zabika.ru 1

Рекомендации


для педагогов и работников образовательных учреждений

«Раннее выявление в образовательных учреждениях несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества. Меры педагогического реагирования при выявлении несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами»

 

I. Нормативно – правовые основы выявления в образовательных учреждениях несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами

 

Согласно п.7 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» одной из основных задач государства в сфере образования является всесторонняя забота о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов.

В целях повышения эффективности деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков разработаны «Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» (Письмо N ВФ-1376/06 от 21 сентября 2005 г.).

Согласно данным Рекомендациям, органы управления образованием, образовательные учреждения в пределах своей компетенции:


1. Выявляют обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача и совершающих иные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, ведут учет таких обучающихся, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу в целях оказания им педагогической, психологической, социальной, медицинской, правовой помощи, предупреждения совершения ими преступлений, правонарушений и антиобщественных действий.

2. Незамедлительно информируют органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотиков:

·                    о выявлении родителей (иных законных представителей) обучающихся и иных лиц, вовлекающих обучающихся в совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

·                    о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных обучающимися либо совершенных иными лицами на территории образовательных учреждений.

3.  Закрепляют за конкретными работниками органов управления образованием и образовательных учреждений функции по координации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

4. Принимают меры по обеспечению охраны территории образовательных учреждений, ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательного учреждения посторонних лиц.

5. Включают в уставы и локальные акты образовательных учреждений положения, регламентирующие организацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

6. Обеспечивают:

·                    разработку и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях;


·                    организацию правовой пропаганды, информационно – просветительской работы с обучающимися и работниками образовательных учреждений, родителями (иными законными представителями) обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

7. Обеспечивают по согласованию с органами внутренних дел и органами по контролю за оборотом наркотиков участие педагогов и психологов в допросах несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых в соответствии со ст. 191 и 425 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, а также опроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в соответствии со ст. 25.2 и 25.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

II. Возрастные характеристики накопления интереса к наркотическим средствам

 

8-10 лет – интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способы употребления.

О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют, с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания).

11–13 лет – основной интерес вызывает возможность употребления легких наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании. Пробовали наркотик немногие – из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках знают много, информация черпается из опыта знакомых или из рассказов. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих, неорганизованным досугом. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства, именно они оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ.


14–16 лет – наиболее опасный возраст для начала экспериментирования  с любыми психоактивными веществами. Опыт знакомства с наркотиками на дискотеке, молодёжной вечеринке, в компании друзей – в изолированных от влияния взрослых пространствах.

По отношению к наркотикам формируются 3 группы:

1.                 «Употребляющие и втягивающие других» - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости, уверенности и силы. Среди членов этой группы много лидеров. Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности ли быть продиктовано негативными стремлениями: нанесением вреда, материальной выгодой и т.д.

2.                 «Употребляющие, но понимающие опасность» - не стремятся распространять наркотики, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идёт на сознательное саморазрушение.

3.                 «Радикальные противники» - самая малочисленная группа, их позиция: «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу» - многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности. Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще – на эмоциональном отражении. Во втором случае «грамотный наркоман» может поколебать уверенность радикального противника.

4.                 «Равнодушные противники» - входящие в эту группу отказываются от наркотиков при допущении их употребления другими: «Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят травиться – их дело».

5.                 «Не определившие своего отношения к наркотикам» - Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.


16–18 лет – группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.

 

III. Общие признаки употребления наркотиков

 

Определить, употребляет ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются:

Резкие перепады настроения - энтузиазм, веселость сменяются безразличием, доходящим до апатии. Отмечаются: утомляемость, слабость, сонливость, приступы раздражительности, нетерпимости, агрессивности, плачь без повода.

Меняется ритм сна - днем подросток может быть сонливым, а вечером бодрым. Ложится спать очень поздно.

Меняются ритм и манера еды - подросток может длительное время отказываться от еды, ссылаясь на отсутствие аппетита, а порой готов съесть большое количество пищи. При этом он набрасывается на еду, не прожевывает, а глотает большими кусками («волчий аппетит»).

Зрачки - они или очень узкие («игольное ушко») или очень широкие («тарелки»). Самое главное, что они почти не реагируют на свет. Это можно заметить,  если  подвести ребенка из темноты к свету.                                                          

Следы от уколов в различных местах тела - чтобы скрыть от окружающих следы уколов, подростки делают инъекции    в такие места, которые легко спрятать под одеждой. Часто дети маскируют уколы искусственным расчесыванием. Нередко подростки носят в любую   погоду одежду с длинными рукавами.

Резко меняется отношение к жизни - школьные и домашние дела подростка не интересуют. Он может забросить любимое дело, прекращает дружбу со старыми друзьями. О новых друзьях старается ничего не говорить. От вопросов уходит, больше молчит.


Меняется манера разговора - на вопросы отвечает после долгих пауз. Он может что-то делать или даже говорить, но ответа на вопрос так и не давать. Или просто молчать. Это значит, что он не слышит вопрос, его «здесь нет».По телефону он много не говорит, пользуется отрывочными фразами: «Где? Когда? Сколько?». И если вы начнете расспрашивать его по поводу звонка, то он начнет кричать, обвинять Вас в том, что лезете в его жизнь и мешаете ему.

Появление в речи обилия жаргонных слов - такое впечатление, что ребенок говорит на чужом непонятном языке.

Меняется внешний вид - сначала имитируются наколки, появляются странные прически. Одежда, тело могут быть грязными, подростка трудно заставить помыться. Наступает полное безразличие к внешнему виду.

  Слезы, слюнотечение, насморк - внешне напоминают симптомы гриппа.

 Сухость во рту - в связи с этим также появляется привычка сплевывать.

 Поглаживание тела, потягивания, желание распрямиться - это происходит из-за скованности мышц, болей в суставах, головной боли.

  Исчезновение из квартиры предметов и денег - подросток может упорно доказывать, что он не брал их, будет при этом клясться.

 Появление у подростка денег, часто крупных - ситуация, когда подросток начинает продавать наркотики, чтобы обеспечить свою потребность в них.

 Лживость

 Странное поведение - оно может проявляться в различных формах. Например, Вы разговариваете со своим сыном (дочерью) и вдруг понимаете, что он (она) Вас не слышит. Глаза открыты, вроде бы направлены в Вашу сторону, и никакой реакции, и подросток замолкает на полуслове и затихает, как будто спит с открытыми глазами. Может заснуть с куском во рту.

 

IV. Специфические признаки употребления различных видов наркотиков

 

1.                 Каннабис (препараты конопли)


-                     Марихуана  – высушенное растение (травка, план, дудка, шала, шмаль)

-                     гашиш - смола каннабиса (анаша, план, хэш, пластилин, киф, афган, ливанец и т.д.). по консистенции может быть гранулированным или однородным, сухим или рыхлым, пластичным или твёрдым. Гашишу часто придают форму колбасок, лепёшек или плоских кружков.

-                     экстракт конопли – сиропообразный раствор черного или чёрно – коричневого цвета с неприятным запахом (гашишное масло, жидкая конопля). Экстракт обычно смешивается с табаком для курения.

 

Способы применения:

- Курение – основной способ;

-гашиш иногда пьют как чай, проглатывая мелкие частички;

-гашиш также смешивают с сахаром, специями, маслом, получая особого рода сладость под названием «давамеск».

Интоксикация коноплей:

Интоксикация начинается через несколько минут и продолжается несколько часов

Физиологические симптомы


·                    Большие, расширенные зрачки

·                    Конъюнктивит (красные глаза)

·                    Опухшие веки

·                    Учащенный пульс и повышенное кровяное давление

·                    Сухие рот

·                    Тошнота и рвота

Психические симптомы


·                    Нарушение связности мышления

·                    Ухудшение памяти

·                    Искажение восприятия времени (сложности с оценкой скорости течения времени)

·                    Эйфория, сопровождаемая хихиканьем

·                    Дезориентация, а в тяжелых случаях – беспокойство или галлюцинаторные расстройства и агрессивность


Что искать?

Рулоны бумаги, сухие растения, папиросы

2.                 Опиаты (опиум - свернувшийся млечный сок опийного мака)

Героин – светлый порошок с оттенками от белого или светло – серого до коричневого, по консистенции напоминает пшеничную муку.

         Курительный героин похож на маленькие серовато – белые или коричневые камешки

Способы применения:

- Курение в специальных трубках


- В виде таблеток, настоек

- Инъекции

- Вдыхание

Интоксикация опиатами:

Физиологические симптомы

·                    Суженные или очень узкие зрачки, тяжелый взгляд


·                    Полуприкрытые глаза

·                    Влажная, холодная кожа

·                    Плохие зубы

·                    Затруднено сохранение прямой осанки

·                    Тошнота и рвота

·                    Замедленный пульс и пониженное кровяное давление

·                    Редкое дыхание, при тяжелых передозировках возможен паралич дыхания, быстрая смерть

Психические симптомы

·                    Апатия или оцепенение, при высокой степени интоксикации – кома


·                    Невнятная речь

·                    Затруднение речевого контакта

·                    Снижение болевой чувствительности

·                    Искаженное восприятие времени и пространства

Что искать?

Метки от игл, шприцы

3.                 Психостимуляторы

-                     кокаин  - это белый порошок с горьким вкусом и отчётливо ощущаемым эффектом «замораживания»  при пробе на язык (снег)


-                     амфетамин – белый порошок, иногда с оттенком желтого, коричневого или серого цвета (федор, фен)

-                     метамфетамин – разновидность амфетамина, но с более сильным действием. Изготавливается в виде белого порошка, иногда в виде прозрачной кристаллической формы, под названием «айс»

Способы применения

- Жевание


- Ингаляции

- Заваривание чая

- Инъекционно

- Глотание

- Курение

Интоксикация психостимуляторами

Физиологические симптомы

·                    Расширенные зрачки


·                    Повышенная температура тела и потливость

·                    Истощение

·                    Сухость во рту, часто сопровождаемая чмокающими звуками при попытках повысить отделение слюны

·                    Судороги и эпилептические припадки (при больших дозах)

·                    Тремор и подергивания мышц, искажающие выражение лица и ухудшающие мелкую моторику

Психические симптомы

·                    Нервозность


·                    Раздражительность

·                    Изменчивость хода мыслей с бессвязной речью

·                    Тревога и паника

·                    Помрачение сознания (в тяжелых случаях – параноидный психоз)

Что искать?

Пилюли, капсулы, таблетки, порошок, шприцы, следы инъекций.

4.                 Галлюциногены

натуральные

-                     псилоцибин (из отдельного вида грибов)

   синтетические

-                     ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) – синтетический наркотик в виде белых кристаллов


-                     Экстази – белый порошок, в виде таблеток или капсул

Способы применения

- Глотание маленькими кусочками


- В виде таблеток, марок, которые легко растворяются в воде

- Курение (фенциклидин) в смеси с табаком или марихуаной

- Инъекционно

Интоксикация галлюциногенами

Физиологические симптомы

·                    Расширенные или нормальные зрачки


·                    Учащенный пульс

·                    Повышенное кровяное давление

·                    Тремор

·                    Тошнота

·                    Озноб

·                    Мышечные спазмы

·                    Нарушения координации

·                    Частое (иногда поверхностное) дыхание

·                    Кома (фенциклидин, кетамин)

·                    Полное отсутствие болевой чувствительности (фенциклидин, кетамин)

Психические симптомы


·                    Разорванность мышления

·                    Взрывная непредсказуемая агрессивность

·                    Затруднения со вступлением в общение

·                    Пассивность                 

·                    Замедленная

невнятная речь

·                    Провалы в памяти

·                    Возбудимость

·                    Бред преследования

Что искать?

Капсулы, таблетки, квадраты промокательной бумаги, марки

 

V. Алгоритм действий педагогов и администрации учебного заведения при подозрении, что подросток находится на территории образовательного учреждения в состоянии наркотического опьянения


 

1.                 Удалить учащегося из класса и по возможности изолировать его от остальных обучающихся до приезда родителей или законных представителей.

2.                 Незамедлительно поставить в известность руководство образовательного учреждения.

3.                 Вызвать медицинского работника учебного заведения для определения по видимым признакам состояния одурманивания у подростка.

4.                 В случае, когда состояние подростка расценено как состояние наркотического опьянения, незамедлительно известить о случившемся родителей или законных представителей.

5.                 Информировать родителей о государственных медицинских учреждениях, оказывающих квалифицированную наркологическую помощь несовершеннолетним.

6.                 Освидетельствовать несовершеннолетнего на состояние наркотического опьянения в государственном медицинском учреждении возможно только с согласия и в присутствии родителей или законных представителей.

7.                 В случае передозировки наркотическими веществами или общего ухудшения состояния здоровья несовершеннолетнего незамедлительно вызвать бригаду врачей скорой медицинской помощи.

8.                 При совершении подростком хулиганских действий прибегнуть к помощи сотрудников правоохранительных органов.

9.                 Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены на внутришкольный учет.

10.             О каждом выявленном факте потребления обучающимися наркотических средств или психотропных веществ сообщать в территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

 

VI. Алгоритм действий педагога при возникновении подозрения периодического потребления несовершеннолетним наркотиков


 

1.                 Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) несовершеннолетнего.

2.                 При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями  всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра – нарколога, работника правоохранительных органов.

3.                 Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом – наркологом.

4.                 Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в данном направлении.

 

VII. Организации и учреждения, которые могут оказать помощь в решении проблем, связанных с наркоманией

 

1.Областной наркологический диспансер: г. Вологда, ул. Набережная VI Армии, 139. тел. 72-04-08

2. Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Вологодской области:  г. Вологда, ул. Ленина, 15. тел.

78-63-63

Межрайонные отделы: г. Череповец – тел. 55-88-33; г. Великий Устюг – тел. 2-85-84; г. Устюжна – тел. 2-25-25.

3. Детская подростковая наркологическая служба: г. Вологда, ул. Северная, 6. тел. 27-73-76

4. Экстренная психологическая служба (с 17 до 5 часов утра): тел. 53-18-61

5. Служба «телефон доверия» (с 17 до 7 часов утра): тел. 54-00-15

6. Вологодский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями: г. Вологда, ул. Щетинина, 17 а. тел. 53-39-47

7. Центр социальной помощи семье и детям: г. Вологда, ул. Энгельса, 61. тел. 54-39-47

8. Центр медико – психологической помощи: г. Вологда, ул. Псковская, 11в. тел. 52-37-13, 52-35-03