zabika.ru 1

Система вопросов к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»




  1. Что представляет собой первая строфа стихотворения с точки зрения синтаксиса? Что означает тире в начале первого предложения? Какой вопрос задаёт молодой солдат? Кому? Почему два следующих предложения восклицательные?

  2. К какому стилю речи относится обращение «дядя»? Почему «скажи-ка», а не «скажи»? Зачем нужны разговорные слова в стихотворении?

  3. Кто отвечает молодому солдату? Как вы думаете, форма стихотворения - монолог или диалог?

  4. Что утверждает старый воин во второй строфе стихотворения?

  5. Первое предложение строфы заканчивается восклицательным знаком. Какое чувство предано с его помощью?

  6. Какой знак стоит в конце следующего предложения? Как вы думаете, что хочет показать Лермонтов многоточием?

  7. Каков смысл тройного повторения «не» в трёх последних стихах второй строфы? И почему снова восклицательное предложение?

  8. Какие чувства отступающих солдат передаются в следующей, третьей строфе? Найдите слова, которые об этом говорят. Как показаны эти чувства на фонетическом уровне? Найдите повторяющиеся согласные звуки (аллитерацию) в первых трёх стихах строфы.

  9. Как меняется настроение в следующей, четвёртой строфе? Найдите восклицательные предложения.

  10. Найдите аллитерацию в первом предложении строфы. Снова повторяется звук «л». Но какое настроение он отражает теперь?

  11. Какие звуки повторяются в следующей части строфы? Попробуйте объяснить повторение глухих согласных с содержанием этой части стихотворения.

  12. Какое чувство русского солдата звучит в обращении «брат мусью»?

  13. Анафора - это одинаковое начало, единоначатие. Найдите в 5 строфе пример анафоры? Какой образ является ключевым в этой части стихотворения? Какую роль, по-вашему, здесь играет анафора? Какой лексический повтор мы наблюдаем в этих же строчках? Как он связан с содержанием последней части строфы?
  14. Какой общей темой можно объединить две следующие строфы (6 и 7)?


  15. Что такое инверсия? Найдите примеры обратного порядка слов в этих строфах? Попытайтесь объяснить значение инверсии.

  16. Прочитайте последнюю часть седьмой строфы:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Какой приём здесь использован? Кроме анафоры?

    В художественной литературе часто используется приём синтаксического параллелизма — порядок расположения членов одного предложения соответствует порядку расположения членов другого. В этом предложении мы видим приём синтаксического параллелизма. Что достигается благодаря этому приёму? Какое чувство не только главного персонажа стихотворения, но и всех русских воинов выражено здесь?

  1. В центре 8 строфы образ князя Багратиона, мужественного, благородного полковника. Какие возможности языка использует автор для создания такого образа? Найдите аллитерацию. Подумайте, почему второе предложение заканчивается многоточием.

  2. Кто герой 9-й строфы? Найдите повторы в этой строфе. Почему слово «Москва» повторяется дважды? Какое значение имеет повторение союза «и» (многосоюзие»)?

  3. Почему полковник, обращаясь к солдатам называет их «ребятами»? Какое звучание в этом контексте получает слово «братья»?

  4. Прочитайте 10 — 12 строфы. О чем в них рассказывается?

  5. 10 строфа начинается с восклицательного предложения. Как вы понимаете его?

  6. Найдите в 10 строфе сравнение. Как оно раскрывается в следующем предложении строфы? Разберите по членам второе предложение. Как называется такой приём? Что предаётся с помощью синтаксического параллелизма?

  7. К кому обращается герой стихотворения, говоря: «Вам не видать таких сражений!..»?

  8. Найдите сравнение в 11 строфе. Почему «как тени»? В чём смысл сравнения?Прочитайте следующий стих.
  9. Найдите глаголы и существительные (подлежащие и сказуемые) во втором предложении 11 строфы. Есть ли в предложении определения -прилагательные? Какой эмоцией наполнена эта часть? Как это достигается?


  10. Лермонтов не пишет буквально, что людей погибло много, но мы это понимаем. Почему? Какие образы позволяют увидеть нам поле боя и павших воинов? Услышать звуки войны?

  11. Какое общее настроение объединяет 10 — 12 строфы?

  12. Как меняется это настроение в следующей строфе? С помощью каких синтаксических возможностей языка это достигается? Найдите грамматическую основу первого предложения. Какой знак стоит в конце второго предложения?

  13. Перечитайте ещё раз вторую и последнюю строфы, сравните их.

  14. Сравните вторые строчки. Как вы думаете, почему Лермонтов не повторил их дважды. В чём смысл замены? О ком он говорит во второй строфе? О ком в последней?

  15. Как вы понимаете концовку второй строфы? Последней? Что позволяет сделать Лермонтову такой прием?

  16. Давайте попробуем понаблюдать за рифмой стихотворения. Попробуем определить размер.

  17. Проследите, одинаковое ли количество стоп в каждом стихе? Вспомните, в какой форме написано стихотворение. Что позволяет приблизить стих к разговорной речи?

  18. Как вы думаете, зачем понадобилось поэту создавать балладу в такой необычной форме с такой необычной композицией?