zabika.ru 1

Анализ


деятельности опытно-экспериментальной площадки «Общественно активная школа -

Центра формирования здорового образа жизни»

МБОУ «ООШ №4» г. Котовска

Тамбовской области

Тема опытно-эксперимен-тальной работы


Общественно активная школа –

Центр формирования здорового образа жизни.

База опытно-эксперимен-тальной работы

Учебно-материальная база:



Наименование

Кол-во

Площадь

1

Учебные кабинеты

30

2000 м²

2

Спортивные залы

2

144м²

3

Лыжные базы

2

300 м²

4

Плавательный бассейн

1

1491 м²

5

Столовая

1


200 пос. мест

6

Танцевальный зал

1

80 м²

7

Библиотека

1

40 м²

8

Актовый зал

1

150 м²

9

Комната творческих дел

1

62 м²

10

Кабинет информатики

1

65 м²

11

Музей истории школы

1

70 м²

12

Стрелковый тир

1

365 м²

13

Футбольное поле

1

2400 м²

14

Баскетбольная площадка

1

624 м²

15

Волейбольные площадки

3

1500 м²


16

Гимнастический городок

1

2400 м²

17

Медицинский кабинет

2

35 м²

18

Кабинет интерактивного обучения

1

65 м²

19

Вспомогательные кабинеты

5

100 м²


Программное обеспечение:



Программа

Сроки реализации

1.

Программа развития школы «Школа – территория здорового образа жизни»

2011-2015

2.

Программа воспитания и социализации школьников

2011-2015

3.

Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Растим патриотов России»

2010-2015

4.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы на ступени начального общего образования

2011-2015

5.


Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

2011-2015

6.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников




7.

Программа деятельности ШДО «Современники»

2011-2015

8.

Программа организации внеурочной деятельности

2011-2015

9.

План работы социального педагога и библиотеки

2011-2015


Информационно-методическое обеспечение:



Наименование

1.

Мониторинговые исследования

2.

Использование ИК-технологий

3.

Создание и ведение баз данных

4.

Информация на Интернет-сайте ОУ

5.

Повышение квалификации педагогов школы

6.

Обсуждение вопросов экспериментальной деятельности на заседаниях Педсовета, Методсовета, Управляющего Совета школы


7.

Трансляция опыта экспериментальной деятельности




Актуальность проблемы

Актуальность формирования здорового образа жизни школьников, формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы заключается в том, что существуют факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:

*неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

*чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

*активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

*особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых.

Актуальность проблемы заключается ещё и в том, что в процессе формирования здорового образа жизни школьников должны принимать участие все участники образовательного процесса: педагоги, сами обучающиеся, их родители. Немаловажная роль в этом процессе может быть отведена общественности и социальным партнёрам.

Новизна исследования


Формирование ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни, а также планирование организации всей работы опирается на условия, основанные на научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Создаются условия для формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, включая жителей местного сообщества.

Школа становится ресурсным центром по формированию здорового образа жизни детей и взрослых, аккумулируя интеллектуальные, материальные и др. ресурсы.

Работа организуется на основе принципов: демократизация, добровольчество, партнёрство.

Организация работы по 3 направлениям:

-пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни,

-привлечение к занятиям физкультурой и спортом,

-забота о здоровье окружающей среды.

Цель исследования

Развитие сообщества микрорайона школы по формированию здорового образа жизни, привлечение родителей и жителей микрорайона к решению актуальной проблемы.


Объект исследования

Сообщество микрорайона школы, в рамках которого осуществляется работа по формированию ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни.


Предмет

исследования


Здоровье и образ жизни сообщества, которые путём формирования в рамках деятельности общественно активной школы смогут измениться в плане сохранения и укрепления, приобретения определённых навыков.


Гипотеза исследования

Общественно активная школа, становясь ресурсным центром в микрорайоне школы, позволит привлечь максимальное количество детей и взрослых к решению актуальной проблемы формирования здорового образа жизни.


Задачи исследования

-Изучение состояния процесса формирования здорового образа жизни.

-Усиление потенциала школы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

-Поиск новых путей решения проблемы формирования здорового образа жизни.

-Развитие местного сообщества.

-Привлечение к совместной работе социальных партнёров.

-Формирование ресурсного центра.

-Выявление эффективности деятельности общественно активной школы по формированию здорового образа жизни.


Основные этапы исследования

  1. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2011 года).

  2. Организационный этап (ноябрь 2011г. – февраль 2013г.).

  3. Итоговый этап (апрель-июнь 2013г.).

Ожидаемые результаты эксперимента

Создание условий для формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, включая жителей местного сообщества.

Сформированность здорового образа жизни большинства обучающихся и взрослых.

Работа школы в режиме ОАШ, как ресурсного центра по формированию здорового образа жизни детей и взрослых.

Развитие отношений с социальными партнёрами.

Сформированность социальной компетентности старшеклассников.

Построение работы по формированию здорового образа жизни на принципах демократизация, добровольчества, партнёрства.

Развитие сообщества микрорайона школы по формированию здорового образа жизни.


Активное участие родителей обучающихся и жителей микрорайона в решении актуальной проблемы.

Развитие опыта работы школы по пропаганде ценности здоровья и здорового образа жизни.

Развитие опыта работы школы по привлечению детей и взрослых к занятиям физкультурой и спортом.

Развитие опыта работы школы по организации заботы о здоровье окружающей среды.


Источники финансиро-вания

Целевые назначения городского и областного бюджетов на организацию деятельности школы.

Привлечение спонсорских средств Управляющим советом школы.



В 2011-2012 учебном году на базе школы была открыта городская экспериментальная площадка «Общественно активная школа – Центр формирования здорового образа жизни». Для этого было достаточно много предпосылок:

-школа имеет большой опыт работы по сохранению и укреплению здоровья школьников;

-является лауреатом областного конкурса «Школа – территория здоровья» 2011 года;

-располагается в одном здании с ДЮСШОР;

-имеет большую спортивную базу в хорошем состоянии;

-общественная активность обучающихся школы достаточно высока – школьная детская организация «Современники» на протяжении многих лет становится правофланговой ДО в городе, уделяя особое внимание социально-значимым делам;

-педагоги школы считают одним из приоритетных направлений работы – формирование здорового и безопасного образа жизни детей;

-родители обучающихся – жители микрорайона школы, заинтересованы в развитии местного сообщества в направлении здорового образа жизни.

Актуальность формирования здорового образа жизни школьников, формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы заключается и в том, что в процессе формирования здорового образа жизни школьников должны принимать участие все участники образовательного процесса: педагоги, сами обучающиеся, их родители. Немаловажная роль в этом процессе должна быть отведена общественности и социальным партнёрам.


Модель общественно активной школы предоставляет школе и местному сообществу возможность стать активными участниками в делах школы, в расширении её доступности, повышении эффективности и ответственности школы в деле обучения и воспитания детей, родителей, всего населения, чтобы на базе школы, началось становление и развитие местного сообщества.

Общественно активная школа в микрорайоне школы должна помочь привлечь максимальное количество детей и взрослых к решению проблемы формирования здорового образа жизни.

На первом подготовительном этапе работы экспериментальной площадки была организована деятельность:

-по изучению теоретических, методических материалов по вопросам эксперимента, состояния процесса формирования здорового образа жизни в микрорайоне школы. Проведены семинары с педагогами школы «Современная школа - общественно активная школа», «Формирование безопасного и здорового образа жизни – актуальная проблема работы школы», организовано обсуждение в сети Интернет на страницах «Дневника.ру» вопросов по деятельности школы в режиме ОАШ.

-был проведён мониторинг общественного мнения по актуальности формирования ЗОЖ, возможностей школы по организации данной работы, выбора направлений участия детей и взрослых в деятельности ОАШ по формированию ЗОЖ. Актуальность данных вопросов подтвердили более 90% опрошенных детей и взрослых. Выбраны направления работы:

*пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни,

*привлечение к занятиям физкультурой и спортом,

*забота о здоровье окружающей среды.

Все эти направления совпадают с реализацией школьных программ:

«Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников»

«Воспитания и социализации школьников»,

«Гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания и развития школьников».

В ходе подготовительной работы также проанализированы: состояние процесса формирования здорового образа жизни в школе, кадрового и материально-технического потенциала школы, подготовительной работы к началу экспериментальной деятельности.


-разработаны планы работы организационного комитета, работы по направлениям.

В режиме работы ОАШ наша школа, осуществляя свою деятельность на основе принципов демократизации, добровольчества и партнёрства, становится ресурсным Центром по формированию здорового образа жизни детей и взрослых, аккумулируя интеллектуальные, материальные, методические и др. ресурсы.

Так в рамках деятельности этого Центра на втором этапе экспериментальной деятельности ОАШ организована работа по всем выбранным направлениям:

-На базе школы проведены спортивные соревнования и массовые мероприятия:

*областная зимняя спартакиада работников образования,

*областные соревнования по волейболу,

*праздник двора, посвящённый Дню города,

*городские соревнования по волейболу,

*городские соревнования по пляжному футболу,

*школьные праздники, соревнования и Дни здоровья с участием обучающихся и их родителей.

-Акции «Мы за здоровый образ жизни!», «Здоровое питание», «Как уберечь себя от гриппа» по изготовлению и распространению в микрорайоне школы листовок, буклетов, газет по пропаганде ЗОЖ.

-Встречи с лучшими спортсменами школы и города в рамках Олимпийских уроков (Корнауховы ВС и ГА, Лукьянова СА, Палий ЛВ и О., тренеры ДЮСШОР, родители обучающихся).

-На базе школы обучающиеся имеют возможность заниматься в спортивных секциях по общей физической подготовке, лыжному спорту, лёгкой атлетике, баскетболу, спортивному ориентированию, гимнастике, борьбе дзюдо, каратэ, используя ресурсы школы, учреждений ДОД. Физкультурой и спортом занимаются 85% обучающихся школы.

-Жители микрорайона, среди которых много выпускников школы, имеют возможность заниматься на базе школы в группах здоровья по общей физической подготовке и волейболу, активно использовать школьный стадион в любое время года.

-В прошлом учебном году в рамках деятельности ОАШ были разработаны и реализованы социальные проекты в рамках школьного конкурса социальных проектов «Творим добро на всей земле!». Эти проекты стали совместной исследовательской, познавательной, творческой, коммуникативной, организационной деятельностью обучающихся, их родителей и педагогов.


Позволили построить совместную работу в течение учебного года в направлении формирования нравственного, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса в условиях развития общественно активной школы.

Во время участия в конкурсе были разработаны и реализованы социальные проекты:

Класс

Классный руководитель

Название проекта



ТА Жабина

«Папа, мама, я –

спортивная семья»



ТВ Пчелинцева



МВ Мусорина

«Если добрый ты…»



ТВ Петрова


«Мы выбираем спорт!»



АС Чикалина



МБ Жмаева



АА Кобцева

«Правила этикета»



ИА Медникова

«Мы едем, едем, едем…»



ОИ Тоскина

«Тропою добра к природе»



ТВ Саликова

«Весёлые старты»




НЮ Кошеренко

«Ландшафтный дизайн

пришкольной территории»



ТЕ Панина



ЛА Смирнова

«Весёлые каникулы»


-Регулярно в школе проводится операция «За чистоту и красоту пришкольной территории».

-В 2011-2012 уч.г. разработан и реализован проекта «Чистый лес», в работе над которым приняли участие обучающиеся, их родители, педагоги и технические служащие школы, сотрудники ТСЖ «Колесница».

-Обучающиеся школы вместе с учителями биологии, экологии, географии приняли активное участие в областных и городских акциях «Природа, мусор, человек», «Весенний дым», «Марш парков», днях защиты от экологической опасности.

-Участие в акциях «Чистый берег» и «Блогеры против мусора» помогло объединить разные категории людей микрорайона школы и сделать берег реки Цны в южном районе чистым. Успешное участие обучающихся школы в разных этапах этой акции (победа в конкурсе логотипов, 3-разовая уборка берега от мусора, экскурсия на мусороперерабатывающий завод г. Тамбова, организованную Главой администрации нашего города АМ Плахотниковым) помогает формировать экологическую культуру, здоровый образ жизни детей.

Следует отметить, что на всех этапах экспериментальной работы используются:

-ИК-технологии с использованием ресурсов сети Интернет и отражением эксперимента на школьном сайте и в сети «Дневник.ру»

-Здоровьесберегающие, здоровьеформирующие, развивающие технологии.

-Технологии социального проектирования и создания ситуации успеха.

-Активное участие в работе ОАШ школьного Управляющего Совета во главе с председателем МВ Бражниковой.


Сегодня уже можно говорить о некоторых результатах работы:

Созданы определённые условия для формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, включая жителей местного сообщества.

Активно формируется здоровый образ жизни большинства обучающихся и взрослых – участников образовательного процесса школы и жителей микрорайона школы.

Работа школы в режиме ОАШ способствует развитию школы, как ресурсного центра по формированию экологической культуры, здорового образа жизни детей и взрослых.

Развивается деятельность школы на принципах демократизации, добровольчества, партнёрства.

Формируется опыт работы школы по пропаганде ценности здоровья и здорового образа жизни, привлечению детей и взрослых к занятиям физкультурой и спортом, организации заботы о здоровье окружающей среды.

Вместе с тем, остаются нерешённые проблемы:

-малоактивная трансляция хода эксперимента в СМИ (Сеть Интернет и специальный выпуск «Школьного вестника»),

-не в полной мере использование ресурсов социального партнёрства,

-повышение квалификации педагогов школы по вопросам экспериментальной работы осуществляется только на базе школьных семинаров и самообразования, мало используются возможности ИПКРО ТО.

Экспериментальная работа продолжается. Общественная активность школы развивается. Школа постепенно становится ресурсным Центром по формированию ЗОЖ. К деятельности ОАШ привлекается всё большее количество заинтересованных лиц. Впереди ещё продолжение и окончание организационного этапа экспериментальной работы, подведение итогов деятельности в конце учебного года.