zabika.ru 1

Модель экологического образования в МБДОУ детский сад «Тополёк»

Цель:
Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих.
Развивающая среда:
Экологическая тропинка, лаборатория, альпийская горка, искусственный водоем, цветники, учебный огород, уголок доктора Айболита (лекарственные растения), живые уголки с животными: морская свинка, попугай, аквариумными рыбками, растениями; птичий столб, тополиная аллея, фруктовый сад.


Эколого- познавательный блок.

Детей учит то, что их окружает.
Задачи:

-освоение экологических представлений;

-развитие познавательных умений;

-овладение умениями ухода за живыми существами.

Формы и методы работы:

1.Экологические занятия;

2.Кружковая работа.


  • Детская фантазия.

3.Уроки мышления.

  • Почему у елки зеленые иголки?

  • Где ночуют птицы?

  • Чем дышит береза?

  • Почему расцвечиваются листья?

4.Экскурсии.

  • Поиск осенних примет.

  • Парк зимой.

  • Растения луга.

  • К водоему.

5.Экологические игры.

-Имитационные (Экологические пирамидки);

-Соревновательные («Вопрос-ответ» и т. д.);

-Игры-путешествия ( «На дно моря» и т. д.);

-Дидактические («Кто где живет», «У кого какой дом» и т. д.).

6.Экологическая тропа.

7.Наблюдения.

  • Почему кошки ходят тихо?

  • Что мы знаем о собаке?

  • Какие бывают деревья?

  • Облака - белокрылые лошадки!

8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

9.Лаборатория юного эколога:

-проведение опытов;

-рассматривание коллекций.


10.Занятия в уголке природы.

11.Прогулки на участке детского сада и за его пределами.

12.Моделирование:


  • Чьи это ноги?

  • Узнай по следу?

  • Засели дом.


Эколого-оздоровительный блок

Задачи: формирование здоровья и здорового образа жизни

детей средствами природы.
Формы и методы работы.
1. Традиционная система оздоровительной работы на свежем воздухе (утренняя гимнастика, закаливание и др.)

2. Пешие прогулки по участку и за его пределы.

3. Психологические тренинги с участием животных.

4. Ходьба по тропе здоровья (выложена из шишек, гальки, веточек,

семян каштана, скорлупы грецких орехов, соломы).

5. Фитоуголок. (Дыхательные упражнения в уголке фитонцидных

растений.)

6. Занятия в уголке доктора Айболита.(О лекарственных

растениях.)

7. Уроки безопасности.

  • Дорога к дому (о правилах поведения на улице).

  • Знойное лето (о жаркой погоде).

  • Такие вкусные и опасные (о ягодах, фруктах, овощах).

  • Едем купаться!

8. Подвижные игры (сьедобное-несьедобное).

9. Фитобар, полоскание полости рта и горла отварами растений:

ромашка, шалфей.

Эколого-эстетический блок
Благодаря восприятию в природе

и искусстве, человек открывает

прекрасное в самом себе.
В.А.Сухомлинский.
Задачи:

- формирование у детей умения видеть и понимать красоту

природы, беречь прекрасные творения;

- развитие у детей эстетического вкуса посредством природных

объектов;

- развитие у детей положительных эмоций и чувств от общения с

природой.

Формы и методы работы:


  1. Интегрированные занятия (изоэкология, экология и музыка, экология и художественная литература).

  2. Наблюдения в природе.

    • Осенний листопад.

    • Падают пушинки-белые снежинки.

    • Серебристый иней.

    • Апрель, апрель- на дворе опять капель.

3. Экологические выставки.

  • Такие разные деревья (фото).

  • На что похоже (сучья, камни похожие на какой-либо

объект живой природы).

  • Рисуем зиму.

  • Что можно сделать из природного материала.

  • Человек и его добрые дела на Земле.

4.Экологические развлечения и праздники.

  • Восенушка-осень!

  • Здравствуй гостья-зима!

  • День прилета грачей.

  • Лето красное, солнце яркое!


5. Экологические акции.

  • Красота спасет мир.

  • Наш детский сад- зеленый дом.

6. Коллекционирование.

7. День экологического творчества.

8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

Эколого-нравственный блок.
Задачи:


-формирование эмоционально-положительных отношений детей к

природе;

-накопление детьми опыта гуманного отношения к растениям и

животным;

-формирование понимания зависимости состояния природного

мира от действий человека.
Формы и методы работы.

1.Экологические тренинги с животными.

2.Экологические акции.

  • Строим замки для птиц.

  • Санитарный день.

  • Посади дерево.

  • Покормите птиц зимой.

  • Нам до всего есть дело и др.

3.Интегрированные занятия (экология-социальный мир, экология-художественная литература).


4.Ролевые экологические игры.


  • Строительство города.

  • Отдыхаем в лесу.

  • Зеленый патруль и др.

5.Уроки доброты.

  • Как заботиться о комнатных растениях?

  • Что нужно делать, чтобы не пугать животных?

  • Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?

  • Когда я был добрым по отношению к природе?

  • Что рассказала тебе природа?

6.Беседы.

7.Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг.

8.Занятия в уголке природы.

9.Психологические тренинги с участием животных.

Эколого-просветительский блок.
Задачи:

-расширение знаний родителей по проблеме экологического

воспитания детей;

-привлечение родителей к взаимодействию в работе по

экологическому воспитанию дошкольников.
Формы и методы работы:

1.Экологическая газета.

  • Учитесь болеть без «лекарств».

  • Тайны здоровой пищи.

  • Целебные травы в процессе оздоровления детей.

  • Лекарственные растения и ядовитые грибы.

  • Отравление растениями.

  • Домашняя аромотерапия.

  • Что такое фито чай?

2.Родительские собрания.

  • Что надо знать детям о природе?

  • Экологическое воспитание детей в детском саду и дома.

3.Выставки.

  • Ребенок познает мир природы (фото).

  • Что можно сделать из природного материала?

  • Рисуем вместе осень.

  • Книги о природе для детей.

4.Консультации.

  • Читайте детям о природе.

  • Как развивать познавательную активность ребенка средствами экологии.

  • Опыты дома.

5.Открытые просмотры занятий, игр, наблюдений.

6.Анкетирование.

7.Уроки безопасности.

  • Дорога к дому (о правилах поведения на улице).

  • Едем купаться всей семьей на речку.

  • Такие вкусные и опасные (о ягодах, фруктах, овощах).

  • В жаркий полдень.