта сказка? Дети называют).

 Жили – были отец да мать. Была у них дочка да сынок маленький. Доченька, - говорит мать, - мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. Заигралась, загулялась».

Состав числа 9.

И я вам предлагаю поиграть в состав числа 9 из меньших единиц. (Дети по очереди у доски выполняют задание).


 Педагог: Когда девочка наигралась, вспомнила про братца. Побежала домой А что же было дальше?

 Дети: Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.

Разгадывание загадки-задачи.

Педагог: А хотите узнать сколько было гусей? Послушайте загадку и узнайте:

 Два гуся летят над нами,
Два других за облаками,
Три спустились на ручей,
Сколько было всех гусей?

 (Педагог выкладывает на доске гусей, дети сверяют ответ).

 Педагог: Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути?. ..

 (Ответы детей: «Печку!»).

 Педагог: - Печка печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

 - Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу. И не просто съешь, а поделись с мамой, папой и братиком.

Задание: разделение целого на части.

 На сколько частей нужно разделить пирожок?

 (Дети складывают, затем разрезают).

 Педагог: Сколько получилось частей? (4!)

 Выполнила девочка задание и сказала ей печка, куда гуси улетели.

 Бежит девочка, видит, стоит яблонька и решила спросить она у яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли ее братца. А яблонька ей в ответ.

Решение задачи.

Яблонька говорит: - Я скажу, если ты решишь мою задачу:
С яблоньки упало 3 яблока,
А на яблоне осталось висеть 7 яблок.
Сколько яблок было на яблоне?

 (Дети повторяют условие задачи, вопрос, выкладывают решение: 3+7=10.)

 Педагог: А дальше встретилась девочке на пути речка с кисельными берегами. Но девочка не знает, как через нее перебраться. Давайте ей поможем!

 (Дети высказывают свои предположения – построить мост через реку.)

 Звуковой анализ слова.

Педагог: Правильно, речку можно перейти с помощью моста. Я вам предлагаю провести звуковой анализ слова «МОСТ».

 Дети самостоятельно выполняют задание на местах. Затем педагог приглашает одного ребенка для выполнения у доски. Проверяют правильность выполнения.


 Педагог: Молодцы, ребята все справились с заданием.

 Педагог: Бежала, бежала девочка в поисках братца, устала и решила она немного отдохнуть.

 Физминутка.

Все ребята дружно встали,
И на месте зашагали
На носочках потянулись,
И назад прогнулись
Как пружинки все присели,
И на место разом сели.

Педагог: А за речкой и лес. Там, наверное, и спрятали гуси–лебеди братца.

 В лесу из-за кустов звери выглядывают, глазами поблескивают, зубами пощелкивают. Догадайся, говорят, девочке, за каким кустом какой зверь спрятался, тогда и пропустим.

Логическая задача "Найти недостающую фигуру".

 Педагог: Показали звери дорогу в лесу. Что же увидела девочка?

 Дети: Избушку!

Педагог: А в избушке сидит баба -яга сердитая.

 Ребята, а давайте ей подарим волшебные цветы, которые мы сделаем из цветных палочек Кюизенера.

 Выкладывание цветов из палочек Кюизенера.

 Дети выкладывают на столах цветы, согласно схеме.

 Педагог: Ребята, вы такие красивые цветы собрали, даже бабаяга развеселилась, подобрела и согласилась вернуть девочке братца. А чтобы они быстрее могли добраться домой, им поможет лабиринт.

 Лабиринт.

Дети самостоятельно выполняют задание.

- Молодцы, все справились.

 Итог .


  • Ребята, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете считать, решать задачи, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие в занятии.